Тот самый суд, который почти всегда, помимо крайне редких и незначительных исключений, не замечал многочисленные военные и прочие преступления, совершенные государствами Запада, но зато активно преследовал его противников, мгновенно переходя в этом с правовых норм на политику.
Именно с этой целью, как карательное орудие Запада, его, в общем, и создавали.
По официальной формулировке Белого дома, так называемый Международный уголовный суд попал под санкции США за "незаконные и необоснованные действия против Америки и ее близкого союзника – Израиля".
Согласно тому же документу, сотрудники МУС и их семьи получили запрет на въезд в США, а в отдельных случаях Вашингтон оставил за собой право арестовывать или вовсе изымать имущество гаагских судейских чиновников, которые, таким образом, могут сами попасть туда, куда они хотели упрятать других людей.
И это реальная перспектива, учитывая, что многие сотрудники указанной структуры раньше проводили много времени в Америке, имея там личные интересы – в том числе финансового и имущественного характера.
Разумеется, Трамп борется с МУСом совсем не по тому, что он хочет восстановить справедливость или каким-то образом потрафить конкурентам Америки.
Во-первых, создавая видимость объективности своих односторонних действий, МУС когда-то позволил себе покуситься на свободу отдельных американских солдат, называя их военными преступниками, которыми они, конечно, и были.
Это вызвало крайне резкую реакцию в Республиканской партии. И в 2020 году, еще во время первого президентского срока Трампа, США ввели санкции против тогдашнего прокурора МУС Фаты Бенсуды и одного из ее главных помощников – в связи с расследованием выборочных военных преступлений американских войск в Афганистане.
А Майк Помпео, бывший тогда госсекретарем, называл мнимый суд "не заслуживающим доверия политическим институтом, маскирующимся под юридическое лицо", отказывая ему в любой легитимности.
И это несмотря на то, что опытные бюрократы из Международного уголовного суда не собирались всерьез бороться с американцами, рассматривая только самые одиозные дела, где все было и так всем понятно.
Трампу было все равно – и тогда, и сейчас.
Он прямо заявил, что любые попытки организации расследовать действия американцев являются прямо угрозой национальной безопасности, а США и Израиль не признают МУС и его юрисдикцию.
Хотя есть много свидетельств о том, что в Гааге хотели бы уладить вопрос полюбовно: так, в ноябре прошлого года суд гарантировал иммунитет Нетаньяху для поездки во Францию. Вместо того, чтобы препроводить его прямо в тюрьму. Что, кстати, более чем ясно говорит о реальной сущности указанной институции.
Ну а США в последнее время Гаага старалась вообще не трогать – несмотря на свидетельства о преступлениях в Югославии, Ираке, Ливии, Афганистане и других странах.
Это не помогло – для Вашингтона хватало даже старого прецедента с участием прокурора Фаты Бенсуды.
"США никогда и не скрывали, что они рассматривают себя как исключительную державу. И что эта исключительность охватывает все сферы жизни людей, включая международные отношения и включая самоприсвоенное право судить людей – судить самим без всякого юридического процесса.
А когда юридический процесс в международном контексте касается США, то США могут совершенно спокойно наказать тех, кто подвергает сомнению их право диктовать всем и вся свою волю, а самим нарушать любые писаные и неписаные правила и законы", – заявил руководитель российского Министерства иностранных дел Сергей Лавров в 2022 году, когда досудебная палата того самого МУСа начала фиктивное и абсурдное преследование спасавших детей представителей российской государственной власти.
Интересно, что страны Европейского Союза тоже пока не рвутся встать на защиту Международного уголовного суда – потому что отношения с Трампом и Нетаньяху, конечно же, является для них важнее судьбы своей клиентелы.
В Европе понимают, что конфликт американского президента с судом, который они вместе с прошлой американской властью использовали для расправы над своими противниками – это не рядовой конфликт, а важная часть демонтажа того самого глобального миропорядка, "основанного на правилах", действующих исключительно для своих.
Но не лишне вспомнить, что в том самом Афганистане или Ираке бок о бок с США также воевала страна – фактический инициатор создания Международного уголовного суда – Великобритания, и почти все европейские страны, включая, кстати, и Украину. И все они разделяют ответственность за американские военные преступления.
А новостные сообщения в стиле "Принц Гарри убил двадцать пять афганцев" – это фактически чистосердечное признание в преступлении против человечества, потому что в условиях незаконности военного вторжения в Афганистан убитые с высокой долей вероятности могут оказаться простыми крестьянами, по которым отбомбился или отстрелялся британский аристократ.
Если европейцы будут слишком рьяно бороться с Вашингтоном за попранные права МУСа, американцы могут сказать им: судите сами себя.
Поэтому можно прогнозировать, что большая часть европейских политиков предпочтут сейчас отмолчаться. Несмотря на то, что окружение того же Нетаньяху делает такие заявления, которые местами выглядят совершенно дико – даже по меркам ближневосточной политики.
Как сообщают, советник офиса Нетаньяху опубликовал фото пейджера, который израильский премьер подарил Трампу в память об операции против ливанского движения "Хезболла".
Эти пейджеры, специально подготовленные израильскими спецслужбами, взрывались в Бейруте в руках людей – в том числе, случайных и непричастных ни к каким группировкам. Многие ливанцы называли это терактом, но МУС его, по какой-то причине, не рассмотрел. Да и разрушения в Газе последствий для Нетаньяху в итоге не заимели.
Трамп мог не знать об обстоятельствах пейджерной истории – в конце концов, у него есть влиятельные ливанские родственники, и ссориться с ливанцами ему не кстати. Но такой подарок, как минимум, немало говорит о советнике, который решил преподнести ему настолько оригинальный и специфический сувенир.
Впрочем, борьба Трампа с так называемым Международным уголовным судом, не оставляет ощущения, что президент Америки хочет создать в итоге свой собственный суд имени Дональда Трампа – в котором судили бы всех, кроме американцев.
Поэтому, хотя расплату над лицемерными сотрудниками МУСа стоит приветствовать, – ведь это косвенное торжество справедливости по отношению к россиянам, которым попытались предъявить дикие обвинения в угоду Зеленскому – расслабляться не стоит.
Аналитические центры коллективного Запада, скорее всего, уже придумывают новые структуры, чтобы как-то подпереть ими пошатнувшийся после прихода Трампа "порядок, основанный на правилах".
Эти деятели обычно не отступают – если их к этому не принудить.
От редакции: уже днём, 7 февраля, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своих соцсетях опубликовала ответ на санкции Трампа. МУС, по её словам, "гарантирует ответственность за международные преступления и предоставляет голос пострадавшим во всем мире".
"Он должен иметь возможность свободно вести борьбу против безнаказанности в мировом масштабе. Европа всегда будет отстаивать справедливость и уважение к международному праву", – написала фон дер Ляйен.
Также о ближневосточных факторах политики Трампа - в материале Игоря Сердюкова Трамп и Иран: воевать или мириться на сайте Украина.ру.