https://ukraina.ru/20230524/1046532422.html
Новая Ялта или старый Нью-Йорк. Возможна ли реформа Совбеза ООН
Новая Ялта или старый Нью-Йорк. Возможна ли реформа Совбеза ООН - 25.05.2023 Украина.ру
Новая Ялта или старый Нью-Йорк. Возможна ли реформа Совбеза ООН
Недавние события в Белгородской области как-то отвлекли внимание россиян от того, что случилось 21 мая 2023 года в последний день работы саммита "Большой семерки" в японской Хиросиме. А там генсек ООН Антониу Гутерриш призвал реформировать Совбез ООН
2023-05-24T14:00
2023-05-24T14:00
2023-05-25T14:19
оон
генассамблея оон
генсек оон
владимир путин
эксклюзив
владимир скачко
совбез оон
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102775/62/1027756225_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_b6e970c8458697900abb578e4ccdc3bd.jpg
Но не только его, а еще и Бреттон-Вудские институты типа Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), созданных для регулирования денежных отношений и торговых расчетов планеты еще в 1944 году, на год раньше ООН.«Глобальная финансовая архитектура устарела, нефункциональна и несправедлива... Пришло время реформировать как Совет безопасности, так и Бреттон-Вудские институты. По сути, это вопрос перераспределения власти в соответствии с реалиями сегодняшнего мира», — откровенно сказал он. Потому что, по его мнению, действующие международные институты на фоне экономических потрясений из-за пандемии коронавируса и военного конфликта России и Украины не смогли выполнить основную функцию глобальной сети безопасности.То есть ведут к возможной Третьей мировой войне. Ядерной, которая может положить конец человеческой цивилизации. Причем порог восприятия и неприятия такого развития событий заметно понижается год от года. Люди, уверенно вползающие в какую-то коллективную социальность, перестали бояться глобальной катастрофы.И что примечательно: Гутерриша в Хиросиме сразу же поддержали две страны из так называемой «группы четырех», уже давно претендующие на роль постоянных членов этого самого Совета безопасности ООН. Премьер-министр Индии Нарендра Моди тоже заявил, что ООН нуждается в реформировании, так как не в состоянии в современных реалиях выполнять свои функции: «Необходимо проанализировать… ООН, которая была создана с целью сохранения мира, сегодня не в состоянии предотвратить конфликты. …Институты, созданные в прошлом веке, не соответствуют системе двадцать первого века».По мнению Моди, ООН и ее Совбез должны отражать реалии современного мира и слышать голос «Глобального Юга».Точно о том же говорил и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Он заявил, что Совбезу ООН не хватило сил для того, чтобы предотвратить конфликт на Украине, и потому миру нужен институт, обладающий силой и авторитетом для принятия решений. «Если бы у Совета Безопасности ООН хватило сил вести переговоры, возможно, у нас не было бы войны между Украиной и Россией. Нужен серьезный институт, имеющий вес и силу для принятия решений. И в вопросе климата это также важно», — написал он в своем блоге после завершения мероприятий «Большой семерки» в Хиросиме.Две другие страны из «четверки» — Япония и Германия — тоже с этим согласны, ибо давным-давно считают, что имеют законное право заседать в Совбезе и иметь право вето, каким сегодня обладают США, Россия, Китай, Великобритания и Франция. Ну хотя бы потому, что тоже давно являются лидерами по уплате взносов в ООН. Например, Япония, вносит почти 10% бюджета организации (больше — только США), Германия — около 7%. И для сравнения: Китай — 7,9% взносов, Россия и того меньше — чуть больше 3%.Тогда, в ноябре 2019-го, на заседании Генассамблеи ООН случился один из последних реформаторских всплесков. По инициативе Франции, чей представитель в ООН Николя де Ривьер предложил расширить количество членов Совбеза с нынешних 15 человек до 25, чтобы сделать его более представительным и авторитетным. С обязательным включением туда как раз Германии, Бразилии, Индии и Японии. «Франция выступает за расширение Совета Безопасности. Также мы за усиление присутствия африканских стран среди постоянных и непостоянных членов Совета», — сказал де Ривьер.Последний раз так громко на эту тему говорили в ООН в 2005 году, когда тогдашний генсек организации Кофи Аннан предложил расширить Совбез до 24 участников, увеличив число постоянных членов с 5 до 10, и продлить срок полномочий непостоянных членов с 2 до 4 лет.А увеличили количество членов Совбеза ООН в 1963 году — с 11 до 15 участников. Затем на 48-й сессии Генассамблеи в 1993 году, когда окончательно стало понятно, что социалистическая система развалилась, признали, что Совет безопасности необходимо привести в соответствие с новыми реалиями. Даже приняли резолюцию «Вопрос о справедливом представительстве в СБ ООН и расширении его членского состава» и создали рабочую группу по реформированию этого органа.Однако в указанной резолюции было сказано, что никаких решений об увеличении постоянных членов Совбеза нельзя принимать без двух третей голосов Генассамблеи. Это все и затормозило. Но зато четко зафиксировало три направления реформ Совбеза, которые отстаивают те или иные его члены в зависимости от геополитической конъюнктуры: а) увеличение членов и представительства; б) корректировка принципа вето; в) усиление эффективности и определение границ полномочий Совбеза.С первым и третьим практически никто не спорит, ибо все как бы за расширение, потому что признают происшедшие изменения в мире. Спор если и идет, то лишь о том, кто кого хочет видеть в Совбезе, кто кого поддерживает и есть ли консенсус о представительстве на самих новых континентах — Азии, Африке или Латинской Америке.Так Россия однозначно выступала за членство Японии и Германии и по одному государству от Азии, Америки и Африки, куда и попадали Индия и Бразилия. Есть уже и кандидаты-«африканцы» — ЮАР, Египет или Нигерия. От Латинской Америки претендуют также Аргентина и Мексика. У России ни к кому из них особых претензий нет, однако внутри регионов по этому вопросу консенсуса нет.Кроме того, США хотят видеть в Совбезе Японию и Индию, но не в восторге от Германии. Великобритания, уйдя из ЕС, во всем поддерживает США. Франция за Германию, так как, по ее мнению, Евросоюз должен быть представлен шире. Китай же однозначно против Японии и с опаской смотрит на Индию. И эта чересполосица сохраняется и не видоизменяется до сих пор.Никто, в принципе, не возражает и против того, чтобы Совбез стал более действенным компетентным и полномочным органом, способным предотвращать или хотя бы останавливать возникшие конфликты. По Уставу ООН, Совбез должен рассматривать споры или ситуации, способные вызвать международный конфликт, рекомендовать пути и условия урегулирования, а также меры противодействия любым угрозам или актам агрессии.А если использованы все пути мирного разрешения конфликта, Совбез компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон, определять те или иные санкции против государств-нарушителей (включая военные операции против них), вводить миротворческие формирования в зоны конфликта, организовывать постконфликтное урегулирование, включая введение международной администрации в зоне конфликта.Это довольно сильные и четкие полномочия и компетенции. Но поскольку мир охвачен геополитическим противостоянием, а также начался процесс ухода от монополярного мира к многополярному, а США не желают расставаться с ролью мирового единоличного гегемона, то Совбез может мало, так как принятию решений мешает право вето у каждого из пяти постоянных членов. Вето позволяет странам отвергать проект любой содержательной резолюции Совбеза, чтобы предотвратить действия ООН против интересов членов-основателей. Голоса против достаточно для наложения вето.И статистика показывает, что, по данным на февраль 2022 года, Россия применяла право вето 120 раз, США 82 раза, Великобритания 29 раз, Франция 16 раз, Китай 17 раз. С 1992 года право вето чаще всего применяли Россия, США и Китай. Франция и Великобритания не применяли это право с 1989 года. И использование права вето возросло в начале XXI века в первую очередь из-за гражданской войны в Сирии.О праве вето спорили с первого дня основания ООН и, в конце концов, согласились, что вето должно быть абсолютным. Так есть и сейчас: любой документ считается отвергнутым, если кто-то против.Более того, Устав ООН выписан так, что право вето вообще отменить нельзя, если тот из постоянных членов Совбеза, у кого хотят забрать это право, против. Речь может идти только о реформе Совета безопасности. Но для этого нужно менять Устав ООН, а он гласит, что менять его и вносить правки можно лишь при подписи всех постоянных членов Совбеза. А кто же захочет добровольно лишать себя каких-то выгодных прав?Призывы лишить Россию права вето начали активно звучать после госпереворота в Украине и превращении этой страны в русофобский таран, в анти-Россию. Предлагалось сделать это под самыми разными предлогами. Например, в сентябре 2014 года Франция инициировала добровольный и коллективный отказ постоянных членов Совбеза от использования права вето в тех ситуациях, когда речь идет о таких массовых злодеяниях, как геноцид, преступления против человечности или военные преступления, совершаемых в массовых масштабах.В 2015 году Украина, по общему мнению, с подачи США просто предложила лишить Россию права вето в Совбезе ООН. А если не получится отобрать у одной России, то отобрать у всех.Сразу после начала спецвоенной операции (СВО) в Донбассе конгрессмены США уже в феврале 2022 года подготовили проект резолюции с предложением убрать Россию из постоянных членов Совбеза ООН как раз из-за спецоперации. Вершиной же этих предложений стал призыв президента Украины Владимира Зеленского в начале апреля 2022 года к Совбезу ООН самораспуститься или исключить из своего состава Россию, потому что сегодня ООН не может-де эффективно реагировать на СВО. То есть не осуждают Россию единодушно и дружно по первому сигналу из Вашингтона.Еще кто-то предлагает сохранить статус непостоянных членов Совета безопасности, но увеличить его до 10 лет с правом переизбрания. Еще раньше Вашингтон и Лондон предлагали формулировку, согласно которой постоянный член Совбеза, имеющий отношение к определенному обсуждаемому кризису, лишался бы права голоса, а значит, и права вето. Москва не согласилась.Потому что Россия к вопросу изменений в ООН и в ее Совбезе исходит из двух положений. С одной стороны, президент России Владимир Путин безоговорочно поддерживает статус прав вето и право на него России. В октябре 20121 года, выступая на заседании международного клуба «Валдай» он однозначно сказал: «Если мы разрушим право вето постоянных членов, то Организация Объединенных Наций умрет в этот же день. Она превратится в Лигу наций. Это будет просто площадка для дискуссий».Однако с другой — Путин осенью 2019-го поддержал призывы Индии к реформированию ООН, а уже в январе 2020-го, когда только-только начиналась пандемия коронавируса, в послании к Федеральному собранию фактически призвал перезапустить и модернизировать всю систему и архитектуру мировой безопасности, вершинами и средоточием которых являются ООН и ее Совбез. Путин тогда призвал постоянных членов Совбеза ООН собраться на некую конференцию, которая получила условное название «Новая Ялта» или «Ялта-20» и подновить систему безопасности, мировой баланс сдержек и противовесов с учетом изменившихся реалий, распадом одних союзов и возникновением других, ростом новых центров силы и т. д. и т. п.А через пару дней в Израиле на форуме памяти жертв холокоста российский президент предложил «провести встречу глав государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН — России, Китая, США, Франции и Великобритании в любой стране, любой точке мира, где это будет удобно коллегам». «Забвение прошлого, разобщенность перед лицом угроз могут обернуться страшными последствиями. У нас должно быть мужество не только прямо сказать об этом, но и сделать все, чтобы защитить и отстоять мир».Зачем? А «чтобы быть бдительными и не пропустить, не проглядеть, когда появляются первые ростки ненависти, шовинизма, антисемитизма, когда исподволь начинают потакать ксенофобии и другим проявлениям подобного рода», ответил Путин.Потом началась пандемия коронавируса, уносящая сотни тысяч жизней. Случилось страшное проседание мировой экономики и жизненного уровня огромного числа людей на планете. Нарушился баланс сил, и в условиях надвигающегося планетарного ресурсного голода коллективный Запад решил превратить победу в холодной войне в окончательный разгром и развал России, началась откровенная политика неоколонизации Западом и своих, и чужих; США стали подминать под себя и весь Евросоюз, грабя его ресурсы, и переформатировать существующие структуры безопасности типа НАТО или ОБСЕ под выполнение новых задач по всей планете с чисто англосаксонским акцентом (типа АUKUS); заявили о себе Индия, Китай и прочие страны «Глобального Юга», вообще поменяв вектор обычного глобального противостояния с «запад — восток», на «север — юг».Появились и сошли на нет новые формальные и неформальные объединения типа той же «Большой восьмерки», после изгнания России опять ставшей «семеркой», «Двадцатка», БРИКС, ШОС и т. д. Запад в лице США даже начал самолично делить планету на «правильных» и «неправильных», проведя уже два «саммита за демократию» и разделив все страны мира на тех, с точки зрения Вашингтона, «демократ», а кто нет. И кто живет по международному праву, а кто — по новым международным правилам, которые Запад установил для сепарации своих союзников и вассалов. Началась ожесточенная и жесточайшая санкционная война, разбивающая все общепринятые принципы международной торговли.И в декабре 2021 года Россия предложила еще раз на переговорах мирно решить возникающие проблемы путем отказа от одностороннего нагнетания нестабильности и возвращения НАТО в рамочки 1997 года. Но это уже было похоже на ультиматум. И в феврале 2022-го началась СВО, в которой коллективный Запад пошел настоящей войной против России, объединив все силы и ресурсы в помощи воюющей Украине.И вот через три года в ноябре 2022 года Путин опять обращается к идее «Новой Ялты». 27 октября 2022 года он на форуме «Валдай» заявил, что структуру ООН и Совбеза ООН необходимо изменить и внести туда «мировое многообразие», потому что именно от стран Азии, Африки, Латинской Америки в дальнейшем «будет зависеть намного больше, чем принято считать сегодня».По его словам, западная цивилизация не единственная «даже на нашем общем евразийском пространстве», однако продолжает навязывать свое мировоззрение и свою политику. «Смена вех — процесс болезненный, но естественный и неизбежный. Будущее мировое устройство формируется на наших глазах, и в этом мировом устройстве мы должны выслушать всех. Принять во внимание каждую точку зрения, каждый народ, общество, культуру, каждую систему мировоззрения», — предложил тогда Путин. И призвал совместно развивать евразийское экономическое пространство, осваивать новые транспортные коридоры, создавать новые пути и формы сотрудничества.Запад в ответ организовал на базе «Большой семерки» некое подобие мини-ООН, пригласив туда руководство Евросоюза, Индию, Австралию, Бразилию, Южную Корею, Вьетнам, Индонезию (председательствует в АСЕАН), Острова Кука (председательствуют в Форуме тихоокеанских островов) и Коморские острова (председательствуют в Африканском союзе).Но и на саммите в Хиросиме Западу не удалось достичь былого единства и подчинить собравшихся своей воле. И о реформе мироустройства и системы безопасности заговорили вновь. Причем, как видим, новый виток дискуссии начал генсек ООН Гутерриш.Это о многом говорит, но, увы, мало что значит. Мир действительно стоит либо перед новым обострением говорильни и полемики, исторгаемых из противоположных лагерей, либо перед серьезной реформой, способной перебалансировать интересы и предотвратить возникновение новых конфликтов на какой-нибудь международной конференции «Ялта-2023», либо перед войной, контуры которой уже просматриваются на полях сражения на Украине.
https://ukraina.ru/20190305/1022896521.html
https://ukraina.ru/20230522/1046431391.html
https://ukraina.ru/20220824/1037999613.html
https://ukraina.ru/20230426/1045698967.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Владимир Скачко
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/14/1038896702_346:0:900:554_100x100_80_0_0_24138653d035966949c638e79113075c.jpg
Владимир Скачко
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/14/1038896702_346:0:900:554_100x100_80_0_0_24138653d035966949c638e79113075c.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102775/62/1027756225_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_beb4f5b554b54fa277505a7eba56528f.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Владимир Скачко
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/14/1038896702_346:0:900:554_100x100_80_0_0_24138653d035966949c638e79113075c.jpg
оон, генассамблея оон, генсек оон, владимир путин, эксклюзив, владимир скачко, совбез оон
Но не только его, а еще и Бреттон-Вудские институты типа Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), созданных для регулирования денежных отношений и торговых расчетов планеты еще в 1944 году, на год раньше ООН.
«Глобальная финансовая архитектура устарела, нефункциональна и несправедлива... Пришло время реформировать как Совет безопасности, так и Бреттон-Вудские институты. По сути, это вопрос перераспределения власти в соответствии с реалиями сегодняшнего мира», — откровенно сказал он. Потому что, по его мнению, действующие международные институты на фоне экономических потрясений из-за пандемии коронавируса и военного конфликта России и Украины не смогли выполнить основную функцию глобальной сети безопасности.
То есть ведут к возможной Третьей мировой войне. Ядерной, которая может положить конец человеческой цивилизации. Причем порог восприятия и неприятия такого развития событий заметно понижается год от года. Люди, уверенно вползающие в какую-то коллективную социальность, перестали бояться глобальной катастрофы.
И что примечательно: Гутерриша в Хиросиме сразу же поддержали две страны из так называемой «группы четырех», уже давно претендующие на роль постоянных членов этого самого Совета безопасности ООН. Премьер-министр Индии Нарендра Моди тоже заявил, что ООН нуждается в реформировании, так как не в состоянии в современных реалиях выполнять свои функции: «Необходимо проанализировать… ООН, которая была создана с целью сохранения мира, сегодня не в состоянии предотвратить конфликты. …Институты, созданные в прошлом веке, не соответствуют системе двадцать первого века».
По мнению Моди, ООН и ее Совбез должны отражать реалии современного мира и слышать голос «Глобального Юга».
Точно о том же говорил и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Он заявил, что Совбезу ООН не хватило сил для того, чтобы предотвратить конфликт на Украине, и потому миру нужен институт, обладающий силой и авторитетом для принятия решений. «Если бы у Совета Безопасности ООН хватило сил вести переговоры, возможно, у нас не было бы войны между Украиной и Россией. Нужен серьезный институт, имеющий вес и силу для принятия решений. И в вопросе климата это также важно», — написал он в своем блоге после завершения мероприятий «Большой семерки» в Хиросиме.
Две другие страны из «четверки» — Япония и Германия — тоже с этим согласны, ибо давным-давно считают, что имеют законное право заседать в Совбезе и иметь право вето, каким сегодня обладают США, Россия, Китай, Великобритания и Франция. Ну хотя бы потому, что тоже давно являются лидерами по уплате взносов в ООН. Например, Япония, вносит почти 10% бюджета организации (больше — только США), Германия — около 7%. И для сравнения: Китай — 7,9% взносов, Россия и того меньше — чуть больше 3%.
«Мы больше не можем ждать. Министры "группы четырех" подчеркнули, что расширение Совета Безопасности — необходимое условие превращения этого органа в более представительный, легитимный и эффективный», — заявил еще 25 ноября 2019 года в Генассамблее ООН тогдашний постпред Германии в организации Кристоф Фосген.
Тогда, в ноябре 2019-го, на заседании Генассамблеи ООН случился один из последних реформаторских всплесков. По инициативе Франции, чей представитель в ООН Николя де Ривьер предложил расширить количество членов Совбеза с нынешних 15 человек до 25, чтобы сделать его более представительным и авторитетным. С обязательным включением туда как раз Германии, Бразилии, Индии и Японии. «Франция выступает за расширение Совета Безопасности. Также мы за усиление присутствия африканских стран среди постоянных и непостоянных членов Совета», — сказал де Ривьер.
Последний раз так громко на эту тему говорили в ООН в 2005 году, когда тогдашний генсек организации Кофи Аннан предложил расширить Совбез до 24 участников, увеличив число постоянных членов с 5 до 10, и продлить срок полномочий непостоянных членов с 2 до 4 лет.
А увеличили количество членов Совбеза ООН в 1963 году — с 11 до 15 участников. Затем на 48-й сессии Генассамблеи в 1993 году, когда окончательно стало понятно, что социалистическая система развалилась, признали, что Совет безопасности необходимо привести в соответствие с новыми реалиями. Даже приняли резолюцию «Вопрос о справедливом представительстве в СБ ООН и расширении его членского состава» и создали рабочую группу по реформированию этого органа.
Однако в указанной резолюции было сказано, что никаких решений об увеличении постоянных членов Совбеза нельзя принимать без двух третей голосов Генассамблеи. Это все и затормозило. Но зато четко зафиксировало три направления реформ Совбеза, которые отстаивают те или иные его члены в зависимости от геополитической конъюнктуры: а) увеличение членов и представительства; б) корректировка принципа вето; в) усиление эффективности и определение границ полномочий Совбеза.
С первым и третьим практически никто не спорит, ибо все как бы за расширение, потому что признают происшедшие изменения в мире. Спор если и идет, то лишь о том, кто кого хочет видеть в Совбезе, кто кого поддерживает и есть ли консенсус о представительстве на самих новых континентах — Азии, Африке или Латинской Америке.
Так Россия однозначно выступала за членство Японии и Германии и по одному государству от Азии, Америки и Африки, куда и попадали Индия и Бразилия. Есть уже и кандидаты-«африканцы» — ЮАР, Египет или Нигерия. От Латинской Америки претендуют также Аргентина и Мексика. У России ни к кому из них особых претензий нет, однако внутри регионов по этому вопросу консенсуса нет.
Кроме того, США хотят видеть в Совбезе Японию и Индию, но не в восторге от Германии. Великобритания, уйдя из ЕС, во всем поддерживает США. Франция за Германию, так как, по ее мнению, Евросоюз должен быть представлен шире. Китай же однозначно против Японии и с опаской смотрит на Индию. И эта чересполосица сохраняется и не видоизменяется до сих пор.
Никто, в принципе, не возражает и против того, чтобы Совбез стал более действенным компетентным и полномочным органом, способным предотвращать или хотя бы останавливать возникшие конфликты. По Уставу ООН, Совбез должен рассматривать споры или ситуации, способные вызвать международный конфликт, рекомендовать пути и условия урегулирования, а также меры противодействия любым угрозам или актам агрессии.
А если использованы все пути мирного разрешения конфликта, Совбез компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон, определять те или иные санкции против государств-нарушителей (включая военные операции против них), вводить миротворческие формирования в зоны конфликта, организовывать постконфликтное урегулирование, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Это довольно сильные и четкие полномочия и компетенции. Но поскольку мир охвачен геополитическим противостоянием, а также начался процесс ухода от монополярного мира к многополярному, а США не желают расставаться с ролью мирового единоличного гегемона, то Совбез может мало, так как принятию решений мешает право вето у каждого из пяти постоянных членов. Вето позволяет странам отвергать проект любой содержательной резолюции Совбеза, чтобы предотвратить действия ООН против интересов членов-основателей. Голоса против достаточно для наложения вето.
И статистика показывает, что, по данным на февраль 2022 года, Россия применяла право вето 120 раз, США 82 раза, Великобритания 29 раз, Франция 16 раз, Китай 17 раз. С 1992 года право вето чаще всего применяли Россия, США и Китай. Франция и Великобритания не применяли это право с 1989 года. И использование права вето возросло в начале XXI века в первую очередь из-за гражданской войны в Сирии.
О праве вето спорили с первого дня основания ООН и, в конце концов, согласились, что вето должно быть абсолютным. Так есть и сейчас: любой документ считается отвергнутым, если кто-то против.
Более того, Устав ООН выписан так, что право вето вообще отменить нельзя, если тот из постоянных членов Совбеза, у кого хотят забрать это право, против. Речь может идти только о реформе Совета безопасности. Но для этого нужно менять Устав ООН, а он гласит, что менять его и вносить правки можно лишь при подписи всех постоянных членов Совбеза. А кто же захочет добровольно лишать себя каких-то выгодных прав?
Призывы лишить Россию права вето начали активно звучать после госпереворота в Украине и превращении этой страны в русофобский таран, в анти-Россию. Предлагалось сделать это под самыми разными предлогами. Например, в сентябре 2014 года Франция инициировала добровольный и коллективный отказ постоянных членов Совбеза от использования права вето в тех ситуациях, когда речь идет о таких массовых злодеяниях, как геноцид, преступления против человечности или военные преступления, совершаемых в массовых масштабах.
В 2015 году Украина, по общему мнению, с подачи США просто предложила лишить Россию права вето в Совбезе ООН. А если не получится отобрать у одной России, то отобрать у всех.
Сразу после начала спецвоенной операции (СВО) в Донбассе конгрессмены США уже в феврале 2022 года подготовили проект резолюции с предложением убрать Россию из постоянных членов Совбеза ООН как раз из-за спецоперации. Вершиной же этих предложений стал призыв президента Украины Владимира Зеленского в начале апреля 2022 года к Совбезу ООН самораспуститься или исключить из своего состава Россию, потому что сегодня ООН не может-де эффективно реагировать на СВО. То есть не осуждают Россию единодушно и дружно по первому сигналу из Вашингтона.
Еще кто-то предлагает сохранить статус непостоянных членов Совета безопасности, но увеличить его до 10 лет с правом переизбрания. Еще раньше Вашингтон и Лондон предлагали формулировку, согласно которой постоянный член Совбеза, имеющий отношение к определенному обсуждаемому кризису, лишался бы права голоса, а значит, и права вето. Москва не согласилась.
Потому что Россия к вопросу изменений в ООН и в ее Совбезе исходит из двух положений. С одной стороны, президент России Владимир Путин безоговорочно поддерживает статус прав вето и право на него России. В октябре 20121 года, выступая на заседании международного клуба «Валдай» он однозначно сказал: «Если мы разрушим право вето постоянных членов, то Организация Объединенных Наций умрет в этот же день. Она превратится в Лигу наций. Это будет просто площадка для дискуссий».
Однако с другой — Путин осенью 2019-го поддержал призывы Индии к реформированию ООН, а уже в январе 2020-го, когда только-только начиналась пандемия коронавируса, в послании к Федеральному собранию фактически призвал перезапустить и модернизировать всю систему и архитектуру мировой безопасности, вершинами и средоточием которых являются ООН и ее Совбез. Путин тогда призвал постоянных членов Совбеза ООН собраться на некую конференцию, которая получила условное название «Новая Ялта» или «Ялта-20» и подновить систему безопасности, мировой баланс сдержек и противовесов с учетом изменившихся реалий, распадом одних союзов и возникновением других, ростом новых центров силы и т. д. и т. п.
«Серьезный и прямой разговор об основных принципах стабильного миропорядка, о тех острейших проблемах, с которыми сталкивается человечество, безусловно, назрел. Надо проявить политическую волю, мудрость, мужество. Время требует осознания нашей общей ответственности и реальных действий. Подать пример должны страны — основательницы Организации Объединенных Наций. Именно пять ядерных держав несут особую ответственность за сохранение и устойчивое развитие человечества. Пять наций должны прежде всего начать с мер по устранению предпосылок для глобальной войны, выработать обновленные подходы к обеспечению стабильности на планете, которые бы в полной мере учитывали политические, экономические, военные аспекты современных международных отношений», — сказал Путин в послании.
А через пару дней в Израиле на форуме памяти жертв холокоста российский президент предложил «провести встречу глав государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН — России, Китая, США, Франции и Великобритании в любой стране, любой точке мира, где это будет удобно коллегам». «Забвение прошлого, разобщенность перед лицом угроз могут обернуться страшными последствиями. У нас должно быть мужество не только прямо сказать об этом, но и сделать все, чтобы защитить и отстоять мир».
Зачем? А «чтобы быть бдительными и не пропустить, не проглядеть, когда появляются первые ростки ненависти, шовинизма, антисемитизма, когда исподволь начинают потакать ксенофобии и другим проявлениям подобного рода», ответил Путин.
Потом началась пандемия коронавируса, уносящая сотни тысяч жизней. Случилось страшное проседание мировой экономики и жизненного уровня огромного числа людей на планете. Нарушился баланс сил, и в условиях надвигающегося планетарного ресурсного голода коллективный Запад решил превратить победу в холодной войне в окончательный разгром и развал России, началась откровенная политика неоколонизации Западом и своих, и чужих; США стали подминать под себя и весь Евросоюз, грабя его ресурсы, и переформатировать существующие структуры безопасности типа НАТО или ОБСЕ под выполнение новых задач по всей планете с чисто англосаксонским акцентом (типа АUKUS); заявили о себе Индия, Китай и прочие страны «Глобального Юга», вообще поменяв вектор обычного глобального противостояния с «запад — восток», на «север — юг».
Появились и сошли на нет новые формальные и неформальные объединения типа той же «Большой восьмерки», после изгнания России опять ставшей «семеркой», «Двадцатка», БРИКС, ШОС и т. д. Запад в лице США даже начал самолично делить планету на «правильных» и «неправильных», проведя уже два «саммита за демократию» и разделив все страны мира на тех, с точки зрения Вашингтона, «демократ», а кто нет. И кто живет по международному праву, а кто — по новым международным правилам, которые Запад установил для сепарации своих союзников и вассалов. Началась ожесточенная и жесточайшая санкционная война, разбивающая все общепринятые принципы международной торговли.
И в декабре 2021 года Россия предложила еще раз на переговорах мирно решить возникающие проблемы путем отказа от одностороннего нагнетания нестабильности и возвращения НАТО в рамочки 1997 года. Но это уже было похоже на ультиматум. И в феврале 2022-го началась СВО, в которой коллективный Запад пошел настоящей войной против России, объединив все силы и ресурсы в помощи воюющей Украине.
И вот через три года в ноябре 2022 года Путин опять обращается к идее «Новой Ялты». 27 октября 2022 года он на форуме «Валдай» заявил, что структуру ООН и Совбеза ООН необходимо изменить и внести туда «мировое многообразие», потому что именно от стран Азии, Африки, Латинской Америки в дальнейшем «будет зависеть намного больше, чем принято считать сегодня».
По его словам, западная цивилизация не единственная «даже на нашем общем евразийском пространстве», однако продолжает навязывать свое мировоззрение и свою политику. «Смена вех — процесс болезненный, но естественный и неизбежный. Будущее мировое устройство формируется на наших глазах, и в этом мировом устройстве мы должны выслушать всех. Принять во внимание каждую точку зрения, каждый народ, общество, культуру, каждую систему мировоззрения», — предложил тогда Путин. И призвал совместно развивать евразийское экономическое пространство, осваивать новые транспортные коридоры, создавать новые пути и формы сотрудничества.
Запад в ответ организовал на базе «Большой семерки» некое подобие мини-ООН, пригласив туда руководство Евросоюза, Индию, Австралию, Бразилию, Южную Корею, Вьетнам, Индонезию (председательствует в АСЕАН), Острова Кука (председательствуют в Форуме тихоокеанских островов) и Коморские острова (председательствуют в Африканском союзе).
Но и на саммите в Хиросиме Западу не удалось достичь былого единства и подчинить собравшихся своей воле. И о реформе мироустройства и системы безопасности заговорили вновь. Причем, как видим, новый виток дискуссии начал генсек ООН Гутерриш.
Это о многом говорит, но, увы, мало что значит. Мир действительно стоит либо перед новым обострением говорильни и полемики, исторгаемых из противоположных лагерей, либо перед серьезной реформой, способной перебалансировать интересы и предотвратить возникновение новых конфликтов на какой-нибудь международной конференции «Ялта-2023», либо перед войной, контуры которой уже просматриваются на полях сражения на Украине.