Зачем Западу Мариуполь? - 11.10.2014 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем Западу Мариуполь?

Читать в
Евросоюз готов расширить санкции против России, если ополченцы Донбасса возьмут под контроль аэропорт Донецка или Мариуполь, сообщило недавно агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники. Данное заявление прокомментировал политолог Алексей Балиев

Ранее за сохранение ограничительных мер в отношении России высказалась канцлер Германии Ангела Меркель. На пресс-конференции в Берлине еще 29 сентября германский интерес, в частности к Мариуполю, фрау Меркель прикрыла весьма расплывчатым условием: для снятия антироссийских санкций необходима, прежде всего, уверенность Запада (!) в том, что со стороны России не появятся дальнейшие «территориальные притязания», и на «востоке Украины должны пройти выборы».

При чем здесь Россия, фрау Меркель не разъяснила, но последовавшая вскоре «утечка» правительственной информации через агентство Bloomberg в значительной мере прояснила ситуацию. Сегодня очевидно, что Евросоюз очень заинтересован в том, чтобы крупнейший азовский порт, расположенный на территории Донбасса, оставался под контролем Украины, которая, в свою очередь, стремится и в ЕС и, конечно, в НАТО.

Правда, евроатлантические устремления Украины уже почти два десятка лет как новостью не являются. Характерно для нынешней ситуации другое: Европа впервые указывает конкретный город на территории страны, не входящей ни в ЕС, ни в НАТО, в зависимости от дальнейшей принадлежности которого — в составе Новороссии или Украины (не России, подчеркнем!) — будет строиться политика в отношении именно России не только со стороны Евросоюза, но и Запада в целом. Факт беспрецедентный даже по нынешним циничным временам. Тем более что причины данного случая лежат, как говорится, на поверхности.

Мариуполь и ныне остается крупнейшим азовским портом, каким был и в СССР, и в Российской империи. Все минувшие века здесь была самая крупная база Азовской военной флотилии. Вдобавок к военно-стратегическому положению, Мариуполь — это еще и естественные экономико-географические «ворота» Донбасса во внешний мир. По оценке руководителя Ейского морского порта (РФ) Андрея Панычева, «порты восточного побережья Азовского моря (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Батайск, Ейск, Приморско-Ахтарск, Темрюк. — А.Б.) имеют значительные ограничения по глубине у причалов. Поэтому морским и сухопутным перевозчикам более привлекательны глубоководные причалы. Они находятся в Мариуполе и Керчи, где глубины доходят до 7 — 8 метров».

Понятно, что если ополченцы ДНР займут Мариуполь, то это существенно укрепит военную безопасность не только ДНР и ЛНР, но и приазовского района Крыма. Появится возможность наладить морские и/или паромные перевозки по кратчайшим расстояниям из Донбасса в Крым и дальше в Россию. Обратно, разумеется, тоже, в связи с чем, думается, нелишне напомнить, что именно через Мариуполь проходило как минимум до 80% общего объема товарооборота в ХIХ — ХХ веках и вплоть до весны 2014 года.

Нельзя недооценивать и военно-стратегическую значимость Мариуполя, прежде всего, в нынешних планах Запада. Так, в случае, если контроль над Мариуполем возьмет ДНР, то вся акватория Азовского моря с его побережьем окажутся за пределами, скажем так, украинско-азовских проектов НАТО. Соответственно, у альянса не будет повода, да и возможности тоже, «наведываться» в Азовский бассейн, не говоря уже о том, чтобы установить там свое постоянное присутствие, что имеет значение для безопасности России.

Теперь становится понятно, почему Запад против контроля ДНР над Мариуполем. Кстати, весьма примечательно, что пресловутое «перемирие» в Донбассе было достигнуто именно в канун вступления в Мариуполь военных формирований ДНР. Скорее всего, временное «прекращение огня», то есть формально прекращение всех боевых действий, не обошлось без давления со стороны Запада на украинское руководство, в первую очередь, на президента П. Порошенко, который, что весьма символично в данном контексте, побывал в начале сентября в Мариуполе.

Надо сказать, что Мариуполь и ранее занимал важное место в агрессивных планах Запада против России. Скажем, кайзеровская Германия еще весной 1918 г. намеревалась создать здесь военно-морскую базу. До того, в 1855 г., у антироссийской коалиции в период Крымской войны были планы блокады Мариуполя в случае, если обстрелы союзниками входа в азовско-черноморский (Керченский) пролив и г. Керчи позволят беспрепятственно войти в Азовское море. Причем агрессоры Керчь все-таки заняли и даже на короткое время овладели проливом, но дальше продвинуться не смогли.

А вот вторжение Антанты в Россию в 1918-1919 гг. стороной Мариуполь не обошло. В октябре 1918-го город и порт заняла французская эскадра. Незадолго до этого Париж добился от Лондона согласия на то, что «ответственными» за Азовский бассейн будут войска Франции. Но вскоре, как отмечено в историографическом сборнике Николая Руденко «Старый Мариуполь», «находившейся в Мариупольском портовом районе французской эскадре пришлось спешно удалиться после того, как командование Первой Заднепровской дивизии Красной Армии предъявило французам ультиматум. В результате в начале марта 1919 года в городе была восстановлена Советская власть».

© РИА Новости . Эдуард Песов / Перейти в фотобанкГосударственные флаги СССР и Республики Куба в аэропорту Хосе Марти
Государственные флаги СССР и Республики Куба в аэропорту Хосе Марти

Однако корабли ВМС Франции всё равно остались в Азовском море, потому что у Парижа были планы опередить англичан в овладении Донецким регионом. Интернет-издание «Старый Мариуполь» писало: «… 23 мая 1919 г. деникинцы, поддерживаемые артиллерией французских кораблей, снова захватили Мариуполь…». Лишь в ноябре 1919 г. началось наступление Красной Армии на войска Деникина. В результате «Мариуполь был занят частями Красной Армии 4 января 1920 года». Французская эскадра покинула Азовское море к осени 1919-го.

Фашистская Германия тоже понимала значение Мариуполя и, безусловно, Донбасса: немного восточнее Мариуполя и Сталино (с ноября 1961 г. Донецк) была намечена «Восточная граница Великой Германии». Мариуполь был захвачен вермахтом 8 октября 1941 г. И уже в конце ноября 1941-го здесь было создано одно из управлений германского горно-металлургического акционерного общества «ВОСТОК», предназначенного, в том числе, для эксплуатации угольных, промышленных и портовых мощностей Донбасса.

Город и порт были освобождены от оккупантов 10-11 сентября 1943 г. в ходе Донбасской наступательной операции, начавшейся 13 августа 1943 г. За годы войны более 30 мариупольцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Во время немецкой оккупации в городе было расстреляно и замучено свыше 50 тыс. человек. Общий ущерб от уничтоженных немцами при отступления предприятий и других объектов составил свыше 880 млн советских рублей.

Такова история. Но сегодня, судя по реакции германского правительства и Евросоюза в целом на действия ополченцев ДНР, значение Мариуполя для Запада остаётся прежним… Очень похоже, что и военно-политические аппетиты — тоже. А все угрозы по поводу аэропорта Донецка — это, по всей видимости, только шумное пропагандистское прикрытие главной цели Германии, да и не только ее, — Мариуполя.

И, в заключение, еще один важный момент. Запад оттеснял от своих исконных морских, точнее портовых регионов многие страны, обладающие крупными запасами разнообразного промышленного и энергетического сырья. Например, это Демократическая Республика Конго, экс-бельгийская колония (до июля 1960 г.), где имеются крупные запасы сырья, образно говоря, по всей таблице Менделеева — от нефти и урана до платины и алмазов. Но ее собственный выход к Атлантике — не больше 40 км, и до сих пор там нет крупного порта. Конголезское же сырье — его добычу и экспорт по-прежнему контролирует Запад — вывозится транзитом через соседние порты Анголы и Конго (Браззавиль).

© Фото : Соцсети

Пример тому и «нефтегазовый» Ирак: после раздела Османской империи (1918-1919 г.) Ирак стал протекторатом Лондона до середины 1930-х гг., а почти все иракские портовые районы отошли к Кувейту, британскому до начала 1960-х. И по сей день у Ирака — лишь 40-километровый (по ширине) сухопутный коридор в Персидский залив. Причем этот коридор географически блокирован морскими границами Кувейта и Ирана.

Можно напомнить и о том, что после провозглашения независимости Индии от Лондона (1947 г.), именно в приморских-портовых ее регионах до середины 1950-х сохранялись владения Франции и до 1962 г. — Португалии! Что, естественно, ограничивало самостоятельные внешнеторговые возможности и перевозки Индии, так как они отнюдь не в последнюю очередь зависели от транзита через эти португальские и французские порты.

А в 1919-1920 гг. Антанта установила на Балтике такие границы новообразованной Польши, что ее выход к морю не превышал 50 км. Поэтому свыше половины внешнеторговых перевозок тогдашней Польши в балтийском регионе осуществлялось через соседние крупные порты германской Пруссии, а Польша располагала в то время лишь небольшим балтийским портом (Гдыня).

Так что, у мариупольского «прецедента» в политике Запада богатая ретроспектива…

Оригинал публикации

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала