Введение
Знаешь, дорогой читатель, у текстов есть настроение, но не то настроение, которое накрывает читателя с головой после прочтения, а то чувство, которое испытывал автор в момент написания. Почти каждый из написанных мною материалов я предвкушала, какие-то получились лучше, какие-то хуже, но предварительный трепет перед написанием текста — это абсолютно моя история. Некоторые тексты между собою похожи, тематически и настроенчески. Так, например, материал о женщинах, восстановивших Донбасс после Великой Отечественной войны, и история про шахтёрскую мать идут рука об руку. Статья на смерть Иосифа Кобзона и заметка-плач о Захарченко навсегда будут вместе — их связал трагический август 2018 года.
Ту-лу-ла
Она — женщина, она — певица, она ездит на Донбасс. Сегодня, 7 августа 2019 года, у неё день рождения, ей исполняется сорок один год. Она родилась в Свердловске, но порою мне кажется, что в Донецке. Захар Прилепин о ней в книге «Некоторые не попадут в ад» написал так: «В Донецк приезжали петь Иосиф Кобзон, но он делец, к тому же донецкий делец, и эта, как её, Юля — ту-лу-ла, но она невменяемая. Нормальные люди едут в нормальные города ближнего зарубежья, а не в разверстое адище с мороками и морлоками».
Конечно, человек — это процесс, а не результат. Между невестой на капоте и девочкой, рассказывающей про Донбасс, полтора десятка лет. У невесты были почти детские щёки, у сегодняшней Юли другое лицо: строгое и взрослое. От сегодняшней Юли идёт свет. Вот прям идёт, ровно такой же свет я встречаю от лиц людей в городах, находящихся близко к линии фронта. И есть ещё одно! Кажется, Юле теперь почти всё равно внешнее и наносное. Она пришла на недавнюю презентацию книги об Олесе Бузине очень скромно одетой: тёмные джинсы, ботинки, какая-то футболка. И вся её одежда говорила: «Юле не нужна рама, Юля про другое, про настоящее…»
И эта новая Юля пела: «И плевать, что никто не хотел умирать, нам не жалко себя, а тем более слов и свинца…» Тут такое дело, я, привыкшая к прямым лирическим высказываниям Евгения Евтушенко через одежду, во все глаза смотрела на Юлию и понимала, какая у них всё же разная степень внутренней свободы.
«Ты не знала меня раньше, меня раннюю, — говорит Юля, — по песням и по ролям в кино нельзя судить людей, на этом попались простаки украинцы, выбрав Зеленского после просмотра сериала. Ведь, если быть таким наивным, тогда герой русского мира Анатолия Пашинина по фильму «Грозовые ворота» или вдохновитель славянского братства Константин Кинчев выступают как ошибка системы, как сбой. Ничего особо не меняется, кроме ситуаций, кто пел раньше про русский дух и силу, в критической ситуации заметались, побоялись «бить или бежать», многие засунули головы в песок для безопасности, самые невежественные стали извиняться и работать на противника! Так часто случается с артистическими натурами, я же успела сконцентрироваться и встать в свой строй, а то, что моя «Ту-лу-ла» стала казаться легкомысленной, так теперь она звучит как воинственный клич и по-прежнему актуальна, мир поменялся вокруг нас, и каждый проявился по-своему».
Количество и качество
Сегодня у нашей Юли (хочется именно так её называть — наша Юля) десять песен о Донбассе: «Пожалуйста», «Мой Сталинград», «На передовой», «Моя Спарта», «Рвать», «Бог устал без хороших людей», «Пересвет», «Добровольческая», «Дискотека», «Его Оплот». «Его Оплот» — саундтрек для одноимённого фильма Семёна Пегова про Батю, выйдет в конце августа.
Песни Юли Чичерной сотканы из разных взглядов и ракурсов. «Военкор Пегов — это про самые горячие точки, острый ракурс, — говорит Юля, — Бобунец — это про взгляд из России на всё это. Скобцов — взгляд изнутри коренного жителя. Конечно, и Макс Фадеев! Он гениальный художник. Мой же взгляд — это что-то среднее между всем этим, потому что я вижу всё, так как бываю везде, а когда я пою эти песни, то вижу все ракурсы, эти песни пронизывают меня, и я могу передать это слушателю. В общем, это работа большого коллектива — моих неравнодушных и бескорыстных соратников! Самое важное, что все эти песни о настоящих героях, о героическом Донбассе, о стойкости, терпении и подвиге народа, это история этой войны от очевидцев».
Радость каждого дня
«Каждый день я стараюсь радоваться, — говорит Чичерина, — если нам радостно, значит рядом ангел-хранитель, а если мы грустим и плачем, то в этом случае бесы душат нас и тянут на дно!» Счастье в помощи окружающим — это суперформула по мнению Чичериной да и по моему тоже. «Когда ты помогаешь тем, кому это точно необходимо, и при этом обязательно бескорыстно, в твоём сердце включается фонтан счастья, — говорит Юля, — я часто это чувствую после концертов на передовых позициях и в госпиталях, а то, что называют счастьем в западной культуре, — это успех (как типа у украинцев «запановать»). Так вот успех никак не связан со счастьем, а только с несчастьем, увы. К сожалению, люди наступают на эти грабли бесконечно, стремятся насытить свои бездонные аппетиты и ждут появления счастья, а его всё нет, лишь тревоги за потенциальные потери и упущенные выгоды».
О Донецке
«Здесь даже воздух другой»
Какой же Донбасс без шахты? После того как Юля Чичерина однажды спустилась в шахту, она поняла: «Это шахтёрский край, здесь всегда надо прикрывать спины товарищей, иначе просто не выжить, шахта это дисциплина и героический самоотверженный труд, здесь предательство невозможно, только победа. Донбасс весь изрыт шахтами, сама земля воспитывает трудолюбивый, отважный народ, здесь раньше была степь, сейчас — цветущий край, все растения посажены человеческими руками, Донбасс — это передовая русского мира, держится на труде, бесконечном терпении, воле и мужестве людей, которые не покидают свой край в критические моменты».
Красная линия, которая проходит через весь этот текст, тот самый стержень — не уезжать, оставаться, стоять до конца, не метаться, а быть, чувствовать землю под ногами, врастать в неё по самое горло, по самое певчее горло, из которого не хрип, а песня: «Меня убил красивый большой самолёт, я ему улыбалась, а он и не знает. Я так рада была, когда он летел. Мне ведь нравится, когда самолёты летают. Пожалуйста, пусть больше никто не умрёт…»
Так выходит, что в редакцию сайта Украина.ру этот материал отправляется 6 августа 2019 года, за день до дня рождения Юли и аккурат в день 74-й годовщины ядерной бомбардировки Хиросимы. У Донецка есть своё собственное 6 августа. В 2014 году в этот день по Донецку силами ВВС Украины был нанесён авиаудар, информация об этом легко ищется в интернете, хотя некоторые видео уже удалены. Донецк после авиаудара 6 августа 2014 года задрожал, но выстоял, и до сих пор стоит, и будет стоять всегда.
Ответ на любимый вопрос Анны Ревякиной
И, конечно, Юля права, история нас ничему не учит. Или учит, но не тому, чему должно учиться. Каждое последующее поколение наступает на грабли прошлого. Гонка вооружений и бряцание оружием — это всё части вечного круговорота мира и войны в природе. Почему мы, потомки великих воинов прошлого, так легко согласились признать немирье? Всему виной то ли короткая память, то ли гордыня, то ли ещё что-то… Наступит ли на нашей планете такой день, в котором найдётся место слову «хватит»? Хватит воевать, хватит убивать друг друга.
Человечество придумало миллион изощрённых способов уничтожать себя. Удастся ли будущим поколениям переломить ситуацию, избавиться от проклятья братоубийственной войны? Вряд ли! Кажется, реально мир способен ценить лишь тот, кто знает смертельную цену войны. Не понаслышке, а на личном опыте, на горьком личном опыте.