О важности торговли
Растущие культурные связи России и Китая опираются на прочную базу взаимовыгодного экономического сотрудничества. Для обеих стран оно стало особенно критичным в условиях новых рисков и вызовов, вызванных попытками Запада подавить развитие незападных стран.
Расширение сотрудничества с КНР оказалось особенно востребованным для России в связи с жесточайшей санкционной войной Запада против неё. Цель санкций очевидна - лишение России основной части бюджетных доходов, а значит, и возможности финансировать выполнение задач СВО.
Для этого Запад, прежде всего, пытается, во-первых, максимально обрубить экспорт российских углеводородов – основного экспортного продукта России и значительного источника бюджетных поступлений; во-вторых, заблокировать доступ российской промышленности к важным технологиям, оборудованию и электронным компонентам, прежде всего, двойного назначения, что должно было случиться с массовым уходом из России западных компаний.
В этой ситуации поддержание и расширение масштабной торговли Китая с РФ стали важнейшим факторами устойчивости российской экономики. По предварительным оценкам товарооборот России и Китая в 2025 году ожидается в размере 215–225 млрд долларов.
Несмотря на некоторое снижение товарооборота (в 2024-м показатель почти достигал рекордных 245 млрд долларов), в обеих странах считают эти трудности временными и уверены в дальнейшем развитии деловых отношений. Снижение было обусловлено, в частности, падением мировых цен на энергоносители и паузами в торговле, когда китайские партнёры искали схемы обхода западных санкций.
Сейчас торговля РФ и КНР проходит структурные изменения: увеличивается доля совместных проектов в высокотехнологичных и несырьевых отраслях; растёт интерес китайских капиталовкладчиков к локализации промышленного производства в России.
С учётом этой тенденции ожидается, что в 2026 году объем торговли между Россией и Китаем вырастет более чем на 8%, и не в последнюю очередь за счёт новых областей, таких как автокомплектующие, электроника и химическая продукция.
Критически важная сфера
Поскольку экспорт энергоносителей является для России основным источником бюджетных поступлений, сотрудничество с КНР именно в этой области стало после 2021 года критически важным для РФ.
Во время отчаянных попыток Запада отрезать Россию от мирового рынка импорт российской нефти в Китай увеличился с 79,64 млн тонн в 2021 году до 108,5 млн тонн в 2024-м, т.е., на 54%, и составил порядка 62 млрд долларов. Доля России в структуре китайского импорта выросла до 20%.
Ожидается, что к 2030 году экспорт российской нефти в КНР увеличится ещё на 1,4 млн баррелей в сутки.
Сотрудничество России и Китая развивается и в газовой сфере. Россия активно наращивает поставки газа в Китай, замещая утраченный европейский рынок и сейчас занимает более 20% китайского рынка импорта газа.
Экспорт Россией газа в Китай с 2021 по 2024 гг. вырос в 4,6 раза до 13,2 млрд долларов за счёт значительного роста цен и досрочного вывода в декабре 2024 года газопровода "Сила Сибири-1" на проектную мощность - 38 млрд куб. м в год.
Особенно заметный рост наблюдается в экспорте в Китай российского СПГ: с 6,5 млн т. СПГ в 2022-м (порядка 10% китайского импорта), до 8,3 млн т. в 2024 году (третье место после Австралии и Катара).
А в 2025 году КНР начала скупать российский подсанкционный СПГ с проекта "Арктик СПГ – 2", который продаётся со значительной скидкой.
На очереди реализация проекта "Сила Сибири-2" - газопровод мощностью 50 млрд куб. м в год из Западной Сибири через Монголию в Китай. Соответствующий меморандум между "Газпромом" и китайской компанией CNPC был подписан в сентябре 2025 года. Начало строительства газопровода запланировано на 2026 год, конец – на 2030-й. Реализация этого проекта позволит России окончательно заместить выпавший европейский рынок, а также укрепить долгосрочные экономические связи с КНР.
Китай охотно скупал у России ещё один ценный природный ресурс – уголь, что позволило российским угледобытчикам частично возместить потерю рынка Европы. С 2021 и по 2024 гг. включительно доходы России от экспорта угля в Китай за 4 года увеличились на 71%, до порядка 11 млрд долларов.
В итоге, Китай получил стабильный поток ценнейшего энергетического сырья, а Россия – устойчивое финансирование и надёжный рынок сбыта.
Надежный друг
Уход западных компаний с российского рынка с 2022 года освободил в России целый ряд ниш для китайских промышленных предпринимателей, которые стали активно закрепляться в несырьевых секторах российской экономики.
В итоге, процесс пошёл к взаимной выгоде: российская экономика успешно заместила высокотехнологичные западные компании, а китайский капитал получил довольно ёмкий российский рынок. В первую очередь китайские предприниматели заинтересованы в выпуске на территории нашей страны автомобилей, комплектующих, бытовой техники и промтоваров, а грамотная экономическая политика правительства России стимулирует их к локализации полного цикла производства на территории страны.
В марте 2024 г. компания Great Wall Motor (GWM) в дополнение к уже имеющемуся предприятию полного цикла в Тульской области, запустила в работу завод по производству полуторалитровых и двухлитровых двигателей Haval, рассчитанный на выпуск более 100 тыс. моторов в год и на 1 тыс. рабочих мест. В текущем году компания намерена запустить завод автокомплектующих.
В июле 2025 года в Калуге началось полностью локализованное производство кроссовера Haval M6. В целом, китайская компания планирует за шесть лет довести локализацию комплектующих для производства автомобилей в России до 80%.
В Татарстане по итогам 2024 года зарегистрировано 102 компании, где учредителями выступают организации из Китая. Деятельность многих из них связана с проектами крупных компаний, таких, как производитель бытовой техники Haier. Сейчас компания Haier имеет в РФ уже шесть заводов, на которых производится бытовая техника и телевизоры.
В мае 2025 года были подписаны два контракта на общую сумму около 13,2 млрд руб. между группой компаний "Моспроект-3" и "Китайской железнодорожной строительной компанией" на строительство участков линий метротрамвая в Челябинске и Красноярске.
Примером – одним из многих - того, как китайские партнёры выручили в трудный момент российскую промышленность, является строительство китайской инжиниринговой компанией CAMC Engineering (CAMCE) в 2022 году целлюлозного завода в Красноярском крае, куда австрийская компания из-за санкций отказалась поставлять оборудование. У завода будет две линии по 400–450 тыс. т хвойной целлюлозы в год каждая.
КНР закрывает потребности России в импорте промышленного оборудования почти по всем позициям; это и оборудование для электростанций (53,7% от всего импорта), в частности, солнечных электростанций (100%), сельхозоборудование, станки с ЧПУ разного назначения, оборудование для печати микросхем, проходческие машины, всего не перечислить.
В трудной для России исторической ситуации Китай показал себя надёжным другом, возвращая долг дружбы за неоценимую помощь России Китайской Народной Республике в тяжелейший период её становления после образования 1 октября 1949 года.
О том, как угроза США странам, которые находились до сих пор в натянутых отношениях с Китаем вынуждает их сближаться с КНР - в материале издания Украина.ру Многополярный мир состоялся: США толкают своих союзников в объятия Китая.