Правоохранители утверждают, что Кантер оставил посмертную записку, в которой объяснил причины своего трагического поступка.
«Весь процесс он снимал на видео, которое изъяла полиция. Видео приобщено к материалам уголовного производства», — сообщил пресс-секретарь Национальной полиции Украины Ярослав Тракало. При этом Тракало приводит на первый взгляд странную деталь: застрелился Кантер, находясь в огромном резервуаре для воды. То есть в замкнутом пространстве. Закрытом от всех внешних влияний.
«Поскольку есть видео, есть оружие, которое отправлено на экспертизу, то предварительное заключение судмедэксперта указывает на то, что человек решил таким образом уйти из жизни», — утверждает Тракало.
В отличие от жизни, которая у каждого является результатом его действий, мыслей и последствием влияния на человека окружающих, смерть не может быть темой или причиной для публицистических обобщений. Перефразируя Льва Толстого, не только все семьи бывают несчастливы по-своему, но и смерти, вернее самоубийства, их причины так же имеют, если так можно выразиться, индивидуальную глубоко личную природу. Поэтому «обобщения» здесь кажутся неуместными.
Если бы не два «но». По утверждению военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, в последние месяцы на Украине резко выросло число самоубийств, особенно среди бывших и действующих бойцов так называемой антитеррористической операции.
«За время проведения АТО, по меньшей мере 554 человека совершили самоубийство (официальная статистика по состоянию на 01.04.2018-го)», — написал прокурор на своей странице в Facebook.
Редакция сетевого издания «Страна.UA», которая ведет свой учет, называет цифру суицидов, вдвое превышающую прокурорскую.
А тут еще глава Киевского управления Национальной полиции Андрей Крищенко в интервью телеканалу «112 Украина» заявил, что «сейчас заметен всплеск самоубийств. В день по два-три. В какие-то из дней было пять самоубийств: двое застрелились, двое повесились и одна выпрыгнула».
По его словам, в последнее время киевляне накладывают на себя руки один-два раза в неделю. В отличие от предыдущих лет, когда такие случаи были редкостью и происходили раз-два в месяц.
Поэтому, не обсуждая личные причины, по которым украинцы уходят по собственной воле из жизни, рассмотрим обстоятельства, в которых происходят суициды на Украине.
Самоубийственная режиссура
Леонид Кантер даже внешне был вполне благополучным человеком. Родом из Киева, к 37 годам имел за плечами престижный Киевский естественнонаучный лицей и не менее престижный (даже не только по меркам Украины, но и бывшего СССР) институт театра и кинематографии имени Карпенко-Карого. Еще будучи студентом стал телеведущим Национальной телекомпании Украины. После университета создал киностудию Лизардфилмс, на счету которой более 50 документальных коротко- и полнометражных фильмов.
Но по-настоящему круто изменилась жизнь Кантера после Евромайдана, который он поддержал всем сердцем. В 2014-м режиссер посетил уже присоединенный к России Крым, позже стал разрабатывать украинскую патриотическую тему, в 2015-м снял документальную киноленту о «киборгах» — так на Украине (скорее всего, в пропагандистских целях) называют участников боев со стороны Вооруженных сил Украины за Донецкий аэропорт. Спустя три года, в 2018-м, режиссер создал новую документальную киноленту — об оперном певце Василии Слипаке, погибшем в зоне так называемой АТО…
Спустя несколько недель после премьеры, Кантер, находясь в селе Обирки Черниговской области, забрался в резервуар для воды, включил видеокамеру и застрелился.
Обстоятельства смерти Кантера странным образом совпадают с самоубийством, совершенным ровно двумя месяцами ранее, 4 апреля нынешнего года, произошедшем в другом месте — в Николаевской области. Молодой, недавно призванный на службу солдат (21 год) Военно-воздушных сил Украины (ВВС), получив для несения службы оружие, закрылся в туалете, включил видеозапись на своем телефоне и застрелился.
В посмертной записке самоубийца заявил, что больше так жить не может. Там же он обратился к матери, которая работает за границей, с просьбой, чтобы она не возвращалась на родину, а продолжала находиться там, где ныне живет и работает.
Что касается режиссера Кантера, снимавшего фильмы про украинских «киборгов», то он оставил сиротами троих детей и жену.
Самоубийственная охрана
В марте нынешнего года в Николаеве произошло еще одно резонансное самоубийство. Тогда свел счеты со своей жизнью исполняющий обязанности директора коммунального предприятия «Николаевский международный аэропорт» Владислав Волошин, который до вступления в эту должность воевал в зоне АТО и был капитаном 229-й тактической бригады ВВС Украины.
Волошин стал знаменит тем, что его сначала обвиняли в том, что именно он сбил малайзийский «Боинг». Потом эти обвинения были признаны беспочвенными. Осенью 2014 года Су-25, на котором летал Волошин, был сбит под Иловайском (Донецкая область) защитниками ДНР и ЛНР. Сам летчик катапультировался. После этого происшествия боевые вылеты на «СУшках» на Украине были прекращены.
Тем не менее, Волошин был обласкан властью — награжден орденом «За мужество III степени» и почетной грамотой Кабмина Украины. А еще, сразу после выхода в отставку, по решению высших органов украинской власти бывший летчик был назначен директором строящегося в Николаеве гражданского международного аэропорта. 18 марта нынешнего года, находясь у себя дома, Владислав Волошин застрелился.
Интересно, что на самом деле знаменит летчик Волошин стал после того, как в социальных сетях рассказал об унизительном положении, в котором находятся военнослужащие Вооруженных сил Украины.
«Во-первых, пилоты боевой авиации имеют очень низкий оклад, который не позволяет нормально обеспечивать собственную семью всем необходимым», — написал он тогда. Как утверждал бывший летчик, находясь в звании майора, он получал оклад в 12611 гривен (около 400 долларов) и 1699 гривен (чуть больше 50 долларов) для найма квартиры, при аренде элементарной одно-двухкомнатной ничем не примечательной квартиры в Николаеве в 200 долларов.
Но и это не все. По словам Волошина, снабжение офицеров Вооруженных сил Украины осуществляется ими за собственный счет. Офицеры по этой причине вынуждены были ходить в кроссовках, а защитные маски приобретать через бывших сослуживцев в России за собственный счет.
После этого поста власть постаралась «приподнять» Волошина, назначив на престижную должность директора аэропорта.
Став руководителем гражданского аэропорта, бывший военный летчик Волошин, как он утверждал в переписке с друзьями незадолго до своего самоубийства, испытывал колоссальное давление со стороны некомпетентной гражданской администрации, прежде всего нынешнего губернатора Николаевской области — близкого друга президента Петра Порошенко Савченко (не путать с депутатом парламента Надеждой Савченко, они — однофамильцы — ред.).
Военная прокуратура возбудила по поводу смерти Волошина уголовное дело, в котором, в том числе рассматривается и версия доведения до самоубийства. Однако результаты расследования до общественности доведены не были.
Остались неизвестными и подробности (причины, результаты расследования) самоубийства полицейского из охраны президента Петра Порошенко. Старший сержант полка особого назначения Национальной полиции Сергей Галасюк, заступив на охрану поместья президента Украины, застрелился прямо на пороге дома главы государства.
Это резонансное самоубийство, которое охрана президента тут же попыталась замять (исчезли все упоминания о нем в СМИ и социальных сетях), то ли случайно, то ли намеренно со стороны самоубийцы произошло 23 февраля — в бывший для Украины и всего Советского Союза День армии и Военно-морского флота (в российской версии — День Защитника отечества). На Украине Петр Порошенко своим указом этот праздник отменил, а Галасюк именно в этот день и именно на пороге загородного дома президента покончил жизнь самоубийством…
Самоубийственные тарифы
Резонансное для Украины самоубийство (которое так же постаралась замять власть) произошло в Черкасской области. В поселке Лисянка повесилась 80-летняя пенсионерка. По мнению местных журналистов, причиной смерти стал неоплаченный счет за газ, который в несколько раз превышал пенсию самоубийцы.
Позже, как утверждает глава местной администрации, выяснилось, что в десятки раз завышенный счет был выписан ей ошибочно. Тем не менее, факт остается фактом: в предсмертной записке пенсионерка сообщила, что в своей смерти винит исключительно президента Петра Порошенко и главу правительства.
Ну, и как в перечисленных выше случаях, здесь так же было возбуждено уголовное дело, выдвинуты несколько версий (в том числе «доведение до самоубийства»), результаты расследования которых так же остались неизвестными.
Самоубийственный приговор
Может быть, действительно, не стоило бы обобщать, да и не по-людски это, как кажется на первый взгляд. Может быть, в каждом отдельном случае, если бы стали известны подробности расследования каждого из самоубийств, выяснится, что имели место личные причины такого сведения счетов с жизнью. Может быть…
Но вот, что, на мой взгляд, в этих печальных, вернее, трагических историях, важно.
Во-первых, все они имели широкий общественный резонанс. Во-вторых, что называется, с порога властью были засекречены результаты расследований. В-третьих, как не старалась власть, а почти все эти самоубийства обрели политический и социальный подтекст. И, наконец, в-четвертых, что очень важно, сами правоохранители заговорили не об отдельных случаях, а об эпидемии, которая охватила большие и малые города Украины. Эпидемии самоубийств.
По словам главы Киевского управления Национальной полиции Андрея Крищенко «сейчас (на Украине — ред.) заметен всплеск самоубийств. В день по два-три. В какие-то из дней было пять самоубийств: двое застрелились, двое повесились и одна выпрыгнула».
На самом деле, какие бы ни были личные причины у каждого из перечисленных этих и сотен других самоубийств на Украине, объединяет их все общая «безнадега», утрата страной идеалов и ясных целей. Украина, бывшая когда-то частью большой и влиятельной Российской империи, по решению то ли самой власти, то ли ее заокеанских кураторов в «Вашингтонском обкоме» стремится отказаться от роли большого игрока в большой политике, переместиться в непривычный для части бывшей большой империи закоулок европейской истории. Но в сознании людей, воспитанных в громадных исторических декорациях, это перемещение в затхлые задворки истории, как ни крути, оскорбительны и унизительны.
А еще война с непонятными целями и против братьев по вере и крови, которую, как понимают это очень многие, они ведут не за родину, а в интересах нескольких олигархов в Киеве и политиков за океаном. И все эти «киборги» — лишь насмешка пиар-менеджеров над людьми, умирающими за чуждые им идеалы и интересы.
А еще тарифы, которые определяются даже не в Киеве, а МВФом в Вашингтоне или Нью-Йорке.
А еще президент-лицемер, который отменяет своими указами великие достижения своего народа и прячется от него, этого народа, в престижном дворце, который вынуждены охранять представители этого самого народа.
А еще молодёжь, которая в последние четыре года имеет единственное «престижное будущее» — стать гастарбайтерами в Европе или России…
А еще провокации с ложными смертями, которые устраивает СБУ, обесценивая и без того унизительную жизнь своих сограждан.
И все это щедро сдобрено «солью» радикалов и националистов, весьма далеких от истинного патриотизма, но при этом убежденных в том, что чужая им человеческая жизнь — лишь средство для достижения политических целей. О чем они пишут и в соцсетях и говорят, хотя и завуалированно, на своих митингах, когда утверждают про «Славу нации и смерть врагам». Вопрос в том, кто из украинцев в этой истории сам посчитает себя их врагами?
Конечно, в каждом конкретном случае есть свои, возможно, глубоко личные причины, по которым украинцы сотнями уходят из жизни в последние недели, месяцы и годы.
Но общий фон, который создала власть, государство и его спецслужбы — безнадежно суицидальный.
В общем, это и есть приговор власти. Который своими самоубийствами выносят украинцы Петру Порошенко и его окружению.