Во время первой речи в статусе президента Зеленский пообещал много — целую декларацию намерений.
Пообещал закончить войну в Донбассе. Очередное перемирие стартовало 21 июля, но продлилось недолго. 7 августа после гибели четырех украинских военнослужащих в Донбассе Зеленский провел совещание с главами силовых ведомств и секретарем СНБО.
Пообещал обмен пленными — «возвращение всех украинских пленных». Тоже пока не получилось, но продолжаются переговоры об обмене заключенными между Россией и Украиной.
Пообещал бороться за умы украинцев Донбасса и Крыма. Пока на уровне деклараций — создать русскоязычный международный канал.
Пообещал распустить Верховную Раду. Действительно распустил и завёл в парламент свою политсилу — 254 депутата, рекорд за всю историю независимости. «Зелёная волна» смыла старых политиков и дала шанс новым.
Издание Украина.ру обратилось к политическим экспертом с просьбой прокомментировать первые 100 дней Зеленского на посту: общие впечатления, запомнившиеся поступки, стратегии и тактики нового главы государства, а также насколько самостоятельным политиком ему удалось стать.
Из «слабака» — в хозяина страны
Для президента эти сто дней были весьма успешными, прежде всего по результату парламентских выборов. Зеленский получил почти абсолютную власть. За эти сто дней он сумел сделать то, чего за такой же период не удавалось никому из остальных президентов Украины, говорит руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Казалось бы, все его считали «слабаком», он объективно неопытен, без достаточных знаний и компетенции в области политики, но за эти сто дней в плане концентрации власти он сделал даже больше, чем за такой же период сделал Янукович. Вот такой парадокс», — отметил политолог.
По словам эксперта, Зеленский умел активизировать переговорный процесс по Донбассу: результаты локальные, но больших результатов быть не могло объективно. А если удастся добиться обмена моряков и ряда других украинцев, находящихся в заключении в России, то это тоже будет достижением.
В то же время у нового президента есть очевидные слабости с кадровой политикой, отмечает Фесенко: очевидно отсутствие системности в подготовке и обосновании государственных решений.
Главный результат этих ста дней — «Слуга народа» превращается в хозяина страны», — сообщил политолог.
Чувствует запросы общества и реагирует — в отличие от Порошенко
Пока Зеленскому хорошо удаётся то, на чем погорел Порошенко, считает политолог и политтехнолог Андрей Золотарёв. У Порошенко тоже был колоссальный запрос на наказание коррупционеров, но он предпочел их обелить — как человек деловой.
«Зеленский же уже начал этот процесс, осенью мы увидим продолжение, будет сезон посадок. Он очень тонко чувствует аудиторию, общественный запрос. Намного лучше экс-президента», — прогнозирует эксперт.
Пока же президенту удается достаточно ловко маневрировать между общественными ожиданиями: первые сто дней он заканчивает с очень высоким кредитом доверия, «он не упал».
«Но настоящего Зеленского мы увидим в следующие сто дней, когда надо будет принимать конкретные решения, порой непопулярные. Для него это будет куда более сложно. Он получит всю полноту власти и всю полноту ответственности.
Начнутся информационные скандалы, будет ухудшение отношений с (бизнесменом Игорем. — Ред.) Коломойским, который будет время от времени демонстрировать, что он в доме хозяин. Этот процесс запрограммирован», — уверен Золотарёв.
Донбасс: разморозка без прорывов
«В своей инаугурационной речи Зеленский достаточно смело говорил о компромиссах ради достижения мира в Донбассе. Эта идея в первые дни явно поддерживалась главой ОП Андреем Богданом, а в дальнейшем впечатление стало противоречивым.
С одной стороны, мы имеем решение Трехсторонней контактной группы по разведению сил в Станице Луганской и перемирию. Но опять-таки перемирие качественно не отличается от тех, которые были при Порошенко. Поскольку этот момент ключевой, я не могу говорить о качественных сдвигах», — сказал эксперт.
Как отмечает Попов, главное — это фраза Зеленского в разговоре с Путиным: что Украине не нужно закреплять статус Донбасса в Конституции. То есть это явный отход от Минских соглашений.
«Это достаточно тревожное высказывание, но, с другой стороны, допускаю, что это было сделано для внутреннего употребления.
Накануне погибли четыре украинских солдата. Это достаточно редкий случай гибели стольких людей при нынешнем вялотекущем конфликте. Поэтому Зеленскому нужно было сказать что-то жесткое. Это жест, который может не быть неподкрепленным другими действиями», — заявил политолог.
«В русле Порошенко»
До сих пор непонятно, смотрим ли мы на президента Зеленского, или смотрим сериал о Голобородько (главный герой сериала «Слуга народа», роль играл Зеленский). Такое мнение у российского политолога Дмитрия Куликова.
«Выступая на Дне независимости, он наговорил столько глупостей, которые касаются истории Украины, что переплюнул в количестве этих глупостей Порошенко. Хотя с ним трудно в этом соревноваться. Вот это и было самым замечательным. Больше ничего пока», — сообщил политолог.
Как говорит Куликов, выйти из русла политики, проложенной Порошенко, Зеленскому пока и близко не удалось, все действия пока носят имитационный характер.
Опасные для политиков референдумы
Сейчас Зеленский вживается в образ лидера Белоруссии Александра Лукашенко, а о народовластии практически ничего не говорится, отмечает Андрей Золотарёв.
Хотя это было бы сильнейшим ходом (местный референдум, а также проистекающая отсюда идея гуманитарной децентрализации), который поломал бы существующую систему.
«Да, были бы очень высокие риски феодализации. Если говорить о неподконтрольных Украине регионах, то это не только ЛДНР, но и Ровенское, и Волынское полесья, это Закарпатье, где власть Киева номинальна. Как Закарпатье жило контрабандой, так и живет.
Слова о референдуме прозвучали, и нехороший симптом, потому что есть предвыборные обещания, которые не спешат выполнять. Может быть, Зеленский нас удивит, но учитывая, что тему старательно обходят, шансы невысоки», — сообщил Золотарёв.
Насколько самостоятелен Зеленский
Видно, что Зеленский тесно связан с главой офиса президента Андреем Богданом, говорит Алексей Попов. Во всяком случае за последнее время в общественном мнении президент старается не выглядеть «марионеткой Коломойского», хотя эти слухи не опровергнуты, добавляет эксперт.
К определенным успехам Зеленского можно отнести выстраивание отношений с США и трудное решение по поводу помощи Трампу в компромате на Байдена. Не могу с уверенностью говорить, что это было сделано, но изменение американской риторики показывает, что это было сделано», — отметил политолог.
Несамостоятельность Зеленского — «мифы и полная чушь», уверен Владимир Фесенко. По его словам, понятно, что там, где Зеленскому не хватает компетенции, есть влияние: но это не влияние Коломойского, это влияние Богдана.
«Вот чьё влияние очень велико. Влияние Коломойского очень ограничено вопреки тем мифам, которые Порошенко распространял. Оно, конечно, есть, по ряду вопросов. Но мы видим, что в списке его людей почти нет.
Коломойский публично выступал в пользу сохранения Луценко, но Зеленский публично выступил за его отставку. Представлять Зеленского в роли банальной марионетки — это стереотип, который далек от действительности», — перечислил Фесенко.
Пока рано говорить о реальном влиянии на Зеленского, но пока все преференции, которые относились к бизнесу господина Коломойского, только приумножаются, подчёркивает Дмитрий Куликов.