Ведь если Украина выполнит политические пункты Минских соглашений, то произойдет откат до отдельных районов Луганской и Донецкой областей, что многим представляется предательством и капитуляцией перед Киевом.
Эти страхи не слишком основательны по двум причинам. Во-первых, предполагать, что политические пункты будут выполнены в полном объеме, по меньшей мере, наивно. Даже предельно, казалось бы, ясную и лаконичную «формулу Штайнмайера» новая украинская власть уже пытается трактовать в рамках прежних, сформулированных еще при Петре Порошенко, подходах. Вчера на брифинге Владимир Зеленский вдруг объявил, что следование по формуле прежде всего даст Киеву контроль над границей. Где как в самой формуле, так и в Минских соглашениях украинскому президенту пригрезилось это «прежде всего». Контроль над границей — это заключительный аккорд, который должен прозвучать после того, как будет отыграна вся партитура.
Второй пассаж, вызывающий, мягко говоря, недоумение, — это обещание украинского правителя разработать новый закон об особом статусе Донбасса. Да, действительно, срок его действия истекает в конце 2019 года. Но, будучи принят только в первом чтении, он так и не вступил в силу. Его текст соответствует Минским соглашениям, и если есть какая-то необходимость что-то с ним делать, так это принять во втором и третьем чтении, а потом просто продлить. «В этом новом законе не будет перейдена ни одна красная линия. Именно поэтому нет и никогда не будет никакой капитуляции», — заявил Зеленский. Что такое «красные линии» в связи с этой темой, хорошо известно. Главным образом это внесение изменений в Конституцию после того, как Рада одобрит законопроект. То есть косвенно глава украинского государства вновь заявил, что этого сделано не будет.
Во-вторых, наделение «отдельных районов» особым статусом чревато распадом Украины, поскольку не могут отдельные территории пользоваться закрепленными в Конституции исключительными правами, в то время как остальные будут такой возможности лишены. После конституционного закрепления этого статуса за Донбассом, все без исключения области Украины смогут подать в Конституционный суд иск о выравнивании их прав с правами «отдельных районов». Это прямой путь сначала к конфедерализации Украины, а потом и к распаду, поскольку сшитая из чужеродных частей страна до сих пор сохраняла целостность лишь благодаря унитарному обручу и инерции советского административно-территориального устройства.
Таким образом, имплементация «формулы Штайнмайера» представляется даже после согласования делом в высшей степени сомнительным. И в республиках прекрасно об этом знают. Сегодня на республиканском телевидении, куда я заезжал по делам, ведущий одной из программ Игорь Фарамазян сказал мне, что скорее всего дело закончится разведением войск и с высокой долей вероятности последующим размещением в демилитаризованной зоне миротворческого контингента. На это Киев тоже рано или поздно даст свое согласие. «Нас это более чем устраивает», — сказал Игорь.
И в заключение еще один успокаивающий пассаж. Даже если представить невозможное — Украина с трудом, с паузами, но все же проходит по «формуле Штайнмайера», где в соглашениях записано, что «отдельные районы» должны менять свой статус. Там сказано, что они живут по собственному законодательству. А по нему эти самые районы являются Донецкой и Луганской Народными Республиками. И оставаясь таковыми, они отнюдь не нарушают Минские соглашения. Они вполне смогут существовать, обладая двойным статусом. Но это сугубо теоретическое допущение, поскольку всерьез рассуждать о готовности Киева отыграть всю минскую партию без изъятий пока нет ни малейших оснований. Но и той части, которую он способен выполнить, хватит для главного — полного прекращения боевых действий.
Пока же Зеленскому придется после согласования единой редакции сделать, как это обычно и происходит, несколько шагов в обратном направлении, чтобы хоть немного успокоить впавших в ярость неонацистов. В ближайшие недели две будут звучать заявления, по сути отзывающие подпись под единым документом, вернее письмом с выражением согласия, направленным каждой из делегаций на имя представителя ОБСЕ Мартина Сайдика. Это тоже не стоит воспринимать слишком серьезно. Новая украинская власть зажата в очень узком пространстве. С одной стороны ее подпирают Париж, Берлин и Вашингтон, требующие реальных шагов по установлению мира, с другой — собственные радикалы, угрожающие вынести президента «на вилах» из его собственного кабинета.