Кто они такие
Протестантизм на Украине появился в результате влияния разных групп, пришедших на территорию страны в эпоху Реформации. Немножко повлияли чешские протестанты, ибо культурное влияние чехов среди поляков тогда было довольно большим (так, послом польского короля в Москве в 1570 году был чешский богослов Ян Рокита), и все модные в Чехии вещи рано или поздно доходили до поляков — на Украине и в Польше было очень влиятельно сообщество протестантов известных как «чешские братья».
Некоторое влияние оказали последователи «ереси жидовствующих» из России (например, низложенный в 1554 году архимандрит Артемий). Было заметно влияние беженцев из католических земель Западной Европы, уходивших от преследований универсальной монархии Габсбургов (поэтому в восточных кресах протестантизм иногда называли «гельветской церковью»).
В Великом Княжестве Литовском реформацию поддерживали высшие функционеры государства вроде Яна Глебовича и князя Николая Радзивилла «Черного», поэтому в целом на Украине в XVI веке действовали неплохие условия для распространения этой версии христианства.
На момент заключения Люблинской унии в 1569 году в Великом Княжестве Литовском было 229 кальвинистских конгрегаций. И уже вскоре их политический вес дал о себе знать.
Во второй половине XVI века за выборную должность короля Польши развернулась нешуточная борьба между серьезными претендентами. Одним из них был французский принц Генрих Анжуйский (будущий французский король Генрих III). Однако после массовой резни протестантов-гугенотов во Франции в 1573 году (т.н. «Варфоломеевская ночь») была велика опасность того, что из-за позиции протестантов Речи Посполитой выборы он проиграет.
Эту историю активно использовали агенты Ивана Грозного, который продвигал свою кандидатуру. Генриха в итоге королем избрали, но только после очень щедрых обещаний и прямого подкупа выборщиков.
Vamos a matar, companeros
Однако с принятием в 1595 году Брестской унии между православными и католиками Речи Посполитой обстановка для протестантов в целом ухудшилась, поскольку уния совершенно оправданно воспринималась как инструмент усиления Римской церкви.
Львиная доля религиозных репрессий, конечно же, пришлась на не пожелавших подчиниться православных (против которых в основном все и задумывалось). Но и протестантам тоже стало непросто, поскольку все эти действия имели место в более широком контексте всеевропейской католической контрреформации, у которой в Польше была влиятельная команда поддержки.
Достаточно сказать, что один из крупнейших землевладельцев княжества, Николай Радзивилл (сын ранее упомянутого «Черного»), был активным участником всех прокатолических начинаний в Речи Посполитой.
Поэтому протестанты Украины предприняли попытку организовать единый антикатолический фронт с православными. Этот проект нашел широкую поддержку со стороны князя Константина Острожского, крупного православного магната и одного из самых влиятельных политиков Литвы.
Момент был выбран довольно удачный, поскольку в тот период на Украине была активна делегация представителей Константинопольской церкви под предводительством грека Кирилла Лукариса (позднее он стал патриархом), известного благосклонным отношениям к протестантизму и враждебностью к католикам.
Представитель «чешских братьев» Симон Теофил Турновский составил проект союза православных и протестантов, предполагавший создание единой комиссии из представителей православного и протестантского духовенства с целью координации мер по защите верующих.
Однако долгие переговоры (в форме переписки) между Лукарисом и протестантскими функционерами ни к чему не привели. Православное духовенство за пределами Украины (в частности, начальство Лукариса в Константинополе и Александрии) воспринимало попытки протестантов заключить союз как попытку обратить самих православных в протестантизм.
Уже став Константинопольским патриархом, Лукарис издал в Женеве — центре протестантов-кальвинистов — собственный катехизис «Исповедание православной веры». Однако вскоре он был отстранен, а его вариант православного вероучения анафематствован.
Упадок сменяет развитие
В 1581 году острожский шляхтич Валентин Негалевский перевел Евангелие на русинский язык с издания польского же протестанта Мартина Чеховича, что стало важным шагом на пути развития протестантизма на Украине.
Ведь в Западной Европе реформация получила ускорение именно благодаря переводу Библии на национальные языки. Впрочем, здесь необходимо понимать, что развитие протестантизма на Украине развивалось в целом не автохтонным русинским населением, а поляками и иностранцами.
Так, в волынской Гоще в основанной в 1600 году протестантской общине все священники были поляками. А в протестантской школе, основанной в Черняхове в 1610 году магнатом Стефаном Немирычем, преподавателями вообще были немцы. Здесь, впрочем, ничего удивительного нет: к 1569 году русинская аристократия была в значительной мере полонизирована. Соответственно, развитие протестантизма там шло так же, как в Польше.
В принципе распространению протестантизма на Украине тогда серьезных препятствий не чинилось. Но вовсе не потому, что поляки-католики были такими веротерпимыми. Просто большинство протестантов относились к аристократам и горожанам, и их было не очень много.
Католический истеблишмент Польши был слишком увлечен угнетением огромной православной массы украинских крестьян. Собственно, это угнетение крестьян привело к восстанию Хмельницкого и этно-религиозным войнам в регионе, которые нанесли огромный ущерб протестантским общинам Украины, поскольку от восставших доставалось всем неправославным общинам.
Вторжение шведов в Польшу ухудшило ситуацию, поскольку часть польских протестантов приветствовали протестантов-шведов и помогали им, что привело к чисткам и репрессиями против протестантов после победы поляков.
Протестантов на Украине никогда не было слишком много, и череда войн и кровавых усобиц привела к практически полному исчезновению протестантизма на Украине к 1660 году.
Если смотреть на географию Украины шире, например, с учетом территорий, отошедших позднее к Румынии и Чехословакии, то там протестантизм сохранился только в форме крошечных поселений западноевропейских колонистов типа меннонитов. А религиозная жизнь Украины с тех пор крутилась вокруг противостояния православия и католичества-униатства.
История протестантизма на Украине польского периода поучительна для жителей Украины современной. Небольшая община в стране со сложной этно-конфессиональной ситуацией и напряженной обстановкой — это весьма привлекательный объект для нападений.