Американские эксперты раскритиковал решение украинского завода «Мотор Сич» поставлять в Поднебесную двигатели для учебно-боевых самолетов JL-10. Речь идет о сделке на сумму 380 миллионов долларов, сообщило издание The Washington Times.
Газета напоминает, что предприятие «Мотор Cич» в 2016 году заключило договор на поставку 250 подобных двигателей, но по состоянию на сегодня поставили всего 20 агрегатов. При этом предусматривается, что Китай на этих самолетах будет отрабатывать посадку на авианосцы — раньше этого делать не могли.
The Washington Times пишет, что для китайского оборонно-промышленного комплекса двигатели для самолетов — одни из слабых мест, поэтому Пекин покупает их у России и Украины.
Украинский удар по американскому флоту
Своего возмущения действиями Украины не скрывает экс-советник комитета Сената США по иностранным делам и эксперт по Китаю Уильям Триплетт: по его мнению, официальный Киев помогает китайской военной отрасли быстрее развиваться.
«Фактически, украинцы с одной стороны получают деньги американских налогоплательщиков, но в то же время наносят удар в спину американскому флоту», — говорит Триплетт, слова которого приводит The Washington Times.
Он также добавляет, что США не хотят, чтобы китайские летчики «ускоренными темпами учились сажать истребители на авианосцы».
В свою очередь эксперт International Strategy and Assessment Center Рик Фишер высказался, что Вашингтон следует давить Киев, чтобы заблокировать сделку по поставкам двигателей.
Примечательно, что информация о том, что Китай начал использовать JL-10 с двигателями из Украины, появилась как раз тогда, когда в Пентагоне объявили о выделении военной помощи для Украины на 200 миллионов долларов. В то же время впервые за несколько десятилетий в правительстве США назвали Китай стратегическим соперником.
Украина-Китай: большая торговля
The Washington Post напоминает, что Украина раньше заморозила попытку Китая купить «Мотор Сич». При этом Пекин остается одним из главных покупателей оружия из Украины. Помимо двигателей для тренировочных самолетов, официальный Киев продал Пекину газовые турбины для эскадронных миноносцев Luyang-2 и Luyang-3, а также 50 дизельных двигателей для танков.
Еще раньше, в 2009 году, Китай купил два украинских малых десантных корабля на воздушной подушке класса «Зубр». Поставили их в 2013 году. Еще два подобных судна построят на территории Китая под присмотром украинских специалистов.
А в 2016 году Пекин заплатил 45 миллионов долларов украинскому государственному концерну «Укроборонпром» за три самолета-заправщика ИЛ-78М.
Проблемы «Мотор Сичи»
За минувшие 3 года «Мотор Сич» и руководство предприятия буквально преследуют неприятности. В середине мая 2018 года прокуратура Беларуси возбудила дело против генерального директора и должностных лиц «Мотор Сичи» — их подозревали в «превышении полномочий, имевшем тяжкие последствия для предприятий из Беларуси».
Прокуратура проверила ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», контрольным пакетом акций предприятия владеет украинская компания, изъяла касающиеся деятельности на белорусской территории документы. По материалам следствия, сотрудники «Мотор Сичи» нанесли белорусскому заводу убытки в особо крупном размере и существенный вред его интересам.
23 апреля 2018 года СБУ проводила обыски на заводе «Мотор Сич» в Запорожье — в рамках расследования по статье «диверсия». В СБУ обыски объяснили «попытками иностранцев получить контрольный пакет акций предприятия». В свою очередь президент предприятия Вячеслав Богуслаев назвал обыски СБУ «частью плана по рейдерскому захвату предприятия».
А летом 2017 года Генпрокуратура начала расследование по факту уклонения от уплаты налогов при приватизации «Мотор Сичи» в 90-е годы. Так, правоохранители заподозрили, что бюджет недополучил средства в особо крупных размерах в результате минимизации стоимости приватизированного имущества. Генпрокуратура заинтересовалась бумагами «Мотор Сичи», которые касались каждого шага приватизации, начиная с 1992 года.
«Мотор Сич» нужна Китаю, а Украине — нет?
Украинский политолог Андрей Золотарев объясняет проблемы предприятия в том числе тем, что аграрной Украине «Мотор Сич» попросту не нужна.
«(Если предприятие остановится), в выигрыше от этого окажутся Китай и Российская Федерация. Поскольку часть работников «Мотор-Сичи» уже давно переехала в Рыбинск. Есть интерес и у китайцев, которые наверняка захотят вывезти техдокументацию и оборудование. Судя по всему, «Мотор-Сич» пополнит кладбище заводов, которые встали за последние несколько лет», — говорит эксперт.
ПАО «Мотор Сич» — один из крупнейших мировых производителей двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. Продукцию предприятия используют более чем в 120 странах мира.