Варшава перекладывает на Киев вину за "диверсии" в Польше

Украина не передаёт Польше информации о своих гражданах, подозреваемых в работе на Россию, а польские правоохранители испытывают недоверие к украинским коллегам, сообщают польские СМИ.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
В Польше очередной скандал на украинском направлении. Дело в том, что Варшава недавно подписала новое соглашение с Киевом относительно борьбы с преступностью. Это произошло после крушения поезда в Люблинском воеводстве, в чём польские спецслужбы обвинили диверсантов с украинским гражданством, якобы работавшим на Россию. Однако, как сообщило респектабельное издание Rzeczpospolita, соглашение до сих пор не вступило в силу, и, что ещё хуже, польские правоохранители испытывают ограниченное доверие к своим украинским партнёрам.
Напомним, 16 ноября 2025 года на участке железной дороги Варшава-Люблин было обнаружено повреждение одного из рельсов. Поначалу оно было настолько незначительным, что по нему спокойно проехали две пригородных электрички. И лишь машинист шедшего на скорости в 150 км междугороднего поезда сообщил диспетчеру о проблеме на участке пути – только после этого повреждение и выявили. При этом скорый поезд никаких повреждений не получил, а его пассажиры вообще ничего не заметили.
На следующий день премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что произошел акт диверсии, а железнодорожные пути разрушены взрывным устройством. Он добавил, что речь идёт о "беспрецедентном акте диверсии" против безопасности Польши и её граждан, и соответствующие службы приложат все усилия для задержания исполнителей независимо от того, кто является заказчиком. Туск также отметил, что отрезок железной дороги Варшава-Люблин, на котором была совершена диверсия, имеет стратегическое значение для поставок западной помощи Украине.
Министр внутренних дел Польши Марчин Кервинский сказал, что по делу собрано "очень много доказательств", которые, "безусловно, позволят нам в кратчайшие сроки установить личности виновных в этом гнусном акте саботажа". Он подчеркнул, что были изъяты записи с камер видеонаблюдения, а также многочисленные материалы и улики, которые могут помочь установить личности преступников.
18 ноября во время выступления в Сейме Дональд Туск заявил, что следствие считает исполнителями диверсии двух граждан Украины, которые сотрудничают с российскими спецслужбами. Они въехали в Польшу с территории Белоруссии и после диверсии успели без проблем выехать из страны.
На следующий день представитель Национальной прокуратуры Польши, прокурор Пшемыслав Новак сообщил о предъявлении заочных обвинений двум гражданам Украины – Александру К. и Евгению И. Таким образом, подтвердилось предположение издания Украина.ру о том, что одним из подозреваемых является Евгений Иванов, которого в мае 2025 года Галицкий районный суд Львова заочно признал виновным в диверсионной деятельности. Но эта информация не была сообщена польской стороне.
"Я сказал президенту Зеленскому, что Польша ожидает немедленной передачи всех данных, которые помогут нам выявить угрозы, возникающие в результате сотрудничества российских спецслужб с некоторыми гражданами Украины. Президент Зеленский сказал мне, что у него самого такая же проблема", – заявил тогда Дональд Туск. В ответ на сайте Зеленского появилась информация о том, что они с Туском "договорились создать украинско-польскую группу, которая будет работать над предотвращением подобных ситуаций со стороны России в будущем".
Именно в результате этой договорённости 11 декабря 2025 года министры внутренних дел обеих стран – Марчин Кервинский и Игорь Клименко – подписали соглашение "о сотрудничестве в предотвращении, выявлении и борьбе с преступностью, а также в преследовании виновных в совершении преступлений".
Цель соглашения, по информации издания Rzeczpospolita, – помочь предотвратить акты саботажа в Польше, а также положить конец украинской киберпреступности, в первую очередь мошенничеству с использованием спуфинга (звонка от имени банка или государственного органа), часто осуществляемому колл-центрами с территории Украины.
Но проблема в том, что документ ещё не вступил в силу, поскольку требует ратификации Сеймом (парламентом) Польши, а правоохранители и спецслужбы по обе стороны польско-украинской границы только начинают прорабатывать детали практического сотрудничества.
"Украинская контрразведка ведёт специальную базу данных своих граждан, подозреваемых в терроризме и симпатизирующих России (на Украине ведётся более 2800 расследований по фактам саботажа и шпионажа), но не делится этой информацией с польскими спецслужбами. И это несмотря на то, что именно с Украины прибывает наибольший процент лиц, совершающих акты саботажа и диверсий в Польше и Европе", – пишет Rzeczpospolita, указывая, что без данных украинской стороны о людях, работающих на Россию, Польша не сможет справиться с диверсантами.
Польская полиция, среди прочих, надеется получить доступ к украинской базе данных. "Это напрямую повлияет на эффективность оперативно-разведывательных мероприятий, проводимых против лиц, занимающихся диверсионной деятельностью на территории Польши, Украины и стран-членов Европейского Союза", – заявила журналистам Александра Лясковская из пресс-службы Главного управления полиции.
Однако согласно неофициальным данным, которые получило издание, "польская сторона испытывает ограниченное доверие и не намерена делиться с украинской стороной информацией об идентифицированных диверсантах с украинским гражданством". "Давайте вспомним об ограниченном доверии к украинским спецслужбам, которые, как и израильские, любят плести интриги и играть в игры", – сказал журналистам сотрудник польской спецслужбы АВБ (Агентство внутренней безопасности, аналог ФСБ).
Офицер не удивлён, что польские спецслужбы не хотят гарантировать украинцам доступ к своим базам данных. "Единственная служба на Украине, относительно защищенная от продажи данных России, – это антикоррупционное агентство НАБУ, и то лишь потому, что американцы защищают его, чтобы использовать свои интересы в Украине", – подчеркнул сотрудник АВБ.
Министерство внутренних дел Польши заверило издание, что в соглашение с Украиной включены "гарантии, обеспечивающие, что ни одна из сторон не получит безусловного доступа к ресурсам соседнего государства, что в полной мере защищает наш суверенитет". Однако до сих пор неясно, действительно ли новое соглашение заблокирует въезд потенциальных диверсантов в Польшу, или оно окажется всего лишь бессмысленным политическим жестом, отмечено в материале издания Rzeczpospolita.
Реагируя на эту публикацию, замминистра внутренних дел Польши Чеслав Мрочек заявил: "Хочу подтвердить, что мы обмениваемся информацией с Украиной по вопросам борьбы с преступностью. Это сотрудничество продолжается на уровне прокуратуры, полиции и пограничной службы. Соглашение, подписанное министром Кирвинским с министром внутренних дел Украины, укрепляет это сотрудничество и обеспечивает прочную правовую основу для его дальнейшего развития".
Мрочек подчеркнул, что "украинцы обмениваются данными о людях, совершающих преступления". "Мы обмениваемся данными с Украиной для борьбы с преступностью", – повторил он, и добавил, что основой для борьбы с преступностью является международное сотрудничество между странами Европейского Союза. Более содержательных комментариев со стороны МВД или правительства Польши не было.
Большинство польских СМИ опубликовали обзор вышеупомянутого материала под заголовком "Громкое соглашение по-прежнему не работает", на что депутат Сейма от националистической партии "Конфедерация" Анджей Запаловский саркастически отреагировал в социальных сетях: "А что положительного со стороны Украины по отношению к Польше действует?" Встречались и более жёсткие комментарии вроде "Клименко проигнорировал Кервинского и остальных ляхов, ведь все сделки с бандеровцами стоят меньше, чем гривны, поэтому "российские диверсанты" будут продолжать минировать железнодорожные пути, пока не добьются успеха".
Главный редактор польского портала Strajk.eu Мачей Вишнёвский не исключает, что речь может идти о попытке польских правоохранителей переложить вину за "диверсии" в Польше на украинских коллег, однако в таком случае это является доказательством некомпетентности соответствующих служб обеих стран.
"Нужно сразу определиться, что в истории международных отношений редко бывает так, что правоохранители и спецслужбы разных стран делятся абсолютно всем. Передача информации всегда является избирательной, и подчинена интересам сторон. Иногда эти интересы совпадают, и тогда сотрудничество идёт хорошо, а иногда расходятся, и тогда – плохо. Потому нет ничего удивительного в том, что украинские службы весьма воздержаны в передаче данных польской стороне, которая, в свою очередь, не доверяет украинцам", – отметил Вишнёвский в эксклюзивном комментарии изданию Украина.ру.
По мнению журналиста, сложно ожидать взаимного доверия между польскими и украинскими службами. "С одной стороны, Польша выпустила на свободу украинца, которого немецкое правосудие подозревает в подрыве "Северных потоков". В то же время Италия передала Германии другого украинца, подозреваемого в совершении этой же диверсии. Мне лично очень интересно, что скажет этот украинец, допрашиваемый немецкими правоохранителями. Может, мы, наконец, узнаем тайну подрыва "Северных потоков"", – сказал он.
"С другой стороны, польская практика сотрудничества с украинской стороной не является наилучшей, да и в целом атмосфера между Польшей и Украиной не является наилучшей. Потому никого не должно удивлять, что сотрудничество между соответствующими службами двух стран также желает лучшего", – подытожил Мачей Вишнёвский.
Другие подробности дела "украинских диверсантов" в Польше - в статье ""Украинские диверсанты" в Польше вызвали конфликт между прокуратурой и спецслужбой"
Рекомендуем