Враги народа
Заявления Залужного интересны не только тем, что это мнение бывшего командующего украинской армией, до сих пор популярного в народе, а еще и как потенциального кандидата в президенты. Такое будущее, во всяком случае, ему пророчат многие эксперты.
Сегодня отставной генерал пребывает далеко от Украины, сидя послом в Лондоне, однако и оттуда он регулярно напоминает о себе. В этот раз он выступил по видеосвязи на форуме под названием "Ветераны как новый политический субъект: правила взаимодействия для послевоенной Украины".
Залужный по бумаге зачитал текст, в котором были обозначены мрачные перспективы для страны после окончания боевых действий.
Согласно экс-главкому, в настоящий момент к "ветеранам" противостояния с РФ можно отнести 1,56 млн украинцев. После того как война окончится, таковых будет насчитываться приблизительно 2,5 млн, прогнозирует Залужный.
Он отметил, что вместе с членами их семей их будет насчитываться порядка 5-6 млн человек, что будет равняться 20% населения Украины.
"Ветераны могут стать ключевым активом государства, который находится внутри страны", - сказал он.
Комментарий интересный. Уж не намекает ли он, что эти миллионы "ветеранов" и члены их семей актив не только и не столько государства, сколько его потенциальный электорат на грядущих выборах?
Любопытна и его ремарка про то, что боевые действия в стране продолжаются, а военных "уже назначили врагами". Он не пояснил, что конкретно имеет ввиду, но можно предположить, что это еще один плохо замаскированный политический сигнал от Залужного своим потенциальным избирателям – бывший главком не даст посрамить честь украинского военного и готов защищать его интересы "на гражданке".
Понятно, что, будучи послом в Великобритании, это делать затруднительно, а вот в кресле президента – почему бы и нет.
Без надежды на завтра
Далее Залужный принялся обрисовывать потенциальные проблемы, с которыми неизбежно столкнутся бывшие военнослужащие ВСУ, когда возвратятся домой.
По его словам, при неблагоприятной социально-экономической ситуации демобилизовавшиеся военные окажутся в очень непростой ситуации и перед соблазном "легких денег".
"А что может быть завтра? Надо понимать, что, оказавшись в условиях, например, резкого сокращения доходов, отсутствия работы, отсутствия жилья, возможности реализоваться, реализовать себя в обществе и в семье, люди с боевым опытом и оружием в руках становятся уязвимыми перед всяческими провокациями и соблазном легких денег", - сказал он.
Среди потенциальных угроз, которые обозначил Залужный, - рост преступности и угроз на улицах. Кроме того, экс-главком напророчил, что все это может привести к политической дестабилизации и гражданской войне.
"И даже все это может привести к рискам политической дестабилизации в стране и угрозе национальной безопасности. Ну такие, например, как гражданская война", - подытожил он.
С одной стороны, Залужный предельно честен со своей аудиторией – ничего хорошего в будущем Украины не просматривается: бедность, безработица, отсутствие возможностей для самореализации, кризисы, рост криминогенной обстановки и т.д.
С другой, бывший главнокомандующий ВСУ, если у него действительно есть политические амбиции, не может не быть удовлетворен – в описываемой им картине как никогда будет силен запрос на "сильную руку" и наведение порядка, что идеально смыкается с его образом бравого генерала-силовика.
© Facebook* (*деятельность Meta по реализации Facebook запрещена в России как экстремистская) / Валерій Залужний
Валерий Залужный
Кому, в конце концов, спасать Украину от неустроенных взрывоопасных "фронтовиков" как не бывшему их командующему? Уж он-то знает, что с ними делать, уж он-то понимает, какой подход к ним нужен.
Именно такие посылы можно считать между строк в выступлении Залужного.
Афганский синдром
Стоит отметить, что предостережения Залужного сделаны не на пустом месте. В качестве исторических примеров он привел Вторую мировую войну и советскую кампанию в Афганистане. Последняя своеобразным "эхом войны" аукнулась уже в 1990-е гг.
Понятно, что в "братки" записывались не только "афганцы", но и прочие молодые и не очень люди, которые не нашли себя в изменившейся эпохе, однако во многих городах постсоветского пространства именно бывшие воины-интернационалисты составили костяк влиятельных бандитских группировок.
Прошедшие за девять лет войну в Афганистане вернулись в изменившиеся исторические реалии и оказались не нужны новой рыночной эпохе. Точнее нужны, но только в качестве охранников, киллеров, бандитов и рэкетиров, где их боевые навыки оказались по-настоящему востребованными.
Самым известным эпизодом криминальной войны тех лет с участием "афганцев" является гибель в 1994 году одного из основателей Российского фонда инвалидов войны в Афганистане подполковника Михаила Лиходея. В ходе участия в боевых действиях он лишился ноги и глаза, подорвавшись на мине, однако смерть его настигла уже в Москве, где его взорвали в лифте.
Два года спустя родственники и новое руководство фонда собрались помянуть Лиходея на его могиле на Котляковском кладбище, в этот момент раздался взрыв, погибли 14 человек, еще 26 получили ранения. Взрывное устройство заложили прямо в могиле Лиходея, после чего на ее месте осталась воронка глубиной 4 метра. Все было задумано так, чтобы взрывная волна отразилась от обелиска и убила как можно большее количество людей.
Среди погибших была жена покойного, которая заведовала в фонде финансовыми вопросами.
Считается, что за убийством Лиходея и взрывом на кладбище стоял другой бывший воин-интернационалист Валерий Радчиков, который потерял в Афганистане обе ноги, но освоил протезы и продолжил воевать, несмотря на инвалидность.
В свое время Радчикова обвинили в растрате средств фонда, на его место пришел Лиходей. Убийством нового председателя и последующим взрывом на кладбище Радчиков пытался снова взять эту организацию под контроль. Суд, однако, счел доказательства обвинения недостаточными и оправдал отставного майора-"афганца".
Украина знает, что ее может ждать
С другой стороны, Залужный никак не упомянул ситуацию между 2014 и 2022 гг., когда из зоны боевых действий в Донбассе возвращались участники т.н. антитеррористической операции (АТО). Уже тогда на Украине регулярно происходили инциденты с участием таких персонажей.
Залужный понимает, что нерешенный "ветеранский" вопрос может аукнуться и политикам.
В 2021 году, например, контуженный участник АТО с боевой гранатой проник в здание правительства Украины и угрожал взрывом, его обезвредили, уговорив сдаться.
За два года до этого участник АТО в составе "Азова"* атаковал автомобиль с тогда уже бывшим президентом Петром Порошенко**, намереваясь отомстить тому за поставку на фронт некачественных бронежилетов.
А случаев самоубийств, случайных самоподрывов, смертей в пьяных драках, стрельбы и прочее за указанное время можно насчитать огромное множество. Это при том, что через АТО за восемь лет прошли в лучшем случае полтора-два десятка тысяч человек. Можно представить, что ждет Украину в будущем, если через нынешние боевые действия пройдут миллионы.
Время героев
Разумеется, будет лукавством не упомянуть, что вопрос социальной адаптации и психологической поддержки участников боевых действий актуален также и для России. Исходя из заявлений руководства страны на эту тему, в Кремле понимают важность этого вопроса.
"Будем расширять возможности, чтобы наши герои продолжали достойно служить Родине, чтобы их таланты и способности были в полной мере востребованы на государственном и муниципальном поприще, в воспитании подрастающего поколения, в различных областях экономики и предпринимательстве", - говорится в телеграмме Владимира Путина по случаю открытия форума "Вместе победим", который состоялся на днях.
Если на Украине ждут от своих "ветеранов" только проблем, то для России участники СВО – будущая элита государства.
"Элита — те, кто Родину защищает. Вот эти люди, вот это элита, за ними будущее страны, не страшно в руки страну передать таким людям. Надо им помочь, надо помочь им получить образование, надо помочь им получить необходимый стаж", - говорил российский президент.
Особый контроль за соблюдением интересов военнослужащих и членов их семей уже сейчас осуществляют бывшие участники СВО, которые перешли на работу в органы власти.
*Деятельность организации запрещена в РФ
**Входит в состав объединения, включенного в перечень террористов и экстремистов
О том, для чего на Украине засекретили данные о дезертирах и как там собираются решать эту проблему - в материале издания Украина.ру Дезертирство не остановить. В чем решающий изъян мобилизационной системы Украины.