Как Французский бульвар, 33 стал представительством Франции в СССР - 01.02.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Как Французский бульвар, 33 стал представительством Франции в СССР

© imdb.com
Читать в
ДзенTelegram
Французский бульвар, 33 в Одессе – почтовый адрес Одесской киностудии, в которой было снято огромное количество замечательных фильмов. Специализацией студии было кино детско-юношеское и приключенческое. Удивительно ли, что именно тут была экранизирована французская классика – культовый роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо".
Премьера первой части знакового телесериала-экранизации по мотивам этого произведения, которая носила название "Узник замка Иф" советских телеэкранах состоялась 1 февраля 1989 года. Для людей того времени "Граф Монте-Кристо" был только один – французский с Жаном Маре в главной роли, поэтому название сделали другим.
Этот музыкальный фильм создал самый главный советский специалист по экранизациям Дюма штатный режиссёр Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич. 1 марта 1949 года, когда ему было 14 лет, Георгий играл в футбол за школьную команду с командой суворовцев. Перед этим он упал с мотоцикла и сильно ушибся.
Матч закончился в ничью, но во время игры Юнгвальд-Хилькевич распорол себе колено осколком битого стекла, а потом так устал, что упал и заснул прямо возле ворот. Хоть это всё и происходило в жарком южном городе Ташкенте, где тогда жила семья Георгия, но даже там 1 марта спать разгорячённым на земле довольно опасно. На следующее утро температура поднялась до 41,5 C°. Консилиум врачей определил остеомиелит правого бедра с огромным сантиметров на 20 отёком и общий сепсис, из-за которого в организме один за другим стали возникать проблемы с различными органами: воспаление лёгких, воспаление среднего уха, печени, острый холецистит. Из-за остеомиелита начались страшные боли. Выход был только один – мальчика на месяцы полностью заковали в гипс, который меняли со временем, чтобы не мешать его росту. Шевелиться запрещалось, поэтому 4 раза в день Георгия поднимали на простынях.
После того, как боль прошла, именно обездвиженность стала вторым страшным наказанием, и спас только Дюма, которого Георгий за время вынужденной неподвижности запоем прочитал всего, а потом ещё не раз перечитывал от корки и до корки. В результате, когда он уже стал взрослым, именно экранизации романов Дюма сделали его успешным и знаменитым.
Чародеи
"Чародеи": Стругацкие без СтругацкихБ. Стругацкий: "Посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идёт по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит — есть за что…"
Толчком к началу работы над "Узником замка Иф" стал визуальный образ сборища людей во фраках и цилиндрах, которые ждут решения суда на ступеньках кого-то здания. Впоследствии он эту сцену снял – ожидали решения суда над главным обидчиком графа – Фернана Мондего (графа де Морсер). Сценарий был писан Юнгвальдом-Хилькевичем совместно с его хорошим другом режиссёром Ленкома и талантливейшим автором кинофильмов Марком Захаровым.
Первоначально предполагалось, что каждый эпизод фильма будет отделяться классической музыкой в исполнении оркестра Владимира Спивакова "Виртуозы Москвы". Режиссёр специализировался на постановке именно музыкальных приключенческих фильмов, как те же легендарные "Мушкетёры" или лента "Опасные гастроли", а потому не хотел изменять этой традиции и в этот раз. К сожалению, с "Виртуозами" не сложилось, и тогда он стал подбирать музыку и песни эстрадных композиторов, пока не остановился на творчестве Александра Градского.
Очень сложно проходили актёрские пробы. Первоначально на роль главного героя планировалось пригласить Михаила Боярского. Он очень хотел сыграть Монте-Кристо, но режиссёр не хотел повторить культовую во времена его молодости французскую экранизацию. Если бы главную роль играл Боярский, то, скорее всего, повторение было бы неизбежно – и там, и там красавец главный герой, красивая, но, как говорят, "плоская" картинка. Поэтому Юнгвальд-Хилькевич предложил ему более сложную работу – соперника и анонимного лжесвидетеля Фернана Мондего графа де Морсера. Ради любви к Мерседес он идёт на преступление и фактически сажает своего соперника в тюрьму, а потом, с возрастом, "перегорает" в своей любви.
Поиски же исполнителя главной роли затянулись. Требовался человек-"топор", сама внешность которого будет подтверждать, что он не может думать ни о чём ином, кроме мести. Поиски затянулись, пока в журнале "Театр" Юнгвальд-Хилькевич не наткнулся на статью о постановке "Гамлета" в московском театре-студии "На Юго-Западе". Главную роль исполнял Виктор Авилов – человек с рубленым, будто бы высеченным лицом, но с обаятельной харизмой, которая, словно мёд, притягивала женщин.
© imdb.com
Актёра на роль молодого Эдмона Дантеса подобрали из молодых людей, которых планировали снимать в качестве друзей Альбера де Морсера. Один из них – Евгений Дворжецкий, оказался удивительно похож на Авилова. Для полноты сходства в первой части сериала молодого Дантеса озвучивал Авилов, а уже в роли Альбера де Морсера в последующих частях Дворжецкий говорит своим голосом. Первоначально планировалось, что эту роль будет играть Дмитрий Харатьян, но он в то время очень сильно злоупотреблял спиртным, три раза явился на пробы пьяным, и после такого, конечно, ни о каком приглашении его на роль не могло быть и речи.
Ещё больше времени заняли поиски Мерседес. Юнгвальду-Хилькевичу требовалась женщина, которая действительно могла свести человека, подобного герою Михаила Боярского, с ума. Были перепробованы все известные московские, ленинградские, киевские и одесские актрисы, но ни одна не подходила. Тогда режиссёр отправил своих администраторов в командировки по провинциальным театрам. Они вернулись. И привезли с собой стопки фотографий.
К тому времени уже были утверждены актёры эпизодических ролей и ролей второго плана. Один из них – Юрий Богодух – был из Ростовского ТЮЗа. На одной из сотен фотографий он увидел милое личико своей коллеги Анны Самохиной и стал её протежировать. Он попросил Юнгвальда Хилькевича попробовать актрису на роль, и тот, хоть его и смущало, что в активе Самохиной были только роли Бабы-Яги да Дурнушки Анчутки, решил вызвать её в Одессу.
На пробах ей дали психологически наиболее сложный эпизод – покаяние графини де Морсер перед Монте-Кристо. Самохина на первых попытках терялась, у неё в то время была куча комплексов, вызванная предыдущими неудачами в кино, претензиями, полностью надуманными, к собственной внешности. Но когда она поняла что вот-вот, и упустит, возможно, свой последний шанс получить настоящую роль, произнесла монолог с такой страстью, что у режиссёра сомнений не осталось – Мерседес найдена.
Огромной находкой фильма, и, по мнению автора этой публикации, наиболее яркой находкой, стал сыгравший аббата Фариа Алексей Петренко. Во французской экранизации он был просто "плоским" полоумным дурачком. Наш же актёр сыграл человека-глыбу, запертого в каменном мешке философа, чей дух невозможно в нём удержать. Он смеётся, а временами хохочет и откровенно издевается над своими тюремщиками, которые считают его сумасшедшим, совершенно не понимая, что сумасшедшими в своей жалкой пустой повседневной жизни являются они сами. Волею судеб он получает в своё распоряжение сокамерника – недалёкого, наивного, немного туповатого человека – Эдмона Дантеса. Своим талантом педагога, своими знаниями Фариа превращает его во второго себя. В какой-то мере аббат повторяет божественное чудо творения, из невзрачного булыжника гранит алмаз, из податливой "глины" лепит человека, в полном смысле этого слова – будничный невыразительный Эдмон Дантес превращается в графа Монте-Кристо, такого же философа и мыслителя, как сам Фариа. И тогда ценой своей жизни учитель дарит своему ученику свободу.
«Д’Артаньян и три мушкетёра» – сорок лет спустяСорок лет назад на экраны советских телевизоров впервые вышел 3-серийный фильм «д'Артаньян и три мушкетёра». Для низбалованного историческими костюмированными лентами зрителя это было какое-то чудо. Его полюбили сразу и навсегда — и даже сейчас, по прошествии 40 лет, современные дети смотрят его, разинув от восхищения рот
На роль миниатюрной Гайде Юнгвальд-Хилькевич, по его словам, искал красивую девушку без следов эмансипации во взгляде. Пробы прошли две сотни актрис, после чего он со своей второй женой Татьяной Черновой поехал в родной Ташкент – там, на востоке, ещё был шанс найти нужного человека. Здесь в школе балерин он присмотрел красивую 17-летнюю девушку Надиру Мирзаеву… и пропал. Однажды, провожая будущую Гайде после репетиции, Юнгвальд-Хилькевич её поцеловал, и это при том, что разница между ними составляла 35 лет. Его вторая жена тоже была балериной, но, как потом позже признавался сам Хилькевич, когда он на ней женился, ему больше нравилась не она сама, а те образы, которые она создавала на сцене. Здесь же всё было наоборот.
Съёмки начались в 1988 году в Риге. География поездок съёмочной группы оказалась очень обширная – кроме Риги это были Таллинн, Петербург, Алупка, Алушта, Гурзуф, Ялта (Ливадия), Одесса, Бухара и… Париж, Марсель и Италия. Это был всплеск советского кинематографа на его закате, когда деньги в него ещё вкладывались, причём очень большие деньги, а цензуры уже практически не было.
В Париже Хилькевичу удалось снять несколько сцен в том самом Дворце правосудия, который фигурирует у Дюма. И встречу графа Монте-Кристо с адвокатом он снял на той самой улице, где это и описывал французский романист. Кстати, адвоката сыграл сам Юнгвальд-Хилькевич, а потом сетовал, что зря на это решился, так как ему потом было очень неудобно "дирижировать" съёмками в тесном сюртуке и цилиндре.
© imdb.com
Съёмки во дворце правосудия разрешил сам Жак Ширак, будущий президент Франции, который в то время занимал должность мэра французской столицы. Четырёхметровые ворота дворца им открыли впервые за сотню лет. Юнгвальда Хилькевича поразило, что, несмотря на это, они ни разу не заржавели и были отлично смазаны.
Но, конечно, большую часть съёмок, особенно павильонных, провели в Одессе. Так, например, роль шхуны "Фараон" сыграл барк "Товарищ". До войны он принадлежал Германии и назывался "Горх Фок", но по договору о репарациях был передан СССР, его портом приписки была Одесса. За 90-е годы новые власти довели его "до ручки" и в 2003 году не нашли ничего лучше, как продать обратно старым хозяевам за какие-то "копейки".
Сцена римского маскарада снималась в колоннаде ленинградского Казанского собора. Сцена побега Монте-Кристо была снята в двух местах: в Крыму недалеко от Гурзуфа, и во Франции возле того самого замка Иф, который описан у Дюма, в четырёх километрах от Марселя. Был месяц март, погода стояла холодная, но Авилов прямо в одежде прыгнул в воду и в темноте, на фоне возвышавшихся вдалеке мрачных стен замка раз за разом повторял один дубль за другим и терпеливо ждал, когда операторы поменяют очередную кассету.
На съёмочной площадке царил какой-то апофеоз любви. Режиссёр это всячески поощрял, потому что, любовное состояние души вызывают у актёров огонь в глазах и яркость эмоций, что потом самым положительным образом сказывается на картине. Сам он втайне встречался с Мирзаевой. Она флиртовала с кем-нибудь из съёмочной группы, просила, чтобы поклонник проводил её в темноте до гостиницы, в которой жил Юнгвальд-Хилькевич, правда, о последнем "объект" не догадывался. Потом в фойе прощалась с поклонником, и бежала навстречу со своим возлюбленным. Режиссёр в то время делил номер с Боярским, которому его роман доставлял массу неудобств.
Анна Самохина также влюбилась, в Арниса Лицитиса, который играл в картине королевского прокурора Жерара де Вильфора. Она просто ожила, и режиссёр был доволен, как ярко она играет. Женщины же съёмочной группы просто обожали Авилова, который, несмотря на внешность, оказался очень общительным и располагающим к себе человеком, душой любой кампании.
С Мирзаевой у Хилькевича проблем на съёмках практически не было. Но однажды снималась сцена в оперном театре, в которой мы видим всех героев нашего фильма, всех, кроме тех, кто к тому времени по ходу действия уже погиб. Гайде здесь появлялась в тюрбане, который не подозревал наличие выглядывающей из-под неё чёлки, но у Мирзаевой она выглядывала. Режиссёр пытался её убедить, что так делать нельзя, но девушка раскапризничалась, а зал был битком набит массовкой. Каждая минута простоя стоила бешенных денег. Пришлось Юнгвальду-Хилькевичу идти на попятный и соглашаться на чёлку. Много лет спустя, когда они уже стали семейной парой при каждом просмотре этой сцены Надира Султановна пеняла мужу, что он тогда не заставил её всё же убрать эту чёлку – она портит всю сцену.
Наконец фильм был снят и представлен на суд зрителю, и зритель был поражён. Многие, как и автор этих строк, ожидали чего-то в стиле французского "Монте-Кристо" или отечественных "Мушкетёров". Но новое произведение любимого режиссёра не походило ни на то, ни на другое. Особенно неоднозначное впечатление производил Виктор Авилов. Но потом, словно хорошее вино, после каждого нового просмотра фильм расцветал новыми красками и со временем приобрёл всенародную любовь. А потом начались "святые 90-е" и сериальные 00-е, на фоне которых "Узник замка "Иф" выглядит невероятной классикой, с отличным сценарием, ни на что не похожими песнями Александра Градского и замечательной игрой актёров.
Революция с цыганами и канканом: «Опасные гастроли» 40 лет спустяВ начале 60-х годов в журнале «Юность» опубликовали выдержки из дневников известной революционерки Александры Коллонтай. Там рассказывалось о тайной переправке в Россию оружия с 1909 по 1915 год. Организовывал её главный у большевиков специалист по контрабанде Максим Литвинов. Часть поставок проходила по документам как театральный реквизит
Кстати, исполнители роли Монте-Кристо, Виктор Авилов и Евгений Дворжецкий ушли из жизни очень рано, невольно наводя на мысль, что тяга героя Дюма к мести оставила свой роковой отпечаток на судьбах сыгравших его актёров. Нет уже и Анны Самохиной – роль Мерседес стала первой крупной её ролью, после которой её заметили и стали приглашать на новые работы. Режиссёры так настойчиво старались её раздеть в кадре, что, в конце концов, её главным условием стало отсутствие в фильме голой натуры.
Год назад не стало и Арниса Лицитиса. После распада СССР в гордой и независимой Латвии его по реституции лишили жилья – оно отошло наследникам прежних довоенных хозяев. Выдающийся латышский актёр, ярый, в своё время, сторонник независимости и вступления в ЕС, последние годы жизни мыкался по чужим углам.
В 2015 году не стало и режиссера "Узника замка Иф" Георгия Юнгвальда-Хилькевича, а четыре года назад ушёл из жизни и его соавтор по сценарию Марк Захаров. В 2021 году страна простилась с Александром Градским. Уходит целая эпоха советского кинематографа, оставлял после себя незыблемые памятники, на которых росли и вырастают новые поколения. Они всё так же ненавидят и презирают Феранна Мондего, всё так же влюблены в прекрасную Мерседес, и всё так же сочувствуют Эдмону Дантесу, втайне надеясь, что им тоже улыбнётся удача, они найдут свой сундук с сокровищами и тоже станут графами Монте-Кристами. Хотя автору всегда, благодаря незабываемой игре Алексея Петренко, тоже, к сожалению, уже усопшего, всегда немножечко больше нравился аббат Фариа.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала