С 1 июня Москва запретила поставки нефтепродуктов на Украину без специального разрешения Минэкономразвития. Эти меры затронули товарооборот более чем на четыре миллиарда долларов, что составляет порядка 30% объема украинско-российской торговли в 2018 году. Это — ответные санкции Москвы на предыдущие выходки Киева. Это не блокада, но поставки дизельного топлива сразу же сократились на 75%. Два месяца украинская сторона никак не реагировала на такое положение вещей. Там были заняты выборами, люстрациями и прочими важными государственными делами. Выборы команда Зеленского выиграла, но проблема нехватки нефтепродуктов никуда не делась. И вот 6 августа Киев объявил о том, чем собирается затыкать нефтяную дыру.
Двое из ларца
Зеленскому не до нефти и санкций. Он в этом ничего не понимает, а людей Порошенко своими пока не заменил. Так что при всей его ненависти к предыдущей власти, приходится пользоваться ее услугами. И поэтому во вторник о ситуации на рынке нефтепродуктов докладывал министр инфраструктуры Владимир Омелян. Тот самый, зоологический русофоб, клинический прожектер, порохобот, который Зеленского тоже, как-то не очень. Но докладывал именно он, а человек Зеленского Андрей Герус стоял рядом и кивал.
Омелян сообщил о том, что его ведомство готово ответить на российские нефтяные санкции, обеспечив транспортом поставки нефти из других стран. На этом выступление Омеляна должно было бы закончиться, поскольку этим вопросом заканчивается его компетенция. А слово должен был взять министр энергетики Игорь Насалик. Но его не было и Омелян продолжал.
Выяснилось, что «Укрзализныця» имеет все возможности обеспечить перевозки нефтепродуктов и «сформирует неснижаемый стратегический запас». В этом месте Герус взял слово и сообщил, что прекращение поставок дизтоплива из России будет компенсировано в том числе за счет поставок из Беларуси. В частности, в июле завоз железнодорожным транспортом из Гомеля был даже увеличен.
«Из трубы дизтопливо перегружается в цистерны и отправляется в Украину», — поделился Герус тонкостями для тех, кто не в курсе. А затем привел цифры. «Сегодня мы получили информацию, что Мозырский НПЗ переносит свой ремонт с сентября на октябрь и увеличивает примерно на 25% поставки дизеля украинским покупателям в августе и сентябре». И поставил санкциям мат, объявив, что, если до 1 июня Белоруссия давала 180 тысяч тонн в месяц, то сейчас даст 250-260 тысяч тонн.
Разоблачение фокуса
Омелян и Герус совсем не те спикеры, которые должны освещать тему. Ее бы разъяснить Гройсману и Насалику. Омелян и Герус вообще не в теме. Команда Зеленского (95 квартал) использовала их, как цирковых «подсадок». А на самом деле ситуация немного не такая. С 1 июня поставки из России дизельного топлива составляют 25% от уровня до санкций. Это около 150 тыс. т. дизтоплива в месяц. В августе его завоз из России еще сократился, с 45% до 25%. Казалось бы: при чем тут Белоруссия? Никаких заявлений по поводу возможности заменить на украинском рынке российских поставщиков Минск не делал. Ранее поставки осуществлялись из излишков того объема нефтепродуктов, который поставлялся в рамках Союзного государства по льготным, внутрироссийским ценам. Но уже с начала лета этот объем был лимитирован, что не оставляло излишков для реэкспорта. Тут случилась авария с нефтепроводом «Дружба» и сроки были отодвинуты. Чем немедленно воспользовался Минск, не сократив, но нарастив объемы поставок на Украину.
В чем же фокус? А фокус в том, что раззвонив на весь мир о том, что обходить российские санкции Киеву помогает Лукашенко, «двое из ларца», Омелян и Герус, очень сильно подставили Бацьку. Белорусский реэкспорт не секрет. Но вопить об этом не по-партнерски. Пойдут слухи, что Зеленский звонил Лукашенко именно за тем, чтобы договориться обеспечить слова Геруса реальным наполнением. Так подумают все. А подумав, решат, что Киев за помощь топливом, платит «палевом», что там одни идиоты, и иметь дела с украинцами не стоит. Зеленскому виднее, как вести дела. Но Минск и Москва уже согласовали повышение тарифа на транзит нефти из России через Беларусь на 3,7% с 1 сентября, утрясут компенсацию за засоренную «Дружбу», а дальше — табачок врозь. Откуда тогда Герус собирается брать обещанные белорусские 260 или 180 тыс. т. он не объяснил.
Зеленский наносит ответный удар
Ответил Киев и на российские нефтяные санкции. С 1 августа Украина ввела спецпошлину на дизельное топливо и сжиженный газ, поставляемые по трубопроводам. Это звучит и внушает, но не делает Киев независимым от российского импорта. Киев все еще покупает у Москвы больше, чем ей продает. В 2015-2016 гг двусторонний товарооборот падал, но потом снова начал расти. В 2018-м Россия ввезла из Украины товаров на 3,65 млрд. долларов, а Украина из РФ — на 8,09 миллиарда. За январь-март 2019 года украинский экспорт в Россию составил 760 млн. долларов, а импорт из РФ — 1,8 млрд. Только за первый квартал отрицательное сальдо превысило миллиард долларов и отнюдь не в пользу Киева. А импортируют большей частью нефть, дизтопливо и другие виды топлива, в т.ч. ядерного. За них Киев заплатил 4,4 млрд. долларов. И Минск вряд ли сможет закрыть эту цифру.
Вот почему комментировать вопрос вышел не Насалик, а Омелян — строитель гиперлупа. Конечно, Украина может свободно приобрести углеводороды и в странах ЕС. Но происхождение их все равно российское. А вот ядерные реакторы, котлы, ядерное топливо для украинских АЭС — это действительно критический импорт. Не говоря о переработке отработанного ядерного топлива. Но вернемся к нефти и «ответке» Киева.
Рикошет
Постановление № 624, которым с 1 августа введены спецпошлины на транзит углеводородов через трубу, действует до момента отмены российских санкций. И вот несколько месяцев назад нефтепровод «ПрикарпатЗападтранс» купил белорусский бизнесмен Николай Воробей. Этот участок протяженностью 1100 километров — часть трубопровода «Самара — Западное направление». Из него нефтепродукты берет и Украина тоже. Но главным образом — это собственность гражданина Республики Беларусь. Так что украинские санкции немедленно ударили по партнерам, которые всегда приходили на помощь в трудную минуту. Ответные меры Зеленского уже вызвали недовольство «ПрикарпатЗападтранса». Предприятие намерено «защищать свои инвестиции в украинскую экономику в том числе в международных судах.
«Это постановление не только не защищает экономические интересы безопасности Украины, поскольку ставит в неравные рыночные условия работы исключительно одно конкретное предприятие трубопроводного транспорта, но и причиняет вред экономике страны в целом», — заявляют белорусы. И тут снизу постучали. Один из крупнейших поставщиков нефтепродуктов на Украине «Wexler Group» с 1 августа приостановил поставки дизельного топлива из России. «Решение принято в связи с тем, что дополнительная спецпошлина делает дальнейшие поставки топлива трубопроводным транспортом экономически нецелесообразными», — объясняют в компании. На что Герус сказал-отрезал в Facebook: «Лучше бы было, если бы бизнесмены не пытались создавать публичное давление, не пытались дестабилизировать ситуацию на рынке, не пытались избежать уплаты налогов (пошлин) в государственный бюджет».
Подсчитали — прослезились
В марте 2019-го 51% «ПрикарпатЗападтранса» выкупил белорусский «Нефтебитумный завод», подконтрольный Николаю Воробью, а на самом деле белорусскому государству. По данным «Консалтинговой группы А-95», импорт из России по трубе «ПрикарпатЗападтранс» осуществляет свыше 10 импортеров. На украинские компании группы Wexler («Анвитрейд», «Оптимусойл» и «Терминал ойл») в первом полугодии 2019 года пришлось 35% всего импорта — 342 тысячи из 985,5 тысячи тонн. Заявленная Омеляном и Герусом альтернатива трубопроводным поставкам — белорусские НПЗ. Но уже с осени они будут получать по льготным ценам лишь столько, сколько необходимо для внутреннего потребления Белоруссии. Именно поэтому их и ставят на ремонт. Так что объявленная «диверсификация» — фейк. Остается разоблачить последний фокус — присутствие на пресс-конференции Омеляна с «Укрзализныцей». Дело в том, что «спецпошлина» не касается железнодорожного транспорта и цистерн, которые он возит из России. Команда Зеленского рассчитывает здесь обмануть самих себя, думая, что Москва закроет на это глаза. Но Москва не закроет.