Приватизация Николаевского морского порта: Украина стреляет себе в ногу

Николаевский морской порт входит в тройку крупнейших портов Украины. Но сейчас предприятие лихорадит от кадровых перестановок в руководстве. Кабинет министров Владимира Гройсмана решил «зачистить» Николаевский порт
Подписывайтесь на Ukraina.ru

В 1789 году на левом берегу реки Ингул, в районе нынешней Нижней набережной Николаева, была основана Вольная Гавань, которую сегодня считают прародительницей Николаевского морского порта. В 1821 году ее перенесли в район Поповой балки, а 1 июля 1862 года, по ходатайству адмирала Богдана Фон-Глазенапа, высочайшим повелением императора Александра II порт был открыт для захода иностранных судов.

С этого времени началась новая история Николаевского коммерческого порта.

Морской порт на реке

Развитие порта не останавливалось ни при ком из императоров, и уже к концу 1913 года общий грузооборот порта составлял более 2 миллионов тонн. Основными экспортными продуктами были железная и марганцевая руды, пшеница, рожь, ячмень и другие сельскохозяйственные продукты.

Убийство под присмотром США. Украина избавляется от порта «Южный»Украина собирается отдать за бесценок флагман портовой экономики - морской торговый порт «Южный». Как стало известно Украине.ру, такое решение правительство Гройсмана приняло по указу своих западных кураторов

К началу Первой мировой войны Николаевский порт стал третьим в России после портов Петербурга и Одессы по объемам экспортной торговли, а по объемам экспорта зерна ему не было равных среди портов всей Российской империи.

Не прекращалось развитие порта и при Советском Союзе. До Великой Отечественной войны в порту построили Николаевский портовый элеватор. А уже после войны восстановленный порт продолжал переоснащаться, строились новые причалы, проводились дноуглубительные работы, постоянно насыщали порт новым оборудованием.

Итогом грамотной хозяйственной деятельности советских управленцев стало увеличение показателя грузооборота порта в 1989 году до 7 миллионов 645 тысяч тонн грузов.

После распада Советского Союза и произошедшего за ним парада суверенитетов Николаевский морской торговый порт преобразовали в государственное предприятие «Николаевский морской порт», находящееся под контролем ГП «Администрация морских портов Украины».

Впрочем, разрыв торгово-экономических связей, снижение объема внутреннего товарного производства и упадок сельского хозяйства, как неизбежная плата за независимость Украины, сильно ударили по предприятию. Показатели грузооборота порта в середине 90-х годов упали ниже 4 миллионов тонн в год.

Жизнь бьёт ключом… когда есть инвестиции

Ситуация начала улучшаться в начале нулевых годов, вследствие общего роста мировой экономики и прихода в Николаевский порт иностранных инвесторов.

Николаевский морской порт с 2005 года начал активно сотрудничать со стивидорными компаниями (они предоставляют транспортно-перегрузочные услуги в портах) в рамках государственно-частного партнерства. И уже к 2008 году Николаевский порт продемонстрировал наилучший показатель за всю свою историю, обработав 9,3 миллиона тонн грузов.

Через несколько лет в порт пошли и иностранные инвестиции. Так, в 2014 году компания Noble Group (Гонконг, Китай) начала строительство на территории порта крупного перевалочного комплекса зерновых и масличных культур, инвестировав 75 миллионов долларов. Благодаря только этому комплексу грузооборот порта увеличился на 2,5 миллиона тонн зерновых в год.

Легендарный порт Рени: страшная судьба в независимой УкраинеПосле распада СССР Украине достался гигантский порт на юге Дуная, многомиллионные обороты которого в советское время дали мощный импульс развития южной Бессарабии. Если ранее Ренийский порт давал работу югу Одесской области, то после распада Союза жители Рени ищут работу в соседней Молдавии

Еще раньше, в 2010 году, в Николаевском морском порту американская компания Bunge-Украина через свое дочернее предприятие ООО «Гринтур-ЭКС» инвестировала 100 миллионов долларов в строительство терминала для хранения 140 тысяч тонн зерна. Эта же компания в 2016 году построила крупнейший маслоэкстракционный завод. Общие инвестиции Bunge-Украина в Николаевский порт составили более 280 миллионов долларов.

Если по итогам 2011 года Николаевский порт переработал 8 млн 630 тыс. тонн грузов, то благодаря частным инвестициям в 2012 году показатели его грузооборота выросли более чем вдвое — до 20,679 млн тонн. Дальше рост сохранился: в 2013 году — 20,304 млн тонн, 2014 — 20,803 млн, в 2015-м — 22,233 млн, в 2016-м — 22,424 млн, в 2017-м — 23,533 млн тонн.

Объем грузооборота Николаевского морского порта (Украина) за январь-ноябрь 2018 года составил 25,91 миллионов тонн, что на 21,4% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

Сегодня Николаевский морской порт входит в тройку крупнейших портов страны и находится в списке предприятий, которые имеют стратегическое значение для украинской экономики.

Николаевский морпорт расположен вблизи международных транспортных коридоров: ТРАСЕКА — «Европа — Кавказ — Азия», МТК № 7 — «Дунайский водный путь», NELTI — «Новая евроазиатская транспортная инициатива» (Северный Китай — Казахстан — Западная Европа).

Согласно реестру Администрации морских портов Украины, в порту работают ООО «Днепро-Бугский морской терминал», ООО «Стивидорная компания «Никмет-терминал», ПАО «ГПЗКУ «Николаевский портовый элеватор», ООО «Стивидорная инвестиционная компания», ООО «Новая европейская компания», ООО «Гринтур-ЭКС», ООО «Эвери», ООО «Миконт», ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Нибулон» и другие портовые операторы.

Инвесторы новые — схемы старые

Однако оборотной стороной медали привлечения иностранных инвесторов стал полный уход государства от осуществления хозяйственной деятельности в порту. Дело в том, что уже много лет Николаевский морской порт — единственный среди портов Украины, в котором госпредприятие не занимается стивидорной деятельностью, а сдает все свои активы и мощности в аренду частным предприятиям.

Одесский морской торговый порт. История расцвета и стремительной деградацииОт Советского союза независимой Украине досталась мощная транспортная инфраструктура бывшей сверхдержавы – железные и автомобильные дороги. Но главное - мощные морские порты, которые были одними из лучших в бывшем СССР. Они обеспечивали отправку и перевалку гигантских объемов морских грузов. Спустя 27 лет независимости все изменилось

Предыдущее руководство Николаевского морского порта организовало схему, при которой все мощности по перевалке и обработке грузов, принадлежавшие порту, передали частным стивидорным компаниям.

Фактически ГП «Николаевский морской порт» сотрудничает с предприятиями, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории Николаевского морского порта на условиях государственно-частного сотрудничества (аренды госимущества), на основании заключенных договоров аренды госимущества и получает поступления: 30% арендной платы от аренды недвижимого имущества, 100% — от аренды движимого имущества. Поступления от аренды составляют около 70% в общем объеме чистого дохода от реализации.

Единственный причал (№8), оставшийся в управлении порта, находится в ужасном состоянии. Последний раз его эксплуатировали еще во времена Второй мировой войны.

Морской порт сегодня — это территория и акватория с причалами, на которых работают частные и государственные компании. Госстивидоры — это портовые операторы. ГП "Николаевский морской порт", к примеру, не переваливает ни одной тонны, как и ГП "Одесский морской торговый порт", потому как в свое время частные стивидорные компании в рамках закона арендовали имущество морского торгового порта в Одессе в виде площадок, складов, кранов и ведут на них свою деятельность. Это было сделано по всему порту в Одессе и Николаеве.

По факту же на территории этих портов работает отлаженная по Украине схема, при которой отчисления в казну порта от такой «совместной деятельности» идёт зачастую ниже рыночной стоимости аренды имущества. Ну а разница, соответственно, оседает в карманах его администрации.

При том что прибыли, получаемые частниками в порту, в сотни раз выше удерживаемой арендной платы.

С таким счастьем и на свободе

В январе 2017 года Фонд госимущества Украины включил в список предприятий на продажу 13 портов Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей. Сама по себе приватизация — дело полезное, но только тогда, когда касается неприбыльных активов. Но когда на приватизацию выставляют прибыльные и развивающиеся предприятия, отчисления от которых всегда давали существенный доход в бюджет, существует опасность, что частные владельцы будут скрывать прибыль в офшорах. А государство от этого ничего не получит.

Из флагманов в банкроты. Как Ильичевский торговый порт стал жертвой мошенниковИльичевский морской торговый порт – один из флагманов советской экономики, гордость морской инфраструктуры СССР, в незалежной Украине стал банкротом. И как выяснило издание Украина.ру, не по стечению обстоятельств, а, как говорится, злонамеренно

Впрочем, существование прибыльных государственных активов противоречит самой логике киевского режима постмайданной Украины, являющегося скорее ликвидационной комиссией, нежели суверенным правительством.

Не миновала эта судьба и Николаевский морской порт, в котором в 2017 году сменилось руководство. По сути, в порт зашла команда антикризисных менеджеров, работавшая в порту «Ольвия» до передачи его в концессию иностранному инвестору. И тут же в порту начались сокращения. Уволили 140 человек, сняли с баланса порта непрофильные объекты. Ситуация дошла до акций протеста со стороны работников порта.

Кабмин был вынужден прислушаться к протестам портовиков и создал специальную комиссию по расследованию обнаружившихся фактов нарушений трудового законодательства. Однако, как и следовало ожидать, нарушений в действиях новой команды управленцев выявлено не было.

Действия новой администрации порта говорят о том, что одно из самых прибыльных предприятий Николаева пустят с молотка.

Рекомендуем