Во вторник, 16 июля, по инициативе российской делегации состоялось заседание Совета Безопасности ООН, посвящённое закону «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который в этот же день вступил в силу на Украине.
Во время выступления заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Розмари Ди Карло сказала, что этот документ вызывает озабоченность не только на Украине, но и за её пределами.
«Управление Верховного комиссара ООН по правам человека рекомендует, чтобы украинское правительство разработало на основе закона о языке закон о реализации прав национальных меньшинств Украины для обеспечения надлежащего баланса между защитой прав меньшинств и сохранением государственного языка как инструмента интеграции общества. Это должно быть сделано без каких-либо проволочек», — заявила она.
Аналогичной точки зрения придерживается и верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам Ламберто Заньер. Он заявил, что Украина имеет полное право на укрепление роли государственного языка, но при этом нужно учитывать этническое и языковое разнообразие в стране. При этом он подчеркнул, что права меньшинств, в том числе в языковой и образовательной сферах, должны быть учтены и соблюдены.
Русские на Украине — не национальное меньшинство
В самом начале своего выступления постоянный представитель России при ООН Василий Небензя сразу, не дожидаясь, когда кто-то из его коллег задаст вопрос о том, какое отношение вопрос о языке имеет к повестке Совета Безопасности, ответил: прямое, поскольку закон, подписанный Петром Порошенко за 5 дней до истечения президентских полномочий, прямо нарушает комплекс мер по реализации Минских договорённостей, одобренный резолюцией Совета Безопасности ООН №2202.
Дипломат подчеркнул, что принятие закона о языке было сугубо политическим решением, не учитывающим мнение населения Украины, текущую обстановку в стране и особенности многонационального украинского общества.
«Если не брать официальную «майданную» статистику, согласно которой на Украине по-русски уже якобы практически не говорят, любые другие источники и опросы показывают, что русский на Украине по-прежнему является родным или предпочтительным для общения для большинства населения страны. Так, согласно данным Американского социологического института Гэллапа, в конце 2000-х годов 83% респондентов на Украине ответили, что русский является для них предпочтительным языком и крайне важным предметом для обучения их детей в школе», — заявил Небензя.
Как показало исследование компании TNS, результаты которого опубликованы в конце июня 2019 года, в кругу семьи русским и украинским пользуется одинаковое количество украинцев — по 49% респондентов. Неформальное общение и общение в интернете чаще проходит по-русски — 52% и 56% соответственно (по-украински — 44% и 36%). При этом украинский преобладает на работе и в учебных заведениях — 48% и 53% (русский — 47% и 30%).
«Русскоязычные граждане Украины не являются национальным меньшинством в классическом смысле этого слова. Даже самые махровые майданные пропагандисты вынуждены признать, что не менее чем для одной четверти жителей Украины русский язык является родным», — добавил Небензя.
В дискуссию с ним вступил постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко: «Это является внутренним делом Украины. Я считаю, что мы сами разберёмся со своими проблемами, конечно, в сотрудничестве с различными комиссиями, такими как комиссия по делам нацменьшинств и Венецианская комиссия».
В интервью газете «Аргументы и факты» министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул: «Украинское руководство должно повернуться лицом к собственным гражданам: отказаться от политики экономического удушения Донбасса, признать право дончан и луганчан говорить на родном языке, отмечать свои святые даты и праздники, чтить своих национальных героев. Без этого говорить о возможности восстановления доверия жителей ДНР и ЛНР к официальному Киеву, по меньшей мере, несерьёзно».
Ельченко так увлёкся полемикой с Небензей, что даже не заметил, как перешёл на русский язык.
Начали за язык — закончили за MH17
Западные дипломаты по традиции использовали любое упоминание Украины как повод, чтобы обвинить Россию во всех смертных грехах.
Выступая на заседании, заместитель постоянного представителя Великобритании при ООН Джонатан Аллен заявил: «Мы собрались для обсуждения вопросов по Украине без цензуры. Поэтому удивительно, почему мы не услышали от представителя России объяснения, почему РФ поддерживает сепаратистов на востоке Украины, почему задерживает 24 моряка, почему не прекращает аннексию Крыма. Эти вопросы требуют дальнейшего обсуждения. Мы должны учитывать, что обсуждение этого вопроса (о государственном языке на Украине. — Ред.) происходит на фоне постоянных попыток России подорвать независимость Украины».
Во-первых, более чем за 5 лет, сколько длится вооружённый конфликт в Донбассе, ни одно утверждение Киев о присутствии российских войск в регионе не нашло подтверждения, о чём в этом же зале в феврале лично Владимиру Ельченко говорилЭртугрул Алакан, который тогда возглавлял Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ на Украине. Во-вторых, моряки ВМС Украины и сотрудники СБУ, которые находились на борту кораблей, 25 ноября 2018 года нарушили государственную границу РФ, а позже признали, что провокация была заранее спланирована. В-третьих, Крым стал российским регионом по итогам плебисцита, прошедшего в марте 2014 года в соответствии с нормами международного права, а право народа на самоопределение гарантировано Уставом ООН.
Свою жёсткую позицию по отношению к Москве, пользуясь случаем, не мог не продемонстрировать и политический координатор миссии США в ООН Родни Хантер — он напомнил, что антироссийские санкции будут действовать до тех пор, пока Крым не вернётся в состав Украины. Президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил, что вопрос о статусе полуострова окончательно закрыт и обсуждению не подлежит. Да и санкции уже никого не страшат — Россия спокойно пережила и продолжает развиваться не смотря на ограничительные меры и санкции, принятые к ней Западом и даже благодаря им успешно развивает те отрасли, в которых раньше не было компетенций.
«Этот [языковой] закон никоим образом не угрожает международному миру и безопасности. Это только дело и выбор украинцев относительно языковой политики», — заявил постоянный представитель Франции в Совбезе ООН Николя де Ривьер.
К сожалению, представитель Франции пропустил важный момент в новейшей истории Украины. 23 февраля 2014 года то есть ровно через сутки после совершенного на Украине госпереворота Верховной Радой был отменен закон «Об основах государственной языковой политики» (об использовании региональных языков в равной степени с государственным в областях, где представители нацменьшинств составляли не менее 10% населения). А еще через сутки Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ Астрид Тур выразила обеспокоенность, что это решение может спровоцировать беспорядки на Украине. В результате так и получилось — в течение месяца Крым и Севастополь сказали «да» воссоединению с Россией, после чего Донбасс потребовал особого статуса, а дальше начались боевые действия. И здесь именно языковая проблема (хотя, конечно, не только она одна) стала причиной вооруженного конфликта между так называемыми сепаратистами и правительственными войсками.
Постоянный представитель Германии при ООН Кристоф Хойсген воспользовался тем, что заседание Совета Безопасности проходило за день до пятой годовщины авиакатастрофы малайзийского самолёта вблизи села Грабово Донецкой области.
«Что вы делаете для компенсации семьям 208 жертв — детей, женщин и мужчин, погибших в катастрофе рейса MH-17, который был сбит из российского оружия? Почему бы не создать комиссию по установлению истины, чтобы расследовать, что там произошло и чтобы жертвы этой трагедии узнали истину?» — обратился он к российской делегации.
Ответ Небензи не заставил себя долго ждать: «Я удивлён сегодняшним выступлением своего друга Кристофа, который ссылался на международное право и продемонстрировал удивительный правовой нигилизм, призывая Россию выплатить компенсацию жертвам, когда ещё не было даже никакого суда, а есть только подозреваемые, и никто еще не назначен виновным».
Российские власти неоднократно говорили, что не могут доверять выводам объединённой следственной группы по катастрофе Boeing MH-17, поскольку специалистов из РФ не допускают к полноценному участию в расследовании, в то время как Украина входит в состав группы. Все материалы, предоставленные Москвой о ситуации в районе катастрофы 17 июля 2014 года, которые могли бы внести ясность в обстоятельства крушения самолёта, следователи либо игнорируют, либо называют недостаточными.
Более того, авиакатастрофу в Донецкой области можно было предотвратить, если бы украинские власти закрыли воздушное пространство в районе боевых действий, где применяется военная авиация. Лидер голландской партии «Форум за демократию» Тьерри Боде ранее отметил, что у Киева были все основания для введения этой меры, поскольку за три месяца до трагедии было сбито как минимум 16 самолётов.
Обратился Небензя и к коллеге из США: «Где спутниковые снимки с американских спутников с места крушения, которые США отказались предоставить?»
В своей речи на заседании заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Розмари Ди Карло выразила уверенность, что Украина сегодня имеет возможности провести реформы, активизировать дипломатические усилия и урегулировать в конечном счёте пятилетний конфликт на востоке, но для этого потребуется прежде всего политическая воля всех заинтересованных сторон.
Сможет ли Киев проявить политическую волю и положить конец вражде между гражданами одной страны, оказавшимися по разные стороны баррикад, покажет время. Но пока такого желания по реальной обстановке в месте конфликта и на международном уровне не видно.