Спор о манифесте президента Трампа: кто кого? - 06.12.2025 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спор о манифесте президента Трампа: кто кого?

© APДональд Трамп
Дональд Трамп - РИА Новости, 1920, 06.12.2025
Читать в
ДзенTelegram
Большинство аналитиков обращают внимание на, будто бы, внезапность появления на свет опубликованной 5 декабря новой Стратегии национальной безопасности США.
Мы воздержимся от участия в начавшемся построчном разборе этого документа, - который по жанру своему принадлежит к разряду манифестов, - но позволим себе высказать уверенность, что манифест этот – наверняка ожидали, притом зная, каково будет его содержание. Равно и авторы-составители манифеста отдавали себе отчет, с чем и кем они вступают в полемику.
Начнем с очевидного, - но без минимальных по возможности выдержек нам не обойтись. Во вступительной части манифеста сказано: "После окончания холодной войны американские внешнеполитические элиты убедили себя в том, что постоянное доминирование США во всём мире отвечает интересам нашей страны. Однако дела других стран волнуют нас только в том случае, если их деятельность напрямую угрожает нашим интересам. Наши элиты сильно просчитались в том, что касается готовности Америки вечно нести глобальное бремя, которое американский народ не связывает с национальными интересами. /…/ Они сделали крайне ошибочные и разрушительные ставки на глобализм и так называемую "свободную торговлю", которые привели к исчезновению среднего класса и промышленной базы, от которых зависит экономическое и военное превосходство Америки. Они позволили союзникам и партнёрам переложить расходы на свою оборону на американский народ/…/. Первая администрация президента Трампа доказала, что при правильном руководстве и верном выборе можно — и нужно — было избежать всего вышеперечисленного и многого другого. Он и его команда успешно использовали сильные стороны Америки, чтобы скорректировать курс и начать новый золотой век для нашей страны. Продолжать вести Соединённые Штаты по этому пути — главная цель второй администрации президента Трампа/…/".
В последние десятилетия задача, поставленная перед вашингтонской администрацией "верховным регулятором", которого мы с некоторых пор привыкли величать "глубинным государством", - или, если угодно, "неизвестными отцами", следуя журнальной версии романа бр. Стругацких "Обитаемый остров", - была противоположной той, что намечена манифестом от 5 декабря с.г. Пожалуй, наиболее чётко задача "неизвестных отцов" была сформулирована 30 лет назад в известной доктрине Пола Вулфовица, - вскоре после победоносного, казалось, для Америки окончания холодной войны.
Вулфовиц провозгласил, что "первой целью США является предотвращение повторного появления нового Советского Союза или чего-либо подобного ему где-либо ещё…". Ни одна региональная держава не должна иметь сил и ресурсов, "достаточных для создания региональной или глобальной власти". А "мы должны поддерживать механизм, удерживающий потенциальных конкурентов даже от стремления" к чему-либо подобному
Доктрина Вулфовица была лишь последней в серии ей подобных, провозглашавших глобальное господство целью внешней политики США с 1941 года. С детальным анамнезом любопытный читатель может ознакомиться в книге Стивена Вертхейма "Завтра мир: рождение глобального превосходства США". Мы лишь добавим, что поэтапное втягивание Соединенных Штатов в европейскую геополитическую стратегию, неотъемлемой частью которой является триада "сдерживания-отбрасывания-расчленения" России, началось еще на исходе XIX века, в годы президентства Гровера Кливленда и Бенжамина Гаррисона, т.е., между 1885-1897 годами.
Далее этот процесс лишь ускорился, и в Санкт-Петербурге с горестным изумлением наблюдали, как вековой, буквально с первого момента своего появления на свет Божий, стратегический партнер оборачивается то ли конкурентом (?!), то ли противником (!?). Впрочем, бывали и ремиссии, и рецидивы, но исторический этот феномен изучен недостаточно – по причинам, еще хуже изученным.
Юрий Милославский - РИА Новости, 1920, 03.10.2025
Юрий Милославский: кто онЮрий Георгиевич Милославский — один из самых известных литераторов Русского Зарубежья — прозаик, поэт, журналист, историк литературы, лауреат Горьковской премии, член Исполкома Русского ПЕН-Центра. Родился в Харькове в семье выходцев из Евпатории.
Мы также узнаем из манифеста, что "Президент Трамп в одиночку перевернул более чем три десятилетия ошибочных американских представлений о Китае: а именно, что, открыв наши рынки для Китая, поощряя американский бизнес инвестировать в Китай и передавая наше производство в Китай, мы облегчим вхождение Китая в так называемый 'основанный на правилах международный порядок"'. Этого не произошло. Китай разбогател и стал могущественным/…/". Извещается, что предотвращение конфликта из-за Тайваня, в основе своей путём сохранения военного превосходства, является приоритетом. Мы также будем придерживаться нашей давней заявленной политики в отношении Тайваня, что означает, что Соединённые Штаты не поддерживают никаких односторонних изменений статус-кво в Тайваньском проливе". Далее нас извещают, что полувековая "историческая причина сосредоточения внимания Америки на Ближнем Востоке будет постепенно отходить на второй план".
И далее:
"Мы хотим, чтобы Европа оставалась европейской, вернула себе уверенность в своих цивилизационных возможностях /…/. Этот недостаток уверенности в себе наиболее ярко проявляется в отношениях Европы с Россией. Европейские союзники обладают значительным преимуществом в области жёсткой силы над Россией практически по всем показателям, за вычетом ядерного оружия. В результате войны России на Украине отношения Европы с Россией серьёзно ослаблены, и многие европейцы рассматривают Россию как экзистенциальную угрозу. Регулирование отношениями Европы с Россией потребует значительного дипломатического участия США: как для восстановления условий стратегической стабильности на евразийском континенте, так и для снижения риска конфликта между Россией и европейскими государствами. Соединённые Штаты в первую очередь заинтересованы в скорейшем прекращении боевых действий на Украине, чтобы стабилизировать экономику европейских стран, предотвратить непреднамеренную эскалацию или расширение войны, восстановить стратегическую стабильность /в отношениях/ с Россией, а также обеспечить послевоенное восстановление Украины, что позволит ей выжить в качестве жизнеспособного государства".
Дискутировать не станем, и перейдем к тому, что нам представляется сегодня (завтра возможны перемены) наиболее занимательным в истории вокруг манифеста 5 декабря.
3 ноября 2025 г. независимый исследователь-политолог Алистер Кроук опубликовал аналитический обзор "Внешняя политика США в раздрае: разрешено ли Трампу заключить сделку с Китаем (но не с Россией или Ираном)?".
Кроук ссылается на недавний отчет известнейшей исследовательски-консультативно-разведочной корпорации RAND, "учреждения, сама тень которого издавна оказывает влияние на внешнюю политику США, что бросила вызов высокомерию Вашингтона" времен холодной войны в отношении Китая. Хотя в отчете "основное внимание уделяется озабоченности угрозой усиления Китая, как последствий поставленной под сомнение доктрины о том, что никакой соперник гегемонии США, будь то финансовый или военный, не может быть терпим, а это затрагивает самую суть внешней политики США, - главный вывод заключается в том, что "Китай и США должны стремиться к достижению modus vivendi" посредством "обоюдного признания политической легитимности друг друга и ограничения попыток подрыва друг друга, по крайней мере до разумного уровня".
"RAND также рекомендует руководству США, в частности, отказаться от идеи 'абсолютной победы' над Китаем а также принять политику одного Китая, прекратив провоцировать Пекин посредством военных визитов на Тайвань, специально направленных на то, чтобы держать Китай в состоянии напряжения.
США десятилетиями придерживаются одной и той же схемы внешней политики.
Однако главный вопрос остаётся без ответа: кто вообще контролирует внешнюю политику США?"
Это восклицание Кроука представляется нам едва ли не риторическим; впрочем, мы часто забываем, что со времени убийства Джона Кеннеди полномочия президентов США достаточно ограничены.
"После провала Будапештского саммита (сегодня мы не считаем произошедшее окончательным. ЮМ) очевидный ответ заключается в том, что у Трампа практически нет полномочий в этом аспекте внешней политики. И ему было направлено на сей счёт чёткое 'напоминание' от 'власть имущих": никакой нормализации отношений с Москвой. Расчёты торгового соглашения с Китаем совершенно иные. Сделка с Китаем даст Трампу дополнительные рычаги влияния/…/. Некогда господствовавший глобальный взаимосвязанный порядок вещей разрушается, и его место занимает новый, состоящий из автономных экономических блоков со своими внутренними альянсами, цепочками поставок и технологиями.".
Достаточно сопоставить отчет РЭНД'а с манифестом Трампа по пунктам, чтобы допущение некоей стычки за геополитическими кулисами не казалось нам надуманным. Авторы отчета обладали некоей информацией о содержании грядущего манифеста. Но Белый Дом их грозными намеками пренебрег – и был, вероятнее всего, услышан.
В пятницу 5 ноября, едва приступив к работе над этими заметками, автор отправился на страницу RAND, чтобы найти дополнительные аргументы позволительности своей гипотезы. Отчет был озаглавлен "Стабилизация американо-китайского соперничества".
Материал исчез. На его месте красовалось извещение: "Этот документ отозван для дальнейшего рассмотрения".
О том, как и почему уезжают из США работать в другие страны молодые ученые - в статье Евгении Кондаковой "Американская парадигма: США хотели лишить Путина талантливых россиян, а теперь сами теряют ведущих учёных"
Подписывайся на
ВКонтактеОдноклассникиTelegramДзенRutube
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала