Старая Европа и сателлиты США. Зачем Европарламент запрещает «Северный поток-2»
Старая Европа и сателлиты США. Зачем Европарламент запрещает «Северный поток-2»
© Nord Stream 2 / Aксель Шмидт
Соответствующее заявление председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев сделал в эфире радио НВ 28 декабря.

«Если будет «Северный поток» и «Турецкий поток», то будет не 10-15 млрд (кубометров газа транзита в год, которые были гарантированы Украине в случае введения в действие «Северного потока-2» — ред.), а будет ноль. Плохой сценарий. Большую часть ГТС надо будет просто демонтировать», — сказал он.

Чиновник подчеркнул, что транзит российского газа приносит Украине прибыль в размере 3% ВВП.

При этом Коболев оценил вероятность завершения проекта «Северный поток-2» на уровне 60%. Тем временем его реализация идёт по плану, и судно Pioneering Spirit приступило к строительству второй ветки газопровода на территории Финляндии.

При этом, по его мнению, государство может продать украинскую ГТС за $14 млрд (973 млрд рублей), однако ни одно европейское государство не изъявило желание приобрести ее.

Скорее всего, дело в состоянии трубы. По словам гендиректора «ИнфоТЭК — Терминал» Рустама Танкаева, ГТС находится в плачевном состоянии: власти страны провалили все попытки провести модернизацию и восстановить систему. По его данным, начиная с 2014 года Украина финансирует ремонтные и регламентные работы на ГТС в объеме 10% от необходимого: нужно €200 млн (15,9 млрд рублей) в год, а выделяется только €20 млн (1,6 млрд рублей). Попытка в 2017 году получить ещё один кредит под обслуживание газотранспортной системы провалилась, потому что предыдущий кредит был разворован, сказал эксперт.

По словам Танкаева, компрессорные станции очень устарели, и запасные части к ним уже не выпускаются. Согласно оценкам немецких специалистов, ГТС Украины выйдет из строя в 2019-2020 годах, так что демонтировать её даже не придётся.

В Киеве опасаются потерять прибыль от транзита российского газа в Европу, в связи с чем Украина и выступает против проекта «Северный поток-2».

По словам генерального директора российского Института национальной энергетики Сергея Правосудова, украинское направление стало самым дорогостоящим для транспортировки российского газа — по территории Белоруссии и «Северному потоку» она значительно дешевле. Эксперт объяснил, что Киев прекрасно понимает это, поэтому выдвигает в адрес Москвы требование прокачивать больше по украинской ГТС.