Напомним, в середине дня 14 июня в кишиневский офис правившей тогда Демпартии, которой Плахотнюк руководил, пожаловал посол США Дерек Хоган. В течение каких-то десяти минут ему удалось убедить олигарха в том, что, во-первых, необходимо мирно отдать власть оппозиции и, во-вторых, покинуть Молдавию — чем быстрее, тем лучше. Позднее, кстати, стало известно, что единое «решение по Плахотнюку» приняли три стороны — Россия, США и Евросоюз.
В общем, 15 июня утром Демпартия опубликовала пресс-релиз, в котором сообщала, что ее вождь устал и решил отдохнуть с семьей. И что уехал он еще накануне — вечером 14 июня.
До недавнего времени оставалось загадкой, как ему удалось проскользнуть незамеченным через аэропорт Кишинева под прицелом десятков видеокамер и простых, но ужасно любопытных граждан, готовых по любому поводу вытащить смартфон из кармана и сделать «фото на память».
В итоге все оказалось проще: Плахотнюк удрал сухопутным путем, благо влиятельные друзья помогли.
Как провожают олигарха
По сведениям молдавских СМИ, 14 июня, между 17.00 и 18.00 Плахотнюк на автомобиле марки "Мерседес" без каких-либо проверок пересек границу с Приднестровьем по мосту через Днестр в районе села Бычок, где его ждали представители приднестровских спецслужб, а также группа из Украины во главе с начальником личной охраны Порошенко — близкого друга и партнера Плахотнюка.
Так же, без проверок, была пересечена граница Украины. Ближе к полуночи Плахотнюк и сопровождающие его лица в Одессе сели в чартерный самолет и вылетели в Майами, где Плахотнюк находится в настоящее время.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит
Во всей этой детективной истории есть два вопроса, которые волнуют общественность и на которые мы попытаемся дать ответы.
Первый вопрос. Почему до безобразия богатый Плахотнюк рванул через Приднестровье в сторону Украины на автомобиле?
Ответ. Как ни странно, но для безопасности. Никто не мог гарантировать сдавшемуся оппозиции «экс-хозяину Молдавии», что силовики не захотят выслужиться перед новой властью, арестовав Плахотнюка.
К тому же, аэропорт Кишинева контролировался в то время еще одним молдавским олигархом (более известным как муж российской певицы Жасмин) Иланом Шором, который позднее тоже пустился в бега. Так вот, именно благодаря Шору (вернее, его показаниям) сидит сейчас в тюрьме экс-премьер-министр Молдавии Владимир Филат. Где была гарантия, что Шор в обмен на свободу не повторит тот же трюк, но уже с Плахотнюком?
Как говорят, проезд по Приднестровью беглому олигарху обеспечивали люди местного «царька» Виктора Гушана, который с помощью холдинга «Шериф» контролирует в Приднестровье если не все, то почти все. С Гушаном, кстати, у Плахотнюка давние связи: они вместе зарабатывали миллионы долларов на продаже электроэнергии местной ГРЭС и металла Молдавского металлургического завода — оба предприятия находятся под юрисдикцией Тирасполя.
Второй вопрос. Почему Плахотнюк точкой вылета выбрал украинскую Одессу?
Ответ. Исключительно благодаря дружеским связям с тогда уже экс-президентом Украины Петром Порошенко, с которым Плахотнюка связывали и, как говорят, до сих пор связывают не только финансовые, но и дружеские отношения.
Конечно, скептики кивают на то, что Петр Алексеевич к 14 июня сего года был уже не у дел. Но это далеко не так. Украина в то время готовилась к парламентским выборам (они состоялись 21 июля), еще не было понятно, кто в них победит — к примеру, Порошенко заявлял о реванше после поражения на президентских — и на то были предпосылки. Так что в те дни, уже не будучи президентом, он вполне мог влиять на многие административные органы и правоохранительные структуры, в которые накануне своего поражения в президентских выборах навтыкал лично ему преданных людей.
Они-то и могли обеспечить «зеленый коридор» Плахотнюку. Злые языки утверждают, что не бесплатно, но по выбросу адреналина в кровь этот «аттракцион» наверняка стоил любых денег.
С чистого листа
Изгнание Плахотнюка из Молдовы чем-то напомнило бегство Януковича из Украины в 2014 году. Не исключено, что если бы оба вышеупомянутых политика остались «на местах», в Киеве и в Кишиневе соответственно, то столь бескровной передачи власти оппозиции не произошло бы. Это становится уже каким-то трендом на постсоветском пространстве: нет человека (в стране) — нет проблемы (в стране). А вот экс-президент Киргизии Атамбаев несколько недель назад не захотел покинуть Бишкек, в результате чего вышла война его охранников с официальными спецслужбами со стрельбой и эксцессами. И теперь экс-президент в тюрьме.
Очень вероятно, что после того, как великий «триумвират» в лице России, США и Евросоюза, потренируется на «кошечках», подобные бескровные предложения сделают тем же украинскому экс-лидеру Порошенко или приднестровскому Гушану. И они не смогут от этого отказаться, поскольку «свой сукин сын», а тем более "чужой" рано или поздно становится тем, от кого проще избавиться, чем пытаться перевоспитать.