История

Оливье, Микоян и кулинарная революция

"Так же я смотрю на оливье на украинских кухнях – как на памятники Ленину на каждом столе украинца", – живописует свою борьбу против всего один из украинских декоммунизаторов. Выглядит, конечно, шизофренично, но, как ни странно, логика в этом заявлении есть – салат, называемый по традиции "оливье", действительно является артефактом советской эпохи
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Изначально блюдо, которое подавалось примерно в 1870-80-х годах в трактире при гостинице "Эрмитаж" на Трубной площади в Москве, салатом не называлось и вообще имело очень отдалённое отношение к нынешнему "оливье". Заправленный майонезом мясной салат появился в поваренных книгах конца XIX века и, постепенно упрощаясь, дошёл до настоящего времени под названиями "столичный" и "мясной", а за рубежом – просто "русский".
Но это частный случай превращения недешёвого произведения кулинарного искусства из жареных рябчиков в недорогой общепитовский продукт из докторской колбасы. Зачем это потребовалось большевикам?
Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно понимать реальную ситуацию начала XX века и логику большевиков.
Логика эта включала два момента – идеологический и практический.
С точки зрения идеологии перед большевиками стояла задача установления общественного равенства, в том числе – в сфере гастрономической культуры.
«Залить горячий жир котлет». Пушкин и кулинарияРаньше мы рассказывали, как угощали гостей малороссийские помещики, на примере одного из эпизодов «Энеиды». Ну а вот когда сам Иван Котляревский ездил в Петербург, как могли угощать его? Ответ мы найдём на страницах «энциклопедии русской жизни» – романа в стихах «Евгений Онегин»
На момент Октябрьской революции в России было две слабо связанные между собой гастрономические культуры – элитная и народная.
Элитная культура, связанная с образом жизни дворянства, священничества, купечества, была представлена, в основном, "французской" кухней. Почему в кавычках? Потому что, во-первых, блюда французской кухни (тот же оливье, мясо по-французски, бефстроганов) готовились хоть французскими поварами, но в России и для русских – собственно французская кухня их не знает. Во-вторых, даже те дворяне, которые могли себе позволить повара-француза, нередко делали выбор в пользу более дешёвых и привычных блюд местной кухни.
Вот как описывает такую ситуацию внимательный к деталям Юрий Тынянов в романе "Пушкин" (речь идёт о событиях 1812 года, Василий Львович – дядя поэта):
"Однажды, когда в дворянском собрании один приятель по привычке обратился к нему как к знатоку французской кухни, Василий Львович раскричался. Он заявил, что решительно не любит ни одного блюда французской кухни и что всему предпочитает гречневую кашу. В сущности, это была чистая правда, но для того, чтобы Василий Львович в ней сознался, должна была приблизиться война".
А вот среднестатистический крестьянин питался тем, что выращивал сам – хлеб и каша (причём то и другое из одинакового зерна) заправленная чаще всего конопляным маслом. Овощи, фрукты, соленья – по сезону. И, разумеется, "ничего слаще морковки не ел" (намёк на цимес). Рыба, тем более – мясо, большая редкость. Только к концу XIX века ситуация начала существенно меняться – за счёт развития внутреннего рыка в обиходе крестьян начали появляться привозные продукты.
«Литературная кулинария»: Приготовила еду – с лебедою чередуОбсуждая в рубрике «Литературная кулинария» современную «антикризисную диету», основу которой составляет гречка, мы установили удивительный факт – мало того что гречка широко распространилась сравнительно поздно, так и массово её начали подвергать тепловой обработке (что гарантировало долгое хранение) уже в советское время. А что было до гречки?
Яркий пример разрыва между двумя этими культурами можем видеть на картине Григория Мясоедова "Земство обедает", 1872 года. Знатная часть гласных обедает в помещении, и можно догадаться, что это серьёзный обед с алкогольными напитками – батарея бутылок видна в окне. Крестьянские же гласные обедают хлебом. Причём виден настоящий прорыв в кулинарной культуре – хлеб солят! Фактически соль начали использовать как приправу только в XVIII-XIX веках, до этого она была почти исключительно консервантом.
Григорий Мясоедов "Земство обедает", 1872
В городе ситуация была не радикально другой: "бараньи кишки с кашей – обед для Ивана с Машей" – сохранённый кем-то из мемуаристов пример рекламы фастфуда начала XX века. Кто там смеялся над докторской колбасой?
Вот это всё большевикам предстояло уравнять, причём с самоочевидным пониманием того, что рабочих и крестьян на два порядка больше, чем помещиков и капиталистов, потому рябчиков и ананасов на всех не хватит.
Собственно, изначально не хватало вообще всего, но с этим удалось справиться и в 1935 году были отменены продуктовые карточки. Кроме того, во второй половине 1930-х произошёл глобальный поворот от революционной к консервативной политике, что, в частности, предполагало возвращение к домашней готовке – от неё, конечно, никогда не отказывались, но существовала государственная политика на внедрение общественного питания. Дома в стиле конструктивизма строились, зачастую, вообще без кухонь (впрочем, это мода ещё предыдущей эпохи – знаменитый московский "тучерез" – дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, постройки 1913 года, – тоже кухонь изначально не предполагал).
Справедливости ради надо сказать, что действительное уравнение потребления народа и его слуг произошло гораздо позже – в 1960-70-е годы. Разносолы, которые живописует Булгаков, например, были характерны для слоёв населения по советским понятиям привилегированных.
"Вокруг Булгакова": "Дело было в Грибоедове"
Тут, правда, надо отметить два момента:
- ресторанная кухня была более "продвинутая", чем домашняя (и в 70-е тоже – достаточно почитать "Хромую судьбу" Стругацких);
- Булгаков несколько преувеличивал разносолы писательской столовой – в то время, когда она работала, меню там разнообразием не отличалось (хотя и не было столь бедным как в клубе "Х.Л.А.М." в 1918 году).
С практической точки зрения большевикам необходимо было обеспечить высокую производительность труда, а для этого – здоровье рабочих.
Разумеется, тут была и идеологическая составляющая, но, на самом деле, с этой проблемой столкнулись все государства в период индустриализации, и все решали его примерно одинаковыми методами – развивая медицину, коммунальное хозяйство и систему общественного питания.
«Литературная кулинария»: булгаковская сцена у СтругацкихПовесть братьев Стругацких «Хромая судьба» во многом перекликается с романом Булгакова «Мастер и Маргарита». В частности, в обоих произведениях есть сцена обеда в писательском ресторане. Надо отметить, что обычно братья Стругацкие не злоупотребляют кулинарными подробностями. Но тут они сами вызвались…
В СССР к этому делу подошли с научной точки зрения, вырабатывая диету, которая позволила бы сохранять здоровье трудящихся. Конкретно занимался этим директор Института питания Мануил Певзнер. Он был противник специй и приправ, в результате кухня советских столовых напоминала в чем-то больничную – питательно, полезно, но не особенно вкусно.
Вся эта огромная работа координировалась Анастасом Ивановичем Микояном, получившим в народе прозвище "от Ильича до Ильича", ибо он вошёл в ЦК партии в 1923 году (при Ленине) и оставался в его составе до 1976 года (при Брежневе). Именно он числился редактором "Книги о вкусной и здоровой пище", именно с его именем связывается появление трёхразового питания и рыбного дня.
В 1926 году стал наркомом торговли, в 1930 – снабжения, в 1934 – пищевой промышленности, потом зампредом СНК, потом возглавлял внешнюю торговлю…
В 1936 году посетил (не просто посетил – прожил два месяца по поручению Сталина) США с целью ознакомления с новейшими технологиями. В ходе этой поездки были закуплены и перенесены в СССР многие технологии и продукты в пищевой и торговой областях (справедливости ради отметим, что Микояновский мясокомбинат – место рождения "Докторской" и "Любительской" колбас, – был запущен в 1933 году).
Его же усилиями начали внедряться "электрические ледники" – холодильники.
"Русский салат": загадочный шедевр француза Люсьена ОливьеМногие советские, да и постсоветские, праздничные столы трудно себе представить без такого блюда как салат оливье. А прославил его не кто-нибудь, а легендарный Владимир Гиляровский в книге "Москва и москвичи"
Всесоюзный научно-исследовательский холодильный институт был создан ещё в 1930 году, но он занимался оборудованием для промышленности и предприятий торговли.
Идея бытового холодильника была привезена из США, и первая модель была выпущена на Харьковском тракторном заводе в 1937 году. Называлась она безыскусно – ХТЗ-120. Конечно, перед войной о массовом производстве не было и речи. Позже Микоян вспоминал, что главным его оппонентом был Сталин и аргументы вождя были такими:
"На значительной территории страны зима длинная и поэтому особой надобности в холодильниках нет, а в летние месяцы наше население привыкло держать продукты в ледниках и погребах. "К тому же, – сказал он, – наши заводы тяжёлого машиностроения очень загружены, в том числе оборонными заказами". Последний аргумент был, конечно, решающим".
Тем не менее, в 1939 году началось серийное производство на ХТЗ и в 1940 году выпустили 3,5 тыс. бытовых холодильников. Они даже попали в литературу – домашний холодильник есть у героя романа Валентина Катаева "Катакомбы". Роман (часть тетралогии "Волны Чёрного моря" из которой более всего известна первая книга – "Белеет парус одинокий") был написан в 1948 году, но действие начинается летом 1941 года, причём герой романа живёт доме писателей в Лаврушинском переулке – легко догадаться, что в этой части он автобиографический.
Только в 1936 году в СССР было построено и введено в эксплуатацию 17 мясокомбинатов, 8 беконных фабрик, 10 сахарных заводов, 41 консервный завод, 37 холодильников, 9 кондитерских фабрик, 33 молочных завода, 11 маргариновых заводов, 178 хлебозаводов, 22 чаеразвесочные фабрики.
Литературная кулинария. Чем потчевал застенчивый воришка из «Двенадцати стульев» БендераМы продолжаем публикацию статей под рубрикой «Литературная кулинария». На этот раз речь пойдет о примечательном обеде у одного из второстепенных персонажей «Двенадцати стульев» — завхоза Александра Яковлевича. Этот обед оказался неожиданно красноречивым
Именно в это время внедрялись:
1. Система периодизации приёма пищи – трёх- четырёхразовое питание, которое воспринимается сейчас как норма, но вовсе не бывшая нормой сто лет назад. А также – порядок блюд в обеде – первое, второе и компот (до этого суп обычно подавался перед десертом).
2. Разнообразие пищи, включая обязательное потребление овощей, мяса и рыбы ("четверг – рыбный день"!)
Элементом этого было распространение блюд национальных кухонь по всей стране. Так на столах жителей Кавказа появился борщ, а на столах жителей Украины – харчо.
Выработанные при этом рецепты были объединены в своеобразную кулинарную библию – "Книгу о вкусной и здоровой пище", впервые изданную в 1939 году и выпущенную большим тиражом для широкого применения в 1952 году. Это был осовремененный и идеологически выдержанный (с обязательными цитатами из актуальных материалов очередного съезда ВКП(б), трудов Ленина, Сталина и самого Микояна) вариант "Подарка молодым хозяйкам" Елены Молоховец и других подобных книг. Важно именно то, что текст был адаптирован именно к домашней кухне, а не к общепиту.
Книга "О вкусной и здоровой пище"
На страницах книги можно найти упоминания об артишоках, спарже, каперсах, салате ромэн, соусе тартар, булочках бриошь, пористом шоколаде (!) и многом другом. Например:
"Сандвичи – маленькие закрытые бутерброды, которые подаются к чаю как лёгкая закуска. Они очень удобны и для дороги. Сандвичи можно приготовить с разными колбасами (ливерной, варёной), с жареным мясом, телятиной, курицей, дичью, ветчиной, варёной осетриной, лососиной, семгой, балыком, икрой, сыром и пр."
3. Внедрение готовых блюд и полуфабрикатов.
Из воспоминаний Микояна:
"Привлекло наше внимание массовое машинное производство стандартных котлет, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой – так называемые хамбургеры, – прямо на улице в специальных киосках. Я заказал образцы машин, производящих такие котлеты, а также уличных жаровен. В 1937 г. мы перенесли этот опыт в некоторые наши крупные города – Москву, Ленинград, Баку, Харьков и Киев".
«И каприз, и идея, и пафос, и сверх того ещё метафизический намёк». «Литературная кулинария» в вагоне электрички Москва – ПетушкиСейчас новогодние праздники уже кончились, народ не столь интенсивно выпивает и, кажется, даже уже перестал страдать похмельем. На этом фоне уже не будет выглядеть провокацией обращение к литературно-алкогольному наследию Венедикта Ерофеева
Гамбургеры не были широко внедрены из-за Великой Отечественной, а потом холодной войны, но сами готовые "микояновские" котлеты производились и продавались в кулинарных магазинах.
Именно благодаря Микояну получили широкое распространение сладкая газировка (кока-колу он забраковал из-за сложности производства) и мороженое.
Микоян действительно произвёл революцию в пищевой промышленности (за счёт широкого применения промышленных холодильных установок, фактически с нуля созданной консервной промышленности и массового производства пищевых полуфабрикатов) и общественном питании. Фактически современная кулинарная культура восходит именно к нему. Революцию в сфере питания смело можно считать одним из самых успешных социальных экспериментов большевиков.
Ну а оливье, селёдку под шубой и винегрет на новогоднем столе действительно является памятником не Ленину, а Микояну.
Рекомендуем