В декабре 2015 г. к министру обороны Антонию Мацеревичу и министру внутренних дел и администрации Польши Мариушу Блащаку обратились депутаты сейма Анна Сярковская и Сильвестр Хрущ с просьбой установить на украинско-польской границе электрический забор с целью предотвращения массового проникновения в страну нелегальных мигрантов с территории Украины.
В своём обращении А. Сярковская указывала, что, согласно информации, полученной от командующего пограничными войсками генерала Доминика Трача, с наступлением весны может заработать коридор переправки нелегальных мигрантов из Украины через Польшу в западноевропейские страны.
По мнению сенатора, трёх бригад территориальной обороны, о привлечении которых к охране 500-километровой украинско-польской границы (300 км — лес и горы) сообщало Министерство обороны, недостаточно. Необходимо увеличить штат военнослужащих и приспособить имеющуюся военную инфраструктуру к решению задач, «вызванных вероятной дестабилизацией Украины, а не только конфликтом в Донбассе, и возможным массовым пересечением государственной границы, в т.ч. вооруженными преступными группировками».
Сенатор Хрущ уточнил, что речь идёт и о нелегалах-мусульманах с Ближнего Востока. В Польшу они могут попасть по маршруту Турция — Украина (морем до Одессы) — Польша. Инициативу Сярковской и Хруща поддержали 14 общественных организаций приграничного Подкарпатья. Этот регион в последние десятилетия подвергается идеологическому нашествию украинских националистов, как местных из Союза украинцев Польши, так и заезжих с Западной Украины.
«Забор на границе с Украиной нужен, и мы сделаем всё, чтобы он там появился. Будем просить президента и правительство, даже если нам из Замостья придётся ползти к ним на коленях», — заявила Янина Калиновская, представительница Общества памяти поляков, убитых на Волыни.
Озабоченность польских парламентариев и жителей приграничных районов можно понять. По данным Центра восточных исследований (Osrodek Studiow Wschodnich), по Украине гуляет 200 000 единиц нелегального оружия, которое может оказаться в руках уголовников и террористов. Польская пресса открыто говорит о заинтересованности боевиков ДАИШ украинским направлением.
Эксперт по польско-украинским отношениям и проблемам терроризма д-р Люцина Кулиньская, комментируя сведения о сотрудничестве украинских националистов и исламских радикалов, отметила: «9000 украинских паспортов было передано ДАИШ. Просто так провернуть такое невозможно. Совершается нападение, и документы исчезают. Очень возможно, что с такими документами члены ДАИШ смогут попасть через Украину на территорию Польши, как это было с проникновением ДАИШ в Европу вместе с сирийскими беженцами».
Прогноз Кулиньской тревожен: «Мы должны считаться с тем, что через нашу границу с Украиной вместе с людьми, убегающими с территорий, где есть непосредственная угроза ведения боевых действий, будут проникать террористы ДАИШ. Мы уже пустили к себе десятки тысяч украинцев. Никто не расследовал, что это были за люди».
Факт обладания террористами ДАИШ бланками украинских паспортов подтвердил попавший в поле зрения российских спецслужб вернувшийся из Сирии дагестанский боевик: «За $10 000 можно сделать настоящий украинский паспорт, который проведён по всем базам». Пресс-служба СБУ также сообщает о попытках исламистов закрепиться на Украине, но утверждает, что выслеживает их и депортирует. Даже если предположить, что это правда, западные кураторы, учитывая их тотальный контроль над Киевом, могут в один день превратить сотрудников СБУ в друзей исламских экстремистов.
Неслучайно ДАИШ прощупывает новое направление — через Украину в Польшу. Провластные журналисты со ссылкой на высокопоставленных чинов в Министерстве обороны и МВД внушают рядовым полякам, что граница на замке. При этом военные склады, полигоны и казармы Войска Польского были передислоцированы подальше от украинской границы, а официальная Варшава беспечно относится к угрозе украинского национализма.
Об этом свидетельствует ответ на запросы депутатов Сярковской и Хруща, размещённые на сайте Сейма Польши, от имени ответственного секретаря Министерства внутренних дел и администрации Якуба Скибы. Он утверждает, что Бещадский отряд Пограничной стражи и Карпатский центр поддержки Пограничной стражи располагают достаточными силами для контроля за участком украинско-польской границы. В октябре 2015 г. утверждён план действия Пограничной стражи на случай массового наплыва мигрантов через польскую границу, где предусмотрены три сценария: при наплыве до 140 беженцев в неделю, около 690 беженцев в неделю и более 690 беженцев в неделю. Только в последнем случае Пограничная стража будет значительно усилена дополнительными силами.
В помощь Пограничной страже будут также направлены отряды Службы охраны железных дорог, таможни, полиции, транспортной инспекции и военной жандармерии, а также Войска Польского, согласно изменениям в уставе деятельности Пограничной стражи от 9 июля 2015 г., предусматривающим взаимодействие пограничников с частями МО.
Критики такого подхода указывают на две важных детали: завуалированное признание властей в неспособности Пограничной стражи в одиночку справиться с возможным бедствием; стратегия Варшавы в отношении миграционной угрозы предусматривает не предотвращение массового проникновения беженцев на территорию Польши, а реакцию задним числом на факты таких проникновений. Звучит тревожно, особенно на фоне заявлений немецкого министра экономического сотрудничества и развития Герда Мюллера, что ЕС должен вкладывать деньги в образование и науку в африканских и ближневосточных странах и что оплачивать это будут, в первую очередь, те страны ЕС, которые не принимают эмигрантов.
Не без помощи Запада ситуация на Украине движется к социальному взрыву. В 2014 г. Украина вошла в пятёрку стран с самым высоким уровнем миграции. В 2015 г. этот тренд сохранился. Варшава же продолжает рассматривать Киев как своего союзника. «Наша военная помощь может попасть в руки бандеровских неонацистских организаций, — предупреждает Кулиньская. — В Лодзи и других городах действуют военизированные курсы для украинцев… Те, кого мы сегодня обучаем, могут завтра заявить, что граница Украины проходит где-то под Краковом».
«Через территорию Турции боевики ДАИШ бегством спасаются из Сирии, предчувствуя свой разгром. Некоторые из них находят пристанище на юге Украины в Херсонской области, поддавшись на заманчивые призывы и обещания легкой наживы в рядах карательного батальона имени Номана Челебиджихана», — сообщил на днях вице-премьер Крыма Руслан Бальбек, ссылаясь на оперативные источники.
За время, минувшее после «революцii гiдностi», Украина превращается в территорию неконтролируемого хаоса, экспортирующую в соседние страны националистическую идеологию, а в перспективе может стать транзитным коридором для террористического интернационала.
Владислав Гулевич