Президент Франции Эмманюэль Макрон остаётся единственным европейским лидером, с которым в Кремле ещё готовы поддерживать диалог. С начала военной спецоперации России на Украине он общался с Владимиром Путиным четыре раза. После разговора в воскресенье, 6 марта, который продлился 1 час 45 минут, Елисейский дворец сообщил, что, по мнению Макрона, Путин «очень решительно настроен достичь своих целей», включая денацификацию Украины, а также признание Киевом российского статуса Крыма и независимости республик Донбасса.
Несмотря на это, нет никаких свидетельств изменения позиции президента Франции относительно продолжения работы бизнеса из этой страны в России. Ведь в субботу, 5 марта, в Елисейском дворце состоялось совещание Эмманюэля Макрона с руководителями 15 крупнейших французских компаний, у которых есть проекты в России. По информации газеты Le Figaro, которая ссылается на участников совещания, президент посоветовал им воздержаться от поспешных решений и рекомендовал не уходить из России.
По информации газеты, речь идет о ведущем французском банке Societe Generale, энергетической и газовой компании Engie, авиастроительном концерне Airbus, операторе космических запусков Arianespace, торговом доме Auchan, продовольственной компании Danone и других. На встрече Макрон отметил, что Франция продолжит вводить санкции в отношении России вслед за ЕС и США, однако он советовал не уходить «поспешно» с российского рынка. «Нам напомнили, что каждая компания вправе самостоятельно определять свою стратегию на российском рынке, но министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр выразил мнение, что сейчас лучше поставить бизнес на паузу, чем в спешке покидать страну в одностороннем порядке, никого не предупредив», — добавил собеседник издания.
Прочные отношения между Францией и Россией — как культурные, так и экономические — побуждают французские компании «воздержаться от поспешных решений», подчеркнули в газете, и это контрастирует с настроем бизнеса из США, Великобритании и других стран Европы. Помимо Микрона и Ле Мэра, на встрече также присутствовали министр сельского хозяйства Жюльен Денорманди и министр-делегат по вопросам промышленности Аньес Панье-Рюнаше, то есть речь идёт о консолидированной позиции руководства Франции.
Но ещё до этого совещания, 2 марта, французская продовольственная компания Danone сообщила, что не собирается уходить с российского рынка. В пресс-службе отметили, что в настоящее время главными приоритетами являются безопасность сотрудников и поддержание бесперебойной работы бизнеса. «В текущих условиях компания ставит себе задачу обеспечить потребителей необходимыми для них продуктами питания» — отметили в Danone.
Однако если за закрытыми дверями в обществе бизнесменов Эмманюэль Макрон придерживается взвешенной позиции, то на публике политик ведёт себя воинственно — ведь приближаются президентские выборы. Он называет Россию и Путина агрессорами, публично выражает поддержку Украине и её президенту и т.п. Это нравится французам: согласно исследованию Odoxa Backbone Consulting, проведенному для газеты Le Figaro, 29% опрошенных считают, что имидж Макрона в последние дни улучшился.
При этом, хотя подавляющее большинство французов выступает усиление экономических санкций против России (79%), приём беженцев из Украины (77%) и военную помощь Украине (70%), но военное вмешательство Франции (26%) или НАТО (45%) гораздо менее популярно. Потому неудивительно, что премьер-министр Франции Жан Кастекс, хотя и заявил на днях в парламенте, что «мы поддерживаем украинские вооруженные силы поставкой топлива и военного оснащения, в том числе и вооружений», однако никакой конкретной информации об этих вооружениях не привёл. При этом Кастекс вновь напомнил о том, что Франция исключает участие своей армии в конфликте на Украине, при этом отметив: «Нам, без всякого сомнения, придется применить военную силу для защиты наших союзников в Восточной Европе, если конфликт выйдет за пределы территории Украины в страны-члены Североатлантического Альянса».
Пока что свою военную силу Франция демонстрирует в основном в Румынии. 4 марта французская авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем «Шарль де Голль» приступила к выполнению авиационного патрулирования воздушного пространства Черного моря, а также Румынии и Болгарии. Авианосец выполняет эти задачи, находясь в Восточном Средиземноморье, поскольку корабли такого класса по Конвенции Монтрё не могут заходить в Черное море.
А 6 марта министр вооруженных сил Франции Флоранс Парли прибыла на базу «Михаил Когэлничану» возле румынского города Констанца, как подчёркивают французские СМИ — в 200 километрах от границы с Украиной. Именно на этой базе дислоцируются 550 французских солдат и офицеров, которых Париж перебросил туда ещё до начала российской военной спецоперации. На самой базе Парли была весьма воинственной, заявив, что «Альянс не угрожает России, Европа не угрожает России, России никто не угрожает, но мы должны показать России, что наше единство непоколебимо, когда дело доходит до защиты наших союзников».
Однако в тот же день в эфире телеканала BFMTV, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать оглашенные ранее планы о поставках на Украину истребителей, госпожа министр была уже сдержаннее. «Я думаю, что в этой сфере нужно сохранять особую осмотрительность. Иными словами, нужно предоставлять Украине всю необходимую помощь, но в то же время мы не должны способствовать эскалации», — сказала Флоранс Парли.
Также 6 марта было опубликовано интервью гендиректора французского энергетического концерна Engie Катрин Макгрегор, в котором она заявила, что Евросоюз не сможет найти полной замены газу из РФ. «Ресурсы, которыми мы сейчас располагаем, ограничены. Они не достаточны, чтобы заменить весь газ, который мы сейчас получаем из России», — сказала Макгрегор французской газете Les Echos. По её словам, около 40% газа, который потребляет ЕС, поступает из России. «В некоторых странах Восточной Европы зависимость составляет 100%. Прекращение поставок имело бы тяжёлые и очень скорые последствия», — указала гендиректор Engie. Макгрегор уточнила, что это привело бы к повышению цены на электроэнергию, которое почувствовали бы и предприятия, и домохозяйства.
Понятно, что Engie, потеряв 987 миллионов евро инвестиций в «Северный поток — 2» из-за политических решений Запада, теперь попытается «отбить» их, торгуя российскими энергоносителями — благо, сам президент Франции рекомендует не прекращать бизнес с Россией. Конечно, Париж не обладает такой степенью суверенитета, как Лондон (британская Royal Dutch Shell спокойно покупает российскую нефть) или Анкара (отказывается закрыть небо для российских авиакомпаний). Однако Франция, как один из столпов Европейского Союза, пытается усилить геополитическую субъектность ЕС и вывести его из тени НАТО.
Так, на 10-11 марта в Париже Эмманюэль Макрон созвал саммит ЕС, главным вопросом которого будет строительство единой европейской обороны. Однако чтобы эти планы воплотились в реальность, необходима их поддержка со стороны Берлина, который пока идёт в русле американской политики, причём не только снабжает Киев оружием, но и фактически содействует отправке на Украину немецких наёмников.