Киево-Печерская лавра как свидетель и участник истории Руси

Золотые купола Киево-Печерской лавры, горящие в солнечных лучах над гладью степенно несущего свои воды Днепра, давно стали символом не только Киева, но всего славянского, всего Русского мира — это один из первых монастырей на Руси
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Украинско-польские браки: извилистая дорога с односторонним движениемВ 2018 году 1338 украинок вышли замуж за поляков, и лишь 259 полячек стали жёнами украинцев. Хотя за последние годы число браков граждан Украины и Польши выросло в 4,5 раза, тенденция не меняется
Сюда тянулись богомольцы со всех ближних и самых дальних сторон, здесь зримо и незримо запечатлены все взлёты и падения в бурной истории страны.

Недавно была одна из таких дат: 29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о признании бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок. Подписал это постановление председатель Всеукраинского ЦИК Григорий Петровский. Ещё раньше большая часть церквей и монастырей на территории лавры были опечатаны, во временной собственности объединившихся в сельскохозяйственную и ремесленную трудовую общину монахов оставались лишь Успенский собор и Дальние пещеры.

Вскоре после принятия постановления 1926 года не осталось и этого. «Монахов начали изгонять с территории монастыря. …Часть их была расстреляна, остальные заключены в тюрьмы или сосланы. В 1929 г. в духе обычных советских судебных процессов был разыгран спектакль под названием «дело Чехуна» (архидиакон Успенского собора, монах Киево-Печерской лавры Елладий Чехун. — Ред.). После показательного суда Киево-Печерская лавра и Флоровский монастырь были закрыты», — отмечает исследователь П. Дьячкова во вводной статье к сборнику воспоминаний в альманахе «Россия. ХХ век».

Тогда мало кого удивило такое окончательное, как могло показаться, завершение многовековой истории лавры, начавшейся ещё в 1051 году.

В летописи самой лавры описываемые события отражены сухо и кратко:
«1926 — Создание Киево-Печерского историко-культурного государственного заповедника (Всеукраинский музейный городок).
1930 — Выселение из Лавры монашеской общины».

Но сколько трагических событий скрыты за этими сухими строчками. Почему современникам тех событий (а это наши деды и прадеды) не приходилось удивляться этому, вполне понятно — революция, гражданская война в корне изменили жизнь страны и всех её обитателей. Наше поколение, выросшее на фильмах «Юность Максима», «Неуловимые мстители» и т.д., по понятным причинам имело довольно романтизированные представления о той эпохе кровавой ломки старой империи и возникновения новой. Разве что Михаил Булгаков и Константин Паустовский намекали: не так всё было просто…

На обзорном совещании ОБСЕ обсудили украинский неонацизм и гонения на УПЦНа прошлой неделе в Варшаве прошла серия заседаний по тематике дискриминации и преступлений ненависти (hate crimes), то есть преступлений, совершенных по мотиву расовой, национальной или религиозной ненависти. Прошли встречи в рамках обзорного совещания по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения ОБСЕ

Но оставался вопрос: как православный народ мог допустить массовое закрытие и разграбление церквей и монастырей, преследования священнослужителей?
Некоторые поправки в представления об эпохе внесли переиздания в 90-х годах ХХ века мемуаров участников и свидетелей тех событий. Так, трудно без содрогания читать некоторые страницы переизданного в 1993 году в Москве двухтомника (третий том так и не был издан) воспоминаний бывшего товарища обер-прокурора Священного Синода князя Николая Давидовича Жевахова, которому пришлось наблюдать, в частности, как Киев переходил из рук в руки и что творилось в это время в городе и в окрестностях. Пересказать это просто невозможно, рекомендуем читателям ознакомиться с этим трудом. Князь Жевахов, человек искренне верующий, много размышлял о причинах, по которым в православной стране стала возможной ужасающая братоубийственная бойня. Теперь, когда на Украине снова проливается кровь в гражданской войне, мы можем лучше это понять. Но здесь ограничимся только церковной (условно) темой.

«Почему же Русская Православная Церковь попала в такое ужасающее положение?» — задаётся вопросом Жевахов. И среди причин указывает общий сдвиг христианского сознания в сторону рационализма, ослабление веры: «человек стал больше бояться человека, чем Бога». И произошло это отступление от веры, по словам князя, задолго до 1917 года. Что до описываемых Жеваховым событий революции и гражданской войны на Украине, то ловишь себя на мысли: да не из сегодняшнего ли дня всё это?

«В Киеве образовалась новая раскольническая церковь — украинская. Украинцы (светские) в прошлом сентябре (1921 г.) собрались толпой и «рукоположили» митрополитом священника с Соломенки Василия Липковского, а он стал рукополагать епископов «без монашеского стажа». Появилось, таким образом, две иерархии: православная и украинская, — цитирует Жевахов поступающие ему в изгнание частные письма и сообщения прессы. — Епископов украинских набрали очень много из светских (…). Епископы рукополагают священников, себе подобных. Последние ведут отчаянную борьбу за приходы с прежними священниками. Смута невероятная, и всё ширится…».

Греческая церковь отказалась принять «новую церковь» УкраиныДве комиссии, созданные Элладской (Греческой) православной церковью, высказали возражения против признания так называемой новой церкви Украины. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в церковных кругах

Тотальная украинизация, церковный раскол, большие амбиции мелких людей, неумолимо ведущие к трагической развязке. Невольно вспоминаются раскольник Филарет и массовые захваты храмов канонической Украинской православной церкви, вспоминаются и «эпические» события вокруг томоса — детища Стамбульского патриарха и бывшего украинского президента Порошенко. История эта ещё не стала историей, ещё не закончена. Ещё недавно раскольники грозили захватить Киево-Печерскую лавру, да что там — и до сих пор грозят. Буквально на прошлой неделе лидер так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифаний Думенковыразил надежду на то, что Киево-Печерская лавра рано или поздно перейдет под контроль раскольников, что «все святыни украинского народа будут принадлежать поместной церкви».

И если мы вернулись к лавре, отметим: после многих перипетий Киево-Печерская лавра возродилась. Мы наблюдали процесс возрождения с близкого расстояния, работая в Киеве. Можно долго об этом рассказывать, но лучше посмотреть фильмы, которые мы в этот период снимали в лавре вместе с нашим другом и коллегой (к сожалению, безвременно покинувшем нас) Сергеем Тышковцом. Прошли годы, неузнаваемо изменилась Украина. Но всё так же сияют в солнечных лучах купола Лавры над Днепром, это по-прежнему — православная твердыня. И пока так, есть надежда.

 

Рекомендуем