«Правительство должно самоустраниться от этого процесса, передав дела регулятору — НКРЭКУ (Нацкомиссия по тарифам. — Ред.). Именно он должен определять уровень тарифов, в том числе и предельный для каждого региона или отдельного предприятия», — прокомментировал ситуацию директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
Непредсказуемый январь
Тарифный вопрос контролируется как лицензированными НКРЭКУ теплопоставщиками, так и предприятиями, которые подчиняются местным советам. Они, в свою очередь, своим решением могут определять уровень тарифов для предприятий тепловой энергетики. Пока что объективных причин для роста теплотарифов нет.
Теплокоммунэнерго не вышло на предельную цену закупки газа 8550 грн/1 тыс. кубометров (22 800 руб). Именно при такой цене газа устанавливались тарифы для ТКЭ и населения. Сейчас голубое топливо продается тепловикам и населению в рамках социальных спецобязательств. С 1 ноября 2018 года постановлением КМУ №867 они предполагают продажу по цене 6235,51 грн без НДС (16 600 руб). С учетом транспортировки, наценки поставщика и НДС розничная цена должна составлять 8548,92 грн. Это и есть знаменитое фиксированное повышение цены газа экс-премьером Гройсманом на 23%.
Если цена на рынке ниже 8550 грн/1 тыс. куб. м, действует минимальное значение из вариантов формирования цен на топливо. Если же рыночная цена вырастет свыше этой суммы, ее ограничат на уровне 8550 грн. С 1 ноября «Нафтогаз» поднял цену на газ для населения на 14,7%, для промпредприятий — на 19%. Сейчас газ для населения торгуется где-то на уровне 7 тыс. грн/1 тыс. кубометров (18 650 руб). В условиях рынка через месяц цены на газ для домохозяйств догонят цены для промышленности.
Вместе с тем цены на европейских газовых рынках на энергоресурсы в холодный период, естественно, растут. Динамика роста цен составляет порядка 40%, говорит энергоэксперт. И если приплюсовать все наценки и НДС, то конечная цена для ТКЭ и населения получится приблизительно те же 8500 грн/1 тыс. кубов (22 800 руб). «Как поведут себя предприятия ТКЭ после 1 января 2020, когда закончатся спецобязательства и когда цены станут плавающими, сказать сложно», — сказал Землянский.
Секретная абонплата и нарушение Конституции
Более того, в структуре газового тарифа растут цены на транспортировку топлива и подключение к сетям, то есть абонплата, для которой выделят отдельную строчку в квитанции. Правда, на абонплату НКРЭКУ не посчитала тарифы, так как стоимость распределения в каждом регионе разная. Хотя тариф за подключение к теплосети будет один для всех.
Ассоциация «Укртеплокоммунэнерго» протестовала против постановления №560 о граничном тарифе. Согласно постановлению тариф на тепло оставался на уровне 1,4 тыс. гривен (3,5 тыс. рублей) за 1 Гкал. По словам главы Ассоциации Арсена Блащука, в среднем в областных центрах тариф составляет 1,8-1,9 тыс. гривен.
Документ предусматривал мониторинг тарифов органами местного самоуправления: они не должны превышать 1400 грн/Гкал. Но чтобы покрыть ценовую разницу (газ, налоги, электроэнергия, зарплаты), придется из бюджета выделять деньги, чтобы… снова заплатить их в казну. Поэтому «Укртеплокоммунэнерго» горячо приветствовало отмену постановления №560. А Минэнерго сообщило, что средний тариф составит 1807 грн за 1 Гкал.
Указ Гройсмана нарушал ст. 142 Конституции, обязывающую государство компенсировать расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений органов государственной власти. А также противоречил Закону Украины «О теплоснабжении» (тарифы на тепло должны покрывать расходы на производство, транспортировку и поставку теплоэнергии) и Закону Украины «О ценах и ценообразовании» (обязывает органы исполнительной власти и местного самоуправления возместить за счет местных бюджетов ТКЭ разницу между размером реального и экономически необоснованного тарифа).
«Государство ввело рынок электроэнергии, и нужно наперед осуществить оплату за электричество. Но мы же с населения не берем предварительно оплату за тепло. С 1 января 2020 года заработает рынок газа. А кто оплатит 32 млрд грн (цифра выросла до 35,8 млрд грн. — Ред.) долгов за газ? В том числе почти 10 млрд грн штрафов за предыдущий период?» — беспокоился в октябре Блащук.
В связи с отменой постановления №560 предприятия ТКЭ уже направили в местные советы увеличенные расчеты. Например, «Киевтеплоэнерго» повысил тарифы для бытовых потребителей на 25,5%, что равняется 1654 грн/Гкал.
«Притом что на протяжении полугода реальная входящая цена газа для «Киевтеплоэнерго» была почти на 30% ниже той, по которой рассчитывался предыдущий тариф на тепло. Она и в ноябре ниже», — возмущается сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
…А горячую воду не пересмотрели
Тарифы на тепло с 1 января 2020 года рассчитаны, исходя из цены на газ в 8500 грн/1 тыс. куб. м. Но летом и осенью был приобретен газ на 30% дешевле — по 6500 грн/1000 куб. м. Почти 21 млрд куб. м. закачали в подземные хранилища газа (ПХГ), что на 26% больше, чем в 2018 году. В этой связи эксперты и говорят о реальном шансе снизить тарифы.
«Учитывая, что в цене гигакалории тепла и кубометра горячей воды стоимость газа составляет примерно 60%, несложный расчет показывает: нынешние расценки на них могут снизиться минимум на 20%, и это окажется безубыточным для теплокоммунэнерго даже с учетом инфляции, роста зарплат и т.д…» — сообщал ранее Валентин Землянский.
Он заметил, что после небольшого летнего снижения цен на газ не были пересмотрены цены на горячую воду.
Скорее всего, повышение тарифов украинцы увидят в декабрьских платежках. Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак отметил, что темпы роста коммуналки превышают рост уровня жизни граждан. Так, на 14% снижаются траты государства на субсидии (с 55 млрд грн до 47 млрд грн) и на15% увеличиваются газовые тарифы. В то же время по госбюджету на 2020 год минимальная зарплата вырастет на 12%, прожиточный минимум — на 10%.
Долги населения за коммуналку составляют 51 млрд грн. Конкретно за отопление — 14,8 млрд грн. Хотя правительство якобы работает над комплексным решением вопросов погашения старых долгов, реструктуризации задолженностей.
«Раз есть такое количество семей, которые не могут оплачивать эти тарифы и в результате возникает задолженность, необходимо реагировать и распределять сверхприбыли энергетических компаний в пользу малообеспеченных слоев населения. Для этого и существует механизм субсидий», — заметил Новак.
Невидимая рука государства
Кроме того, цены на энергоресурс не являются рыночными, как заявляет власть и «Нафтогаз», а установлены самим государством. Цена, выровненная до европейской при собственной добыче газа, покрывающей с лихвой потребности населения в газе, не является рыночной ценой. Тогда как при наличии рынка газа появилась бы конкуренция, которая бы, напротив, двигала цену вниз.
При этом расходы на субсидии сократят, и с 1 мая 2020 года их размер уменьшится на 5%. Ну и не стоит забывать о верификации субсидиантов, которую собираются ввести. Самое интересное здесь то, что население и ТКЭ переплачивают огромные деньги за газ. Это доказано судом.
И еще одно: как продвигаются дела с продлением контракта на транзит через украинскую газотранспортную систему российского газа между «Нафтогазом» и «Газпромом», доподлинно неизвестно. Если стороны не ударят по рукам, тарифы на газ могут вырасти еще больше в условиях, когда в трубе без транзитного топлива надо будет поддерживать давление.