Знаменитый своими журналистскими расследованиями Дмитрий Гнап идет в президенты. Об этом сообщил сам бывший журналист, а ныне — политик у себя в Facebook.
«Моя партия «Сила людей» сегодня выдвинула меня кандидатом на президентских выборах. Да, мы действительно хотим провести прозрачную, драйвовую и несистемную избирательную кампанию. И поэтому нам очень нужна ваша поддержка», — написал он.
При этом речь идет не столько о моральной и электоральной поддержке, сколько о финансовой. Гнап попросил своих сторонников скинуться ему на залог в Центральную избирательную комиссию. Собрать нужно 2,5 млн грн (около 5,9 млн руб. — Ред.).
«Другие политики не спешат отчитываться вам, где они взяли деньги на залог. И действительно, где? Мы отчитаемся до копейки. С этого начинается честность. С этого начинается ответственность», — рассказал Гнап.
Он попросил жертвователей указывать свои личные данные. При этом в успех Гнапа не верят даже его подписчики в соцсетях.
Что именно могло заставить одного из самых известных своими расследованиями журналистов Украины выйти на тропу войны за президентский мандат, разбиралось издание Украина.ру.
Очередной непроходной
Гнапу не бывать президентом. В этом уверены даже его друзья и подписчики в Facebook.
«Умом не понять не только Россию. Пусть будет побольше кандидатов с рейтингом 0,1, терять же нам нечего», — написала под заявлением Гнапа журналистка Кристина Коцира — жена его коллеги по Hromadske.ua времен Майдана и просто его товарища Богдана Кутепова.
К слову — это один из самых популярных комментариев под этой записью новоиспеченного кандидата в президенты Украины.
Недоумевают и противники Гнапа.
«Ну, предположим, праймериз от «Силы людей» характеризуют «Силу людей» своеобразным образом. Тем не менее, с праймериз или без, взнос — 2,5 миллиона гривен. Даже «Демсекира», притом что мы очень хороши в краудфандинге, тяжело бы собирала эту сумму. Месяца два мы бы только этим и занимались, бросили бы на это все силы и залезли бы в карман каждому, "Фейсбук" бы только и делал, что выл, утомленный нашим попрошайничеством. А у Гнапа откуда? Или «Сила людей» за него даст взнос? Так у «Силы людей» не такой кэшфлоу, чтобы незаметно поднять такую сумму. Очень интересно будет посмотреть», — пишет пиарщик и один из лидеров партии «Демократическая секира» Александр Нойнец.
В прошлом Нойнец был заместителем главы николаевской ячейки БПП, советника президента Украины Юрия Бирюкова. Его нынешнюю политсилу считают партией «порохоботов», члены «Демократической секиры» сотрудничают с органами власти, в том числе и с Министерством обороны: в частности, по инициативе одного из лидеров «Демократической секиры» был создан «колокол скорби», расположенный на территории Генштаба. В колокол бьют столько раз в день, сколько за этот день погибло украинских военных.
Сам же Гнап при выдвижении заявлял, что с удовольствием поддержал бы ряд украинских политиков.
«Я считаю, что мы должны поддержать единого кандидата от демократического лагеря, если он появится… Я лично готов поддержать такого единого кандидата. Если Андрей Садовый, Анатолий Гриценко, Святослав Вакарчук договорятся между собой, объединятся и выдвинут единого кандидата. Но есть одно но. Я не верю в то, что такой кандидат будет, что наши более опытные политики по демократическому лагерю смогут утолить свои амбиции и объединиться», — заявил Гнап на съезде партии перед тем, как его выдвинули в президенты.
Таким образом, на первый взгляд складывается впечатление, что Гнап и его политсила решили действовать на авось, беря деньги на свои эксперименты у неравнодушных к ним людей. Однако у него могут быть и другие мотивы.
Уже не журналисты, но еще не политики
Поход журналистов во власть — устоявшаяся политическая традиция на Украине. Майдан не только не отменил ее, но и наоборот, подарил стране новых депутатов с опытом работы в СМИ. «Журналистский десант» в Верховной Раде VIII созыва особенно впечатляющ. При этом большинство журналистов-«правдорубов» и «борцов с цензурой» осенью 2014 года выдвигались от президентской политической силы «Блок Петра Порошенко». Именно благодаря БПП у украинцев появились такие народные депутаты, как Мустафа Найем, Светлана Залищук, Сергей Лещенко и Ольга Червакова. Их коллеги Егор Соболев и Анна Гопко прошли в Раду в составе «Самопомощи», а Виктория Сюмар — «Народного фронта».
В то же время, несмотря на такое внушительное представительство в Раде борцов с коррупцией, разоблачителей нечистых на руку политиков, и непримиримых противников «кнопкодавства» (голосования «за себя и за того парня»), чище и лучше парламент VIII созыва не стал. Более того, сами «разоблачители» стали все больше и больше вызывать вопросов у украинцев. Так, ругающие президента Найем и Лещенко не спешили выходить из президентской фракции. А Гопко и Сюмар вовсе отметились рядом непопулярных законопроектов.
Лещенко, который, как и Найем, в свое время вместе с Гнапом основал Hromadske, оказался замешан еще и в скандале с приобретением дорогой недвижимости. При этом данный депутат, несмотря на свой статус, продолжил заниматься журналистикой. У него — своя программа «Честная политика» на «24-м канале», где он продолжает громить президента Украины, членом фракции партии которого сам Лещенко является и по сей день.
Когда Гнап летом 2018 года заявил, что уходит из журналистики в политику, многие его коллеги расстраивались: какого разоблачителя потеряли.
«Грустное и ожидаемое заявление Дмитрия Гнапа о том, что он покидает журналистику и уходит в политику. Грустное, потому что Дима был хорошим журналистом. Въедливым. Принципиальным. Самовдохновляющимся. Талантливым, как бы кто ни оценивал его творчество. Он выпил много крови у прошлой и текущей власти. И крепкой слоновой костью стоял поперёк горла у многих злодеев современности. Дима сделал много ярких сюжетов и разоблачений, которые стали эпиграфами для массы неудавшихся политиков», — писала замглавреда «Страны» Светлана Крюкова в июне, когда Гнап заявил об уходе из журналистики.
Она вспомнила, что именно Гнап обнародовал информацию об офшорах Порошенко и его бизнес-активности во время Иловайского котла — тот скандал сильно ударил по рейтингу действующего президента Украины.
Примечательно, что вместе с Крюковой по поводу Гнапа высказались и на «Миротворце» — одиозном сайте, связанном с членом правящей коалиции — партией «Народный фронт». В публикации на этом сайте Гнапа назвали «московской консервой» и «российским агентом». Журналисту не могут простить его разоблачительных материалов.
Если Гнапу удастся собрать залог и зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты, он обезопасит себя от возможного преследования и давления. При этом ничто не мешает ему снова заняться привычной для себя работой — по примеру того же Лещенко. В случае же провала сбора средств он с чистой совестью может официально вернуться к занятию журналистикой. И никто не сможет попрекнуть его в том, что Гнап опустил руки и сдался. Все-таки он пытался даже бороться за президентский мандат, но денег не хватило. В чем не приходится сомневаться — так это в том, что в будущем можно ожидать новых журналистских расследований от Гнапа. И нынешней власти они вряд ли понравятся.