Киргизские силовики вечером 7 августа попытались штурмовать резиденцию бывшего президента страны Алмазбека Атабмаева. Тот как раз выступал перед своими соратниками, когда в его резиденцию в селе Кой-Таш, что немного к югу от Бишкека, ворвались спецназовцы. Охрана успела увести Атамбаева.
Правоохранители хотели штурмовать дом, однако им это не удалось. Из дома Атамбаева начали отстреливаться.
«С территории вынесли двух спецназовцев в бессознательном состоянии. Часть спецназовцев вышла наружу. Одного из них отпустили, и он убежал в сторону реки», — сообщал корреспондент Sputnik Кыргызстан.
При этом СМИ сообщили сначала о сдаче в плен, а потом — о захвате нескольких силовиков сторонниками экс-президента. Позже стало известно о гибели одного из спецназовцев. По словам правоохранителей, он был застрелен из снайперской винтовки.
После первых же новостей о попытке задержания Атамбаева в его село начали стягиваться сторонники экс-президента, которых не удержал и заслон силовиков. Сам Атамбаев сделал заявление, призвав силовиков «не стрелять в свой народ» и обвинив их в использовании боевого оружия.
Ближе к ночи прояснилась судьба плененных сторонниками Атамбаева силовиков.
«Они остаются в доме, живые, все в порядке с ними», — рассказали РИА Новости в штабе сторонников экс-президента.
Там подчеркнули, что не намерены причинять силовикам вред и хотят их отпустить утром, «когда все успокоится». Позже о соответствующей договоренности рассказал и замглавы МВД Киргизии Курсан Асанов.
А Минздрав Киргизии сообщил еще об одном пострадавшем в ходе противостояния в Кой-Таше — начальнике регионального главка МВД Киргизии Самате Курманкулове, который впал в кому после полученной в противостоянии травмы.
Действующий президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков прервал отпуск и раскритиковал бывшего соратника.
«Алмазбек Атамбаев грубо попрал Конституцию и законы Кыргызской Республики, оказав жесткое вооруженное сопротивление проведению следственных мероприятий в рамках закона», — отметил Жээнбеков.
В свою очередь, киргизский парламент инициировал внеочередное заседание. Для этого необходимо собрать 40 подписей депутатов, и они, судя по всему, набираются.
Страна в шаге от масштабного политического кризиса. При этом Атамбаев был уникальным президентом Киргизии — он единственный за всю историю страны добровольно ушел в отставку в связи с истечением срока полномочий. О своем нежелании оставаться на посту президента он заявлял задолго до этого. «Я не держусь за свое место. Необходимо обеспечить в стране легитимную передачу власти», — говорил Атамбаев в мае 2013 года на встрече с членами Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии. Тогда, по мнению Атамбаева, передача власти не в результате переворота (как это было до него и в то же время при его участии) должна была принести стране стабильность. Однако спустя несколько лет в Киргизии снова начались волнения, и на этот раз тоже с участием экс-президента.
Нестабильность в этом ключевом для Азии и Дальнего Востока регионе может повлиять на весь мир. В ситуации разбиралось издание Украина.ру.
Когда друг оказался вдруг…
Противостояние Жээнбеков — Атамбаев в своем роде уникальное для Киргизии, хоть на первый взгляд укладывается в традиционную борьбу разных регионов страны. Обычно за власть в Киргизии боролись влиятельные южные и северные кланы. Именно победой «южных» была «Революция тюльпанов», в ходе которой страну в 2005 году покинул президент Аскар Акаев, бежавший в Россию. «Северные» кланы взяли реванш пять лет спустя, свергнув сменщика Акаева Курманбека Бакиева. Тот бежал в Белоруссию. Главой государства на переходной период стала Роза Отумбаева. По завершению переходного периода и был избран Алмазбек Атамбаев — еще один представитель «северян». А вот Жээнбеков представляет «южан». В 2010 году, когда на весь мир прогремели беспорядки в Оше, Жээнбеков был губернатором Ошской области. Сам он из этих мест — родился в Кара-Кульдже, что под Ошем.
Однако на деле же конфликт не исчерпывается региональным противостоянием. Ведь Атамбаев мирно ушел в отставку и передал власть Жээнбекову, которого считал ближайшим соратником и публично называл другом.
«Друг мой, не позорь меня, работай открыто и честно!» — именно так Атамбаев напутствовал избранного на выборах 2017 года Жээнбекова.
Оба политика были членами Социал-демократической партии Кыргызстана. Атамбаев ее создал, а Жээнбеков был одним из старейших ее членов — с 1995 года. Именно от СДПК Жээнбеков и шел на выборы. Собственно, некоторые воспринимали этого политика как свадебного генерала — номинального сменщика Атамбаева, который бы продолжил управлять государством, но неформально, а после бы триумфально победил на очередных президентских выборах.
Однако, как показала история, Жээнбекову быть президентом «для галочки» не захотелось. Еще до президентства он демонстрировал жесткость и крутость нрава. Так, будучи премьер-министром, в июне 2017 года Жээнбеков выгнал с заседания правительства замдиректора Госагентства архитектуры и строительства Алмазбека Абдыкарова.
«Выйди вон! («Чэк эшикке!» — по-киргизски. — Ред.). Вот это наше нынешнее состояние. Те, кто должен разбираться в строительстве и подаче воды, ничего не знают. Как тебе не стыдно! Ты пришел на большое заседание с участием премьер-министра», — заявил он после того, как Абдыкаров не смог ответить на его вопросы.
Это даже породило интернет-мем в Киргизии. Кстати, некоторым киргизам эта своенравность Жээнбекова не понравилась.
После того как Жээнбеков стал президентом, его отношения с Атамбаевым ухудшились. Нового главу государства раздражало всевластие в партии предшественника, а также то, что тот называет его «другом» и «однопартийцем».
«Да, мы были однопартийцами и соратниками в течение длительного времени. Попытки сделать из меня ведомого руководителя, через каких-то третьих лиц руководить моими действиями — все это не делает чести ему ни как человеку, ни как экс-президенту, ни как однопартийцу и соратнику. Мне были непонятны эти его стремления. Он часто говорит про эти 20 лет, но я же не баклуши бил все эти годы. Мы вместе с партийцами занимались укреплением позиций партии, особенно в Ошской области, Баткене, Джалал-Абаде», — заявил Жээнбеков в интервью в ноябре 2018 года, фактически признав, что Атабмаев пытался им руководить.
Жээнбеков заявил, что Атамбаев любит «разбрасываться такими словами, как «досум» и «партиялашым» («друг» и «однопартиец». — Ред.).
«Но так не поступают настоящие достор и партиялаштар (друзья и однопартийцы. — Ред.)», — заявил Жээнбеков.
При этом он рассказал о том, как его обидело заявление Атамбаева в марте, когда тот заявил о коррупции и вине Жээнбекова в аварии на ТЭЦ Бишкека. Кроме того, президенту не понравилось, что на съезд его партии не пустили старых представителей партийных ячеек из родной ему Ошской области.
Тогда, весной 2018 года, Атамбаев помимо обвинений в коррупции заявил, что при его преемнике в стране восстанавливается «семейно-клановое правление», намекнув на возрождение противостояния Север-Юг. «Остановись! Остановись, пока не поздно!» — обращался на митинге, посвященном годовщине «Революции тюльпанов», Атамбаев.
Неприязнь между двумя президентами — бывшим и нынешним — вышла за пределы словесной пикировки. В отношении Атамбаева начали парламентское расследование. А в июне 2019 года депутаты лишили его неприкосновенности и официального статуса экс-президента, выдвинув против него обвинения по девяти пунктам, включая выдачу наградного оружия членам ОПГ (среди которых были и граждане России), сокрытие доходов и коррупцию. По этим обвинениям Атамбаеву грозит пожизненный срок. Сам же он уверял, что перед законом чист, но при этом сдаваться в руки правоохранителям просто так не намерен.
«У меня есть наградное оружие, и я буду отстреливаться, если меня приедут задерживать. Я это говорю для тех ребят, которые приедут за мной. Они выполняют незаконный приказ», — заявил Атабмаев в конце июня 2019 года.
При этом он попытался заручиться поддержкой России, выведя внутриполитический конфликт в международную плоскость.
Россия и Китай
После слов о готовности отстреливаться Атамбаев слетал в Москву, где встретился с президентом России Владимиром Путиным. Что характерно, улетал в столицу России бывший президент не с аэропорта «Манас», а с российской военной базы в Канте на частном самолете.
«Моя позиция хорошо известная. И до него (до Атамбаева. — Ред.) я эту позицию тоже довел. Я считаю, что Кыргызстан, — а это наш союзник, близкое нам государство, — что Кыргызстан пережил уже несколько достаточно серьезных внутриполитических потрясений, если быть более точным, как минимум два. И на этом, на мой взгляд, нужно остановиться именно в интересах народа Кыргызстана», — рассказал Путин о результатах этой встречи журналистам.
Российский президент подчеркнул, что жители страны сейчас должны объединиться вокруг действующего президента.
«Страна нуждается в политической стабильности», — подчеркнул Путин.
Однако Жээнбеков, который встречался с Путиным в Москве за несколько дней до визита Атамбаева, заручился поддержкой не только Кремля.
В июне в Киргизию прибыл с государственным визитом председатель КНР Си Цзиньпин. По итогам его визита было подписано 20 документов, важнейшим из которых Жээнбеков назвал декларацию об углублении стратегического партнерства.
Но интереснее были заявления киргизского президента.
«Некоторые силы пытаются дискредитировать отношения между нашими странами. Вопрос, касающийся национальных меньшинств в Китае, является сугубо внутренним делом страны. Хотелось бы снова выразить поддержку вашей позиции в этом вопросе», — отметил он, фактически поддержав Китай в одной из больнейших для него проблем.
Дело в том, что Киргизию населяют не только киргизы, но и уйгуры. Уйгурский вопрос — один из самых болезненных для Пекина, который Запад обвиняет в преследовании и бесчеловечном отношении к этому народу. Кроме того, в Китае живут и этнические киргизы, которые, как и уйгуры, исповедуют ислам.
В свою очередь, китайский лидер заявил, что его страна планирует увеличить импорт экологически чистой продукции из Киргизии, помогать развитию киргизской экономики и внедрять больше проектов для народа Киргизии.
В общем, киргизский и китайский лидеры нашли общий язык. При этом Жээнбеков, невзирая на потерю поддержки части граждан своей страны, встал на китайские позиции в болезненном для КНР вопросе с некоторыми населяющими Китай народами.
Однако нестабильность в Киргизии вряд ли на руку и России, и Китаю.
Есть интересы в этом регионе и у США, которые долгое время (до Атамбаева) использовали аэропорт Манас в качестве своей перевалочной базы для доставки войск и стратегических грузов в Афганистан. А кроме того, США использовали уникальное расположение Киргизии (на стыке Дальнего Востока и Азии) в своих геополитических и чисто агентурных целях.