— Алексей, 11-12 февраля в Белоруссии пройдет VI Всебелорусское народное собрание. При этом многие наблюдатели считают, что верить в серьезность этого мероприятия нельзя, так как в нем якобы будут принимать участие «манекены» и «марионетки», специально отобранные для одобрения всех предложений власти. На ваш взгляд, насколько легитимным будет это собрание?
— Самое важное — это то, как воспринимается это собрание внутри Белоруссии. А тем, кто скептически к нему относится, надо адресовать вопрос, насколько они там сами «немарионетки» и чье мнение выражают.
Ядро Всебелорусского народного собрания будет собрано из представителей местной власти — это раз, второе — парламент, то есть это депутаты, которые избраны народом. Вторая категория — это люди, которых выдвигают общественные объединения, партии, трудовые коллективы, профсоюзы. То есть это представительство общества. И третья категория, наверное самая малочисленная, но это понятно почему, — это представители оппозиции. Их будет немного, но это вызвано тем, что большинство этих структур в принципе игнорируют Всебелорусское народное собрание.
Но, например, ряд членов предвыборных штабов кандидатов в президенты, а конкретно [Виктора] Бабарико и [Валерия] Цепкало, которые собрали свой совет демократических сил, свои предложения по делегатам выдвинули, насколько я знаю, и участвовать будут.
Поэтому, если проанализировать все три категории участников, я бы сказал, что достаточно широкое представительство, и вопросы о легитимности вызваны не самим статусом собрания, а тем, что хотят дискредитировать в принципе этот орган и попытаться таким образом кинуть тень на предстоящую конституционную реформу. То есть это чисто политическая манипуляция, не имеющая ничего общего с тем, что на самом собрании будет обсуждаться.
— Да, там даже не только бойкот. Поступают от представителей сбежавшей оппозиции из Польши угрозы в отношении участников, то есть всем 2700 людям будут угрожать какими-то санкциями, лишениями и так далее. Это вообще с какой мировой практикой сочетается? Да с никакой. Это чисто репрессивная попытка запугать и не дать собрать этот кворум.
Поэтому критика, которую я слышу, не по существу. И если кто-то из оппозиции хочет выдвигаться, он выдвигается и попадает. Если бойкотируют, и изначально скептически относятся, и никаких действий не предпринимают, естественно, никуда не попадают. Зачем тогда критикуешь, возникает вопрос, если изначально уже отрицаешь саму возможность своего участия там?
- На что в таком случае оппозиция делает ставку?
— Радикальная оппозиция делает ставку на давление санкционное и внешнее, то есть они пытаются ухудшить положение граждан, с тем чтобы они снова на мятеж поднялись, либо же проводить здесь какие-то акции гражданские, которые, очевидно, сдулись, но они хотят придать им некий новый импульс. То есть ставка на улицу и внешнее давление — это у той части радикальной оппозиции, которая вообще не видит себя в рамках диалога или переговорного процесса.
Но от нее откололась, как я уже сказал, пока еще незначительная, но часть тех, кто начинает мыслить себя внутри страны в рамках конституционного, легального процесса. Они есть, и они будут участвовать во Всебелорусском народном собрании.
- Собрание должно рассмотреть предложения по изменениям в Конституцию и предложить по итогу проект поправок. При этом президент республики Александр Лукашенко заявил, что никакие конституционные нормы ВНС менять не будет. Какова тогда его цель?
— Собрание проводится традиционно в Белоруссии, это такая форма консультативного участия представителей и законодательной власти, и общества. В данном случае мы просто получили дополнительную нагрузку собрания аккумулировать предложения, поправки в Конституцию, озвучить их и таким образом сформировать некий пакет для последующего утверждения проекта или проектов на референдуме.
Далее возможен вопрос об изменении статуса Всебелорусского народного собрания, потому что сейчас оно собирается раз в пять лет, не имеет постоянных органов и дополнительных полномочий. Возможно, в связи с конституционной реформой это все появится. Но собрание нелегитимно принимать поправки в Конституцию, потому что это можно сделать только на референдуме.
- То есть это имел в виду Лукашенко?
— Да-да. Собрание даст старт некому конституционному процессу, который хронологически завершится в конце этого года референдумом, но подменить референдум оно не может.
- Опираясь на нынешнюю, скажем так, замороженную ситуацию с политическим кризисом в Белоруссии, можно ли говорить, что собрание повлияет на политическую атмосферу в стране?
— Тут нужно понимать, что собрание, прежде всего, консолидирует сторонников действующей власти вокруг обсуждения Конституции. Оно в этот процесс тянет ту часть оппозиции, которая к этому готова и которая видит себя в какой-то конструктивной роли. Часть радикальной оппозиции это собрание, конечно, никак не подвигнет на конструктив — они будут продолжать действовать по своему плану.
Но другое дело, что запуск самого процесса уже будет снижать и протестную активность, и градус радикализма в обществе.
Поэтому эти параллельные процессы будут идти, но оппозиция радикальная будет пытаться обратить их вспять. Для них важен протест уже сам по себе, потому что они ставят радикальные цели о свержении этого строя вообще, поэтому ни на какие компромиссы они не готовы.
- Исходя из этого, каков ваш прогноз на политическое будущее Белоруссии на этот год?
— Я думаю, что со стороны оппозиции будут попытки снова активизировать протесты, но, скорее всего, безуспешно — они будут подавляться и силовыми, и иными методами. Далее мы за этот год выработаем те изменения, которые действительно стране необходимы, в результате и этого диалога на собрании, и вообще активности гражданской, которая все равно так или иначе проявляется.
Мы эти параметры поймем, мы увидим проект конституционной реформы от власти и, соответственно, выйдем, я думаю, планово на этот референдум. Ну а дальше — скорее всего, уже в следующем году — увидим новые выборы.
- Предполагалось, что целью конституционной реформы станет перераспределение полномочий, которые были сосредоточены в руках президента, и формирование, например, парламентско-президентской республики. Стоит этого ожидать?
— Это же на самом деле не самоцель реформы. Самоцель реформы все-таки — создать устойчивую политическую систему, которая не зависела бы от одного человека вне зависимости от того, будет ли это парламентско-президентская республика или иная модификация. Пока разговоры идут действительно о перераспределении, во всяком случае, части полномочий президента и передачи их парламенту и правительству. Возможен и такой вариант, и он, скорее всего, в какой-то части будет реализован.
Вот это все, кстати, и обсуждается сейчас в Белоруссии, но конкретику мы увидим уже после собрания, когда заслушаем мнение делегатов и мнение политического руководства страны. Тогда мы уже будем понимать, в каком русле по парламенту, по полномочиям президента мы движемся, и, как результат, это уже закрепит референдум.