Культура

Время наших героев: фильмы об СВО саботируют, но снимать их надо, чтобы помнили погибших

Репортаж издания Украина.ру об открытии фестиваля документальных фильмов об СВО
Подписывайтесь на Ukraina.ru
В Москве в эту пятницу, 21 февраля, открылся III Международный фестиваль документального кино "RT.Док: Время наших героев", посвященный героям специальной военной операции. Нужное и хорошее дело. Идти он будет три дня в павильоне "Россия" рядом с Москва-сити.
Открытие, в общем-то, выглядело достойно: показали небольшой фильм "Остров веры". Его, как я понимаю, снимали три года назад во время освобождения Мариуполя, а монтировали недавно. Впечатлили кадры бойцов "Сомали", принимавших участие в штурме города, на берегу Азовского моря. Пляж, волны и наши - радостные, бодрые, веселые. Победили!
На сцену позвали морпеха по имени Илья. Он без ног. Передвигается с помощью палочки на протезах. После приветственной речи он призвал почтить память погибших на СВО минутой молчания.
Выступил депутат Государственной Думы и руководитель Союза добровольцев Донбасса Александр Бородай. Он несколько контрактов провел на СВО, командуя 7-й штурмовой бригадой св. Георгия. Речь была , как всегда это бывает у Александра Юрьевича, яркой и харизматичной. Говорил о том, что они пошли в 2014 году в ополчение без контрактов, без зарплаты... Вспомнил, сколько ему пришлось похоронить ополченцев, имена которых не были известны - только позывные. Поэтому вот такие фестивали нужны, чтобы всегда помнили павших.
Александр Бородай
Поэт и музыкант Вадим Степанцов и его группа "Бахыт-Компот" спели лирическую песню "Аллилуйя". Степанцов сказал перед выступлением, что у него собственные мотивы бороться c бандеровским режимом, но если бы их даже не было, то он все равно помогал бы нашим.
Вадим Степанцов
Впечатлило выступление женской группы "Катюша". Ведущий сообщил, что девчонки дали уже 80 концертов в зоне СВО. "Катюши" мне понравились: длинноногие, с оголенными плечами, в вечерних платьях, где разрез на ногах начинается там, где у мужчин обычно заканчивается пиджак. Все высокие и секси. Присутствующие активно начали им хлопать, когда они запели - треть зала были бойцы и ветераны СВО, в том числе передвигавшиеся на колясках. Многие стали танцевать.
Катюша
Я вот, что понял: бойцы СВО хотят видеть среди приезжающих агитбригад на фронт вот таких девушек, а не хоры, исполняющие заунывные деревенские песни. Мало того, от приезжающих поэтов и поэтесс - хулиганские, юморные и эротические стихи. Вот это они принимают на ура. Сам был тому свидетелем неоднократно.
Самое, конечно, интересное на фестивале было общение в фойе. В основном там тусовались бойцы, деятели искусств и журналисты. Пили чай-кофе, ели печенье-конфеты и общались.
Донецкий, точнее – мариупольский художник Татьяна Пономаренко-Левераш, ныне живущая в Москве, рассказывает о тех, кто изображен на ее картинах:
1 из 5
2 из 5
3 из 5
4 из 5
5 из 5
-… это Воха, герой России и ДНР. Этот портрет писала вся "Спарта" вместе с его отцом Артемом Жогой, который продолжил дело сына и возглавил "Спарту". Я лично знала этого мальчика. Мы не раз ездили вместе на горячие боевые соприкосновения.Это символ мужества, стойкости и героизма. Молодежь должна знать этих героев.
Татьяна Пономаренко-Левераш
Роман Кутузов, позывной Туман", перед СВО командовал нашей группировкой в Сирии. На картине он сидит в своей машине "Тигр". Он, улыбаясь, как бы прощается с нами, говоря нам: "Победа будет за нами! Держитесь мужики!".
Роман Кутузов
Каждый портрет, по ее словам, рассказывает историю воинского подразделения. На выставке был представлен и портрет друга художницы – депутата Госдумы из "Единой России" Дмитрия Саблина. Он сам, как и Татьяна, из Мариуполя. В 2014 году благодаря ему были спасены ее картины: депутат помог их вывезти в Москву из Мариуполя. Сейчас он, герой России и ДНР, зам председателя "Боевого братства", воюет в зоне СВО.
Дмитрий Саблин
"На картине Дмитрий Вадимович прикасается к колонне в Пальмире. Она называется "С молитвой о Пальмире". Ведь мы ее освободили. Мы ее пытались освободить, и я думаю: обязательно это сделаем, потому что это символ Православной цивилизации, ее колыбель…
Есть среди картин и портрет погибшего командира артиллерии "Корсы", которая командовала 200 мужчинами...
Корса
Украина.ру поговорила с режиссером конкурсного документального фильма "Штурмовики" Николаем Цонку:
- Моя лента о подвиге наших парней в зоне СВО на одном из самых горячих фронтов, когда они освобождали Работино. Это 71-й полк, 42-я дивизия. Ребята идут на штурм, потом следует эвакуация раненных. Я был непосредственно с ними. В одной руке камера, в другой – раненные. В общем, весь день на передовой под обстрелами, в ожидании "Мотолыги" (легкий бронированный тягач – прим.) для эвакуации. Получился ли фильм? Не мне судить, но зрителю нравится.
Николай Цонку
- Почему вы решили снимать фильм об СВО? Просто не секрет, что многие ваши коллеги и продюсеры считают, что СВО – это грязное дело, что это не освободительная война, а "оккупация Украины".
- Знаете, многие из них сначала повернулись спиной к СВО, а сейчас пытаются вернуться, потому что весь мир уже к нам поворачивается лицом, а свои уж тем более. Те, кто покинул страну, будут предпринимать попытки, вернуться в нее. Стоит ли их обратно пускать? Считаю, что не стоит. То, что они сделали, это предательство. Зачем в таком случае России такие "герои". У нас уже есть свои герои – это наши ребята на фронте.
- А вот говорят, что многие режиссеры и продюсеры отказываются снимать фильмы об СВО. Это правда или чушь?
- Нет, не чушь. Не только режиссеры и продюсеры, но и платформы, которые демонстрируют фильмы, отказываются брать ленты про СВО. Посмотрите, с каким трудом удалось добиться демонстрации фильма Макса Фадеева. И то не все кинотеатры его взяли. Взяли всего лишь вот такую малюсенькую часть. Почему? Потому что хозяева сидят в Америке и диктуют нам правила: надо нам или не надо. Мой фильм показывают на фестивалях, а не на телевидении и в кинотеатрах.
- Во время съемок были какие-то интересные ситуации?
- Да много было интересных моментов. Помню, вытаскивали раненных ребят. Февраль 24-го года. Мороз минус три, но грязи реально по колено. Вытаскиваю парня. У него несколько контузий. Он идет и говорит: "Ноги! Ноги замерзли". Я смотрю на него, а он босиком. В ужасе спрашиваю: "А ты чего босиком?". Ноги же его по колено в грязи, не видно, что он без обуви. У меня в ботинках ноги замерзли, а он без них. "Где ботинки?". Он: "От взрыва улетели". Мы еще потом ждали эвакуационную машину три часа… Через месяц его встречаю, он такой бодрый, здоровый… Ноги сохранить удалось.
Самый узнаваемым и активным подразделением на фестивале была "Эспаньола". На мероприятии присутствовало порядка десяти бойцов. Все футбольные ультрас. Тон задавал боец с позывным "Герман". Зовут – Александр. Фамилия – Герман. Как и позывной. Или точнее: позывной как фамилия. Молодой парень среднего роста, в камуфляже, с медалями на груди. Остальные ребята были потише. Подхожу к ним представляюсь.
Позывной "Герман", Эспаньола
Герман: "Это ж ты на днях про нас статью написал? Молодец. Хорошая статья. Поэтому мы с тобой и разговариваем".
Герман достает черный флаг "Эспаньолы" и предлагает своим сослуживцам пройти в зону для пресс-конференций, где перед огороженной лентой прямоугольной площадкой стоят журналисты и телеканалы с телекамерами и фотоаппаратами. Там девочка-распорядительница представляет того или иного гостя фестиваля, которому можно задавать вопросы.
Воспользовавшись длительной паузой, эспаньольцы проникают через ленту. Герман поясняет распорядительнице, кто он и его друзья такие: "Мы из Эспаньолы…" и типа того, что хотим пообщаться с прессой. Девочка смотрит на происходящее несколько растерянно и недоуменно. Сразу видно, что она настолько далека от СВО, что совершенно не понимает, что еще за "Эспаньола", и "кто все эти люди". Но ее реакция на происходящее не агрессивна: она дает возможность ребятам пройти и развернуть свой флаг. Как только его развернули, журналисты начинают щелкать фотоаппаратами.
Герман: "Журналисты, а есть ли среди вас те, кто мог бы когда-нибудь сказать, что фаны ЦСКА, "Зенита" и "Спартака" объединятся? А, коллеги-журналисты?..." (костяк бригады – футбольные ультрас)
Эспаньола
Кричу им из толпы:
- Ребята, известно, что ваша бригада была одной из первых, кто атаковал украинские позиции на мотоциклах. Присутствуют сейчас среди вас такие?
- Питбуль. Он награжден орденом "Мужества" (фанат "Зенита" - прим.)
- Знаю, что на днях Питбуль был ранен в Часов Яре осколками – два – в бедро, два – в кисть. Сейчас в госпитале. Как он себя чувствует?
- Я сегодня ночью с ним списывался, - говорит Герман. – Он, как всегда, не хочет долечиваться, а хочет снова на фронт. Сам он безбашенный парень…
Далее Герман представляет своих парней – кто за какой клуб болеет:
- Кто бы мог сказать, что фанаты объединяться под знаменами "Эспаньолы" и России? Мы будем идти до конца, до Победы! Да, парни? Обязательно освободим Харьков, Николаев, Одессу! В Одессе погуляем, да?
- Парни, вы сейчас освобождаете Часов Яр. Когда падет украинская оборона города?
- Кто-то готов ответить, парни? – спрашивает Герман сослуживцев и сам отвечает. – Как Владимир Владимирович скажет. Мы готовы хоть завтра идти на Киев.
Девушка-распорядительница прерывает пресс-конференцию.
К Герману подходит женщина в камуфляже. Они мило общаются – старые знакомые. Позывной у нее "Кени". Происходит от ее имени Ксения. Она из Питера. На рукаве шеврон "Востока". Спрашиваю, не "Восток" ли это Александра Ходаковского. Отвечает: нет, это штурмовая бригада "Восток", которой командует "Зомби" (один из командиров ЧВК "Вагнер", пять раз награжден орденом "Мужества").
Кени и Герман
- Я вижу, что у вас на груди вагнеровская награда. Служили там?
- Да, я была помощником куратора по работе с бойцами-трехсотыми. Награда – медаль "За содействие ЧВК "Вагнер". Сейчас я на контракте в "Востоке". Бригада воюет в ДНР и ЛНР.
- Кени, почему вы, женщина, пошли служить? Мне кто-то когда-то говорил: что женщины идут на войну, чтобы найти там мужика. Что бы вы ответили этому человеку?
- Я пошла из-за своего сына.
- Ваш сын служит?
- Нет, он еще маленький. Хочу, чтобы он спал спокойно, и ничего к нему не прилетало. И вообще кто-то должен помогать в реабилитации и социализации раненных бойцов. Нет, я не медик по образованию. Я – эксперт-криминалист.
Замечаю около столика стоит мальчик в камуфляже с медалью "Волонтер России" на груди. Рядом молодая женщина. Как выясняется: его мама. Ее зовут Елена. Малька – Роман. Ему – 14. Они волонтеры.
- Лена, обычно мамы берегут своих детей – не пускают на войну. А вот вы с сыном ездите в зону боевых действий. Не боитесь за него?
- Боюсь. Страшно всем. Был момент, когда муж сказал, что сын никуда не поедет. Не пущу! На это Рома ответил: как же так! Что, мама одна поедет?
- А какие у вас были побудительные мотивы начать заниматься волонтерством?
Волонтеры: мать и сын
- Все просто: собрали гуманитарную помощь, а везти ее в Донецк некому. Это было в 2023 году.
- Ром, под обстрелы попадал?
- Нет, повезло, но рядом прилетало.
- Что понял в Донбассе?
- Что люди Донбасса смогут выжить в любых условиях. Они по нескольку дней могли находиться в подвалах при обстрелах.
- Как одноклассники в большинстве своем относятся к СВО?
Мальчик немного задумался:
- Нейтрально…Их это не интересует.
Подробнее о подразделении "Эспаньола" - в статье Александра Чаленко "Эспаньола" – пример того, как должна выглядеть российская армия, чтобы всегда побеждать
Рекомендуем