Апелляцию по делу суд рассматривал 27 и 28 октября, но решение огласил только сегодня.
Американская сторона оспаривала в суде решение об отказе выдать Ассанжа властям США, которое вынесла судья Центрального уголовного суда Лондона Ванесса Барайтсер. По ее мнению, у журналиста, страдающего депрессией, расстройством аутистического спектра и синдромом Аспергера, могут снова появиться суицидальные мысли. Кроме того, условия в тюрьме Белмарш, по ее мнению, не имеют ничего общего с тем, что может ожидать Ассанжа в американской тюрьме.
Теперь же дело об экстрадиции вернут в суд первой инстанции.
Решение Высокого суда Лондона уже раскритиковала международная организация «Репортеры без границ».
«Мы убеждены, что Джулиан Ассанж стал жертвой своего вклада в журналистику», — заявил генсекретарь организации Кристоф Делуар.
Враг государства
В 2010 году Ассанж переехал в Швецию — именно сюда было решено перенести сервер сайта Wikileaks, так как законодательство этой страны заботится об анонимности пользователей. Практически сразу же после переезда в отношении него выдвинули обвинение в изнасиловании двух женщин. Журналист отверг обвинения, назвав их политически мотивированными. Более того, никаких заявлений об изнасиловании женщины на самом деле не подавали.
Опасаясь экстрадиции в США, Ассанж перебрался в Великобританию — тогда Швеция подключила к поискам журналиста Интерпол.
В Великобритании Ассанж сам явился в полицейский участок, где его и арестовали на основании ордера шведской прокуратуры. Вскоре журналиста отпустили под залог. Суд решает экстрадировать Ассанжа в Швецию, его защита дважды пытается это решение оспорить. В это время Ассанж, находившийся под подпиской о невыезде, просит политического убежища и укрывается в посольстве Эквадора, где в итоге проведет шесть лет.
Трамп выиграл суд, который пришел к мнению, что президент никак не связан с Wikileaks и знаменитыми «русскими хакерами», а публикацию Ассанжа признал законной (публиковать информацию, полученную от источников, позволяет 1-я поправка к Конституции США). Однако репутация все равно была подмочена, и чтобы на деле доказать свою невиновность, власти США называют Ассанжа виновным в утечке секретной информации в 2010 году. Речь идет о видео расстрела американским вертолетом мирных жителей в Ираке, переданном военнослужащим Брэдли Мэннингом.
Вскоре в посольстве Эквадора Ассанжа посетил конгрессмен Дана Рорабахер, который предложила ему сделку — взамен на свободу он должен был назвать имя своего источника, передавшего документы Нацкомитета Демпартии. Журналист отказался — и вместо одного обвинения получил 18. Среди которых взлом правительственных сайтов, незаконная публикация имен секретных источников и сговор с целью совершения компьютерного взлома — всего на 175 лет тюремного заключения.
С приходом к власти в Эквадоре нового проамериканского президента Ленина Морено Ассанжа начали всячески «прижимать», а в 2019 году и ему вовсе отказали в убежище. Позже выяснилось, что помещение, где жил журналист, прослушивалось компанией, связанной со спонсорами предвыборной кампании Дональда Трампа.
Тюрьма, суд и лжесвидетель
На выходе из посольства Эквадора Ассанжа арестовали, а затем посадили в одиночную камеру тюрьмы Белмарш. Швеция перестала требовать экстрадицию журналиста, и на экстрадиции Ассанжа сосредоточили свои силы власти США.
Настоящих доказательств того, что Ассанж взламывал какие-либо сайты, нет — даже показания ключевого свидетеля, Сигурдура Тордарсона оказались ложными. В июне этого года гражданин Исландии, бывший модератор чатов сторонников Wikileaks признался, что заставил американскую сторону поверить в то, что он был близким соратником основателя сайта.
В 2010 году Тордарсон присвоил $50 тысяч, которые были собраны для портала. Wikileaks подал на него в суд, после чего молодой человек предложил свои услуги ФБР в качестве информатора — в обмен на освобождение от ответственности.
Тордарсон утверждал, что Ассанж поручал ему взламывать компьютеры и телефоны членов парламента и записывать их разговоры. На самом же деле модератор чата получал всю эту информацию, которая предназначалась Ассанжу, от «третьей стороны», и никогда не проверял содержимое файлов. Журналист же его не инструктировал и не просил получать доступ к чужим компьютерам.
Как выяснилось, молодой человек значительно преувеличивал свое положение в Wikileaks и вынуждал СМИ щедро оплачивать свои поездки за границу, где он выдавал себя за официального представителя сайта.
Но эти признания никак не повлияли на решение суда — первый в истории журналист, получивший обвинение в шпионаже, оказался на шаг ближе к американской тюрьме.