21 декабря, в 5.00 утра, Верховная Рада утвердила украинский бюджет — о чем с гордостью сообщил Андрей Парубий, еще раньше пообещавший, что депутаты будут рассматривать его всю ночь — вплоть до победного конца.
О том, что хорошие дела не совершаются по ночам, говорили еще древние греки, которые считали темное время суток временем богини колдовства, кошмаров и лунного света Гекаты, и оставляли его для обрядов, предпочитая заниматься государственными делами при свете дня.
Навряд ли в Верховной Раде сильны в греческой мифологии и истории — тем более что украинских депутатов больше заботит создание собственных исторических мифов. Однако еще с девяностых годов на Украине сформировалась специфическая традиция оттягивать по важным вопросам на внеурочный, вечерне-ночной период сессионного дня — чтобы принимать наши законы «яко тати в ночи».
И все уже привыкли, что голосование по тому или иному законопроекту то и дело превращается во всенощное бдение под стеклянным куполом на Грушевского.
Конечно, это не является каким-то особенно уникальным украинским новшеством. Ночные голосования и прежде имели место в практике мирового парламентаризма — но только, как исключение из общепринятых правил (за исключением США). И в целом подобные заседания являются скандально-неприемлемыми для законодательных органов большинства европейских стран. На Украине же это давно стало нормой — как и схожая привычка оттягивать голосование по бюджету на самый конец года, едва ли не к праздничному столу. И у этого, конечно, есть вполне определенные политические причины.
Конституционная ночь
Сомнительная традиция ночного голосования в Верховной Раде очень символически восходит к эпизоду с принятием украинской конституции, которые, собственно, и вошли в историю под названием «конституционная ночь».
В ночь с 27 на 28 июня 1996 года украинский парламент под руководством его тогдашнего спикера, социалиста Александра Мороза, в аврально-ударном порядке принял основной закон Украины. Заседание шло без перерыва более 23 часов, поскольку депутату Михаилу Сироте надо было зачитать для голосования все пункты конституции — и чтобы он справился с этой задачей, соратники из Народного Руха Украины прямо на трибуне накачивали его кофе и коньяком.
В чем была причина этой ночной спешки? Дело в том, что над Верховной Радой тогдашнего созыва весел дамоклов меч досрочного роспуска. Страна уже год жила по тексту Конституционного договора между парламентом и президентом, и, согласно его условиям, если бы Александр Мороз и его коллеги не сумели проголосовать свой вариант конституции, или просто сделали бы перерыв в заседании, это дало бы Леониду Кучме формальное право провести перевыборы. С перспективой принять собственный вариант конституции — с двухпалатным парламентом и возможностью серьезно усилить свои полномочия.
Именно эта угроза мобилизовала тогда украинских парламентариев, которые очень не хотели потерять свои депутатские кресла. А «конституционная ночь» вошла в политическую историю Украины как положительный прецедент. Ведь раз у Мороза сотоварищи получилось безразмерно расширить свой рабочий день и продолжать его вплоть до того, пока не был получен необходимый им результат, значит, это вполне можно было использовать и в дальнейшем. Чем благополучно и занимались депутаты всех следующих созывов.
Так, во время оранжевого евромайдана, когда оппозиция пламенно возмущалась тем, что Чечетов собирался рассматривать в особом порядке так называемые законы 19 января, в Партии регионов подсчитали, что с 1998 года Верховная Рада более 70 раз принимала решение продлить заседание на вечерне-ночной срок. Причем, чаще всего это происходило именно после Оранжевой революции, во времена Виктора Ющенко.
В чем тут цимес
Причина, по которой руководство Верховной Рады — как правило, при прямом участии президента и главы Кабинета министров — растягивают голосование за нужный законопроект до упора, очень просты. Они поступают в этих случаях тогда, когда им крайне необходимо всеми правдами и неправдами принять тот или иной закон, а времени на то, чтобы сделать это по-честному, в ходе дневного заседания Верховной Рады, попросту не хватает. Тогда это заседание искусственно затягивают, что позволяет сделать хорошо известная лазейка в украинском законодательстве — и ее не заделывают именно потому, что это невыгодно власти.
Что происходит в сессионном зале вечером и ночью? Обычно представители правящей коалиции попросту собирают за это время нужное им число голосов, спешно вызывая отсутствующих депутатов, или проводя кулуарную работу с неопределившимися народными избранниками, чтобы заставить их сделать правильный выбор.
Вечером для этого много возможности — в парламенте почти не остается прессы и посторонних лиц, что создает интимную обстановку, необходимую для деликатных переговоров. Наконец, многих парламентариев банально берут измором — ведь у них тоже есть свои личные и деловые планы, так что многим из них проще побыстрее покончить с рассмотрением перенесенного на ночь закона, не особо задумываясь о последствиях своего голосования.
И хотя все причастные к политике люди прекрасно знают, что проведенные в сессионном зале ночи являются временем самых циничных политических торгов, каждое утро после голосования под куполом депутаты преподносят свою бессонную ночь как героический подвиг, совершенный во имя страны. Будто бы они простояли всю ночь у мартеновской печи или на часах в замерзшем окопе — а не весело болтали с коллегами о новых автомобилях под бутылочку виски.
Примерно так же логика действует и в извечном стремлении сместить решающее голосование за бюджет поближе к новогодним каникулам. К примеру, «исторический» бюджет реформ, который рассматривался парламентом в конце декабря 2014 года, рассматривали вплоть до 29 декабря, и приняли его в половину пятого утра — причем, за некоторые его статьи заставляли голосовать «вслепую», не показывая депутатам их окончательную редакцию. Это было связано с тем, что в тогдашнем бюджете были заложены все непопулярные меры, вроде поэтапного повышения тарифов и сокращения социальных расходов, которые потом прочувствовали на своей шкуре жители Украины.
Многие депутаты до последнего не решались поддерживать их из страха перед избирателями. Поэтому Порошенко, Яресько и Яценюк банальным образом нагибали их. Расчет состоял в том, что народные избранники уже чувствовали себя на каникулах, где их ждали семьи и заморские туры — так что, в итоге, после длительной индивидуальной работы с колеблющимися политиками, их таки принудили к правильному голосованию за бюджет.
Конечно, практика ночных голосований является очевидным свидетельством незрелости украинской демократии и полной коррумпированности украинской власти, которая предпочитает по ночам, втайне от народа принимать важнейшие для его жизни решения. Но понятно, что нынешний состав парламента забоится мнением украинцев даже меньше, чем его предшественники.