«А всё равно Москва никуда не денется!»
«Украина и Россия готовятся к последнему и решительному бою за доходы от газа, — пишет немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung. — Киев заручился поддержкой ЕС и потому настаивает на заключении полновесного договора на 10 лет. Президент России Путин допускает возможность продления заканчивающегося соглашения максимум на год».
У авторов — редактора Герхарда Гнаука и аналитика Мари Вагнер — всё в порядке, пока они просто описывают сложившуюся ситуацию. Но вот когда начинаются прогнозы, тут желаемое пытаются выдать за действительное.
По мнению газетчиков, ЕС благодаря затягиванию Данией выдачи разрешения на прокладку СП-2 в ее исключительной экономической зоне фактически обеспечивает Украине выживание.
«Россия не сможет начать прокачку топлива по СП-2 этой зимой. Украина же накопила в своих хранилищах достаточно, чтобы в холода не замерзнуть», — отмечают авторы, заверяя читателей, что «при таких условиях Москве просто деваться некуда, поскольку через украинскую ГТС она прокачивает в год 86 млрд кубометров газа, и это 34% от всего объема поставок «Газпрома» в Европу».
То есть вроде бы «сдайся, враг, замри и ляг» — соглашайся, господин Миллер, на условия Киева, пока они для тебя хуже не стали.
Странно, что вроде бы серьезные аналитики почему-то не обращают внимания на ими же приведённый факт: «Россия уже заранее закачала в европейские резервуары рекордные объемы топлива». Ну не для простого же хранения, а для последующей продажи европотребителю. И да, «Турецкий поток» и СП-1 — это не потемкинские деревни, а вполне рабочие структуры, которые позволят российскому поставщику выполнить свои обязательства перед странами ЕС, не прибегая к помощи Киева.
Но… Германские аналитики не хотят расстраивать Украину раньше времени. И вообще наблюдать за противостоянием Москвы и Киева — такое увлекательное дело!
«Москва давит на ЕС и Киев, заставляя подписывать транзит на ее условиях»
Польское издание Defence 24 успевает на протяжении всего одной аналитической статьи и порадоваться «провалу России благодаря датскому торможению», и опечалиться выводом, что «Москве удается оказать необходимое давление на Евросоюз и Киев с тем, чтобы подписать новое соглашение на условиях, выгодных России».
«Все газохранилища в Европе заполнены на 90-96%, и бо́льшая часть этих запасов принадлежит «Газпрому», — отмечает в своем материале журналист Мачей Заневич. — В случае приостановки поставок российскому монополисту есть чем «перекрыться». А вот Украине, скорее всего, придется идти на уступки Москве ради заключения договора».
Автор почему-то упирает на то, что «России нужен контракт на пять лет с объемом прокачки до 30 млрд кубов в год», хотя президент Владимир Путин неоднократно выражал согласие подписать годичное соглашение. Но, наверное, Заневич лучше Путина знает, какие именно объемы и сроки пытаются согласовать высокие договаривающиеся стороны.
«Судя по заполненным европейским хранилищам, Москва готова стоять на своем, поставив Европу перед фактом возможной приостановки поставок», — уверен автор.
Холод, по его мнению, должен будет подтолкнуть Киев к сговорчивости, а Евросоюз — к тому, чтобы придерживаться максимально нейтральной позиции. Такой, чтобы в стремлении поддержать Украину не навредить себе любимому.
«Россия сейчас не в той позиции, когда приходится соглашаться на любые условия, лишь бы подписать контракт. Как раз наоборот, именно она диктует правила игры и стремится выжать для себя максимум из имеющегося положения», — резюмирует автор.
«Москва получила новый козырь»
«Дания дала разрешение на укладку «Северного потока-2». Это значит, что проект, рассоривший США и РФ, будет реализован», — констатирует ведущее финансовое издание Великобритании Financial Times.
Авторы короткой, но все же размещенной на главной странице интернет-версии газеты статьи скороговоркой сообщают о том, что сколько ни препятствовала «последняя надежда США российской газовой экспансии», а все же сдалась.
«Русские восприняли сообщение о разрешении как должное, без особых восторгов, по-деловому. Вашингтон оно не обрадовало, а в Киеве поняли, что Москва получила новый сильный козырь для ведения переговоров с Украиной о транзите российского голубого топлива в Европу», — заключают авторы, отмечая, что Берлин «не замедлил напомнить России о важности сохранения украинского маршрута».
Но выглядит эта оговорка скорее вялой попыткой обозначить, что «в Брюсселе своих не бросают», чем обязательством Евросоюза помочь Киеву «продавить» Москву на переговорах об украинском транзите.
«СП-2 — это месть России Украине за санкции»
«Дания сдалась, а значит, «Северный поток-2» будет завершен. Усилия Польши, Украины и США, пытавшихся остановить русских, пошли прахом», — с грустью извещает своих читателей The New York Times.
«Это вопрос геополитики. Газопроводы не только сделают Европу более зависимой от российского газа, но еще и оставят не у дел Польшу с Украиной, обойдя их стороной и оставив без дохода за транзит».
Журналист Стивен Эрлангер говорит о «некоторых экспертах, полагающих, что Россия таким путем стремится навредить экономике Украины в ответ за санкции, наложенные на Москву после аннексии Крыма в 2014». Список тех, кто так думает, корреспондент не приводит, но вряд ли надо сомневаться, что подобные «специалисты» существуют.
Вложить в проект €9,5 млрд с одной целью — отомстить Украине — до такого даже Ротшильды и Рокфеллеры не додумаются.
«Теперь Украина имеет преимущества»
Журналисты германской Die Welt из тех оптимистов, что в любом провале найдут успех, а любую победу представят крахом.
«Хотя Россия и получила разрешение от Дании на строительство «Северного потока-2», в выигрыше от этого остались США и Украина, — уверенно заявляет на страницах газеты ее корреспондент Даниэль Ветцель. — США путем дипломатического давления на Копенгаген сумели максимально протянуть время и дать возможность Украине добиться важных преимуществ в предстоящей битве за подписание контракта на прокачку газа через контролируемую Киевом территорию».
Фокус, оказывается, вот в чем: по данным группы исследователей, возглавляемой мюнстерским экономистом Андреасом Лёшелом, «заработок Украины от транзита российского газа составляет всего 4% в общем доходе страны за год, а для России прокачка голубого топлива через украинскую ГТС приносит 40% от объема федерального экспорта энергоносителей и 20% от общегосударственного».
Для рядового читателя цифры, представленные экономистами, кажутся убедительным доказательством победы Киева, пользуясь боксерской терминологией «ввиду явного преимущества». Человек, более или менее подкованный в экономике (а таких, согласитесь, намного меньше, чем просто читателей СМИ), обратит внимание на искусное жонглирование терминами, выполняемое немецкими специалистами.
Ведь в «украинском случае» говорится о доле от всего годового дохода страны, а в «российском» — только о проценте от экспорта энергоносителей. Но зато насколько красиво сравнение не в пользу русских! Настолько, что рядовому читателю даже не придёт в голову задаться вопросом, чем отличается «федеральный уровень экспорта» от «общегосударственного». Расчет, видимо, на то, что германский житель мало осведомлен о том, что государство российское и есть федерация, то есть для РФ эти два термина — синонимы. Почему же один оказывается ровно в два раза весомее другого, знает только Лёшел.