Изменений Будапешт требует от Киева уже почти два года. Попутно Гуйяш отметил, что надеется на смену власти в Киеве и на более продуктивный диалог с новой администрацией.
Не хочешь — заставим
7-я статья закона об образовании существенно сужает права нацменьшинств в Украине обучаться на родном языке. Этот факт озвучила Венецианская комиссия.
В то же время украинские эксперты считают, что венгерская власть перешагнула черту, обозвав закон «полуфашистским».
«Все, что не нравится нашим венгерским партнерам, — вернее, той партии, которая озвучивает это, ультранационалистической (ФИДЕС. — Авт.) — это то, что фактически лиц, которые находятся на территории Украины, заставляют учить украинский язык. Я не вижу в этом (изучении украинского языка — Авт.) ничего страшного и плохого», — заявил юрист Ростислав Кравец.
По его словам, результаты школьного внешнего независимого тестирования (ВНО) по украинскому языку в Закарпатье, где компактно проживают этнические венгры, — ужасающие.
«В этих регионах и областях дети не могут сдать ВНО, в связи с тем, что они не сдают экзамены по украинскому языку. Так не должно быть», — уверен юрист.
По его мнению, отсутствие реакции МИД Украины на такие заявления из Будапешта говорит об отсутствии какой-либо политики продвижения вопросов, связанных с образованием. Кравец считает, что власть должна настаивать на изучении украинского языка в Венгрии, чтобы «иметь нормальное общение». А в приграничных зонах на Закарпатье — «ввести обязательное изучение украинского языка и преподавание украинского языка».
Лучше надеяться на Венгрию, чем на Украину
Со своей стороны, директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков отметил, что внешнеполитическое ведомство Украины ответило не на саму реакцию венгерского премьера, а на запрос СМИ касательно заявления из-за рубежа.
Он также считает выпад Гуйяша недопустимым, но отмечает, что позиция Венгрии сильнее, чем позиция Украины, ведь ни одна из рекомендаций Венецианской комиссии по образовательной реформе Украины не только не выполнена, но даже не рассмотрена.
По словам Рудякова, украинская образовательная статья была направлена против России, русских и русского языка, но «прилетело» от Европы.
«Мы проиграли конкуренцию между государствами. Для этнического венгра, но гражданина Украины, значительно лучше планировать свою жизнь и жизнь своих детей, ориентируясь на Венгрию, чем на Украину, во всех смыслах — начиная с безопасности и заканчивая медициной и образованием», — подчеркнул политолог.
Знают украинский лучше украинцев?
Почему именно венгерское нацименьшинство возмутилось больше остальных после ввода реформы образования? Дело в том, что только венгерская община владела полным циклом образования — от детских садов до вузов, включая 5 частных лицеев. А это — 18-19 тысяч учеников. Студенты же вместе с преподавателями и родителям — это уже около 50 тысяч человек.
Но формулировка 7-й статьи реформы в текущем виде была принята без согласования и подготовки, хотя представители закарпатских венгров обращали внимание на нарушение прав в этой статье. Об этом факте говорит Михаил Товт — научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАНУ, почетный председатель Демократического союза венгров Украины
По его словам, результаты ВНО по украинскому языку в венгерских школах в городах показывают, что они сопоставимы с результатами в украинских школах.
«Необходимо мотивировать отмену образования на языках меньшинств выше четвертого класса не только для венгров, а для всех меньшинств. Потому что, действительно, в некоторых селах народ не владеет соответствующим знанием украинского языка. Но вместе с тем, из 500 школ, где обучаются на своем языке меньшинства, результаты ВНО по украинскому языку в среднем намного лучше, чем в украинских школах», — рассказал Товт.
Сепаратистский камень за пазухой
Казалось бы, все должно быть наоборот. Но реальные причины таких странных результатов власть замалчивает, уверен правовед. По его словам, большинство украинских городских школ — русскоговорящие, а украинскоговорящих школ больше в селах и маленьких городках.
По убеждению Товта, власти следовало бы вносить украинский язык в венгерское сообщество, компактно проживающее в своем информационном поле. А со стороны Киева активных шагов по внедрению подобной программы не было.
Общественник утверждает, что, с одной стороны, после ввода реформы образования и возмущения венгров отношение украинцев к венгерской общине меняется. В нацменьшинстве начинают видеть потенциальных сепаратистов. С другой стороны, украинская власть не хочет признавать факта нарушения прав этнических венгров. И речь не только об обучении на родном языке, а и о массовых проверках венгерских депутатов местных советов на Закарпатье.
Как бы то ни было, эксперт надеется, что украинская власть продлит переходный период образовательной реформы до 2023 года и внесет правки в закон, согласно которым реформа не распространялась бы на частные учебные заведения.