"Финская модель" и Украина. На севере ястребам тоже не терпится воевать

Президент Финляндии Александр Стубб заявил, что об идее реализации "финской модели" с целью окончания конфликта на Украине стоит окончательно позабыть
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Так называемая "финская модель" — это вариант непростого военно-политического компромисса между двумя странами, который когда-то вполне доказал свою работоспособность.
По итогам Советско-финляндской войны 1939–1940 годов был заключен Московский мирный договор 1940 года, согласно которому Финляндия уступила СССР около 10% своей территории.
До начала боевых действий советское правительство предлагало финнам гораздо более умеренные условия территориальных соглашений, которые имели одну главную задачу — отодвинуть на запад несправедливо установленную государственную границу, проходившую тогда практически по городской черте Ленинграда.
Москва была вынуждена пойти на эти меры, потому что в финском обществе господствовали хорошо организованные и оснащенные военизированные организации финских националистов — такие, как Лапуаское движение, которые мечтали захватить советскую Карелию и Ленинградскую область.
Причем они были тесно связаны с нацистской Германией, что представляло для Ленинграда реальную и очень большую опасность после начала очередной европейской войны, в наступлении которой мало кто сомневался. Потому что некоторые высокопоставленные финские патриоты — например, президент Финляндии Ристо Рюти — вообще хотели его уничтожить.
"Ни в одной стране пресса не ведет так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной соседней стране не ведется такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии", — отмечал советский нарком иностранных дел Максим Литвинов.
Враждебная позиция финского руководства сорвала попытки договориться и привела к войне, которая была непростой для советской армии. Хельсинки помогала вся Европа, — Германия, Британия, Франция и даже якобы нейтральная Швеция, — а суровые климатические условия ограничивали действия советских солдат.
Тем не менее СССР сумел взломать хорошо укрепленную линию маршала Маннергейма — хребет финской обороны — которая считалась европейцами неприступной. Красноармейцы решительной атакой вернули Выборг. Чтобы не потерять Хельсинки и всю страну, финские власти согласились подписать мир 1940 года.
Однако уже в следующем году они напали на советскую землю в составе нацистских армий, принимая участие в блокаде Ленинграда и оккупации огромных территорий советской Карелии, которая проводилась очень жестоко.
"Финская модель", про которую говорит Александр Стубб, окончательно оформилась в результате очередного разгрома финляндской армии на завершающей стадии Великой Отечественной войны по итогам Московского перемирия 1944 года и Парижского мирного договора 1947 года.
Этот договор, в частности, закрепил территориальные уступки финнов в пользу СССР. И среди прочего Хельсинки отдавала Москве часть южной Карелии с Выборгом и Сортавалой, а также Печенгу — бывшую область Петсамо.
Аландские острова, лежащие между Швецией и Финляндией, были полностью демилитаризованы, финская армия сокращалась и больше не могла иметь многие виды оружия — например, подводные лодки или самолёты-бомбардировщики.
В финском обществе прошла вполне реальная и полноценная денацификация — просоветские силы легализовали в политике, а некоторых высокопоставленных националистов посадили в тюрьму — хотя, как правило, ненадолго. Массовые организации ультраправых добровольцев принудительно разоружили и разогнали, а к власти на долгие годы пришли умеренные политики, которые приезжали в Москву только на официальные мероприятия и на охоту.
Москва оспорит арест российских объектов недвижимости в ФинляндииПресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 29 октября прокомментировал журналистам арест российских объектов недвижимости в Финляндии украинской стороной
В таком виде Финляндия больше не могла нести СССР никакой военной угрозы. Но "финская модель" сводилась не только к военной составляющей. Потому что, чтобы закрепить хорошие отношения в политике, две соседние страны начали развивать между собой активное экономическое сотрудничество.
Москва поставляла Хельсинки сырье по выгодным ценам, и после войны между Советами и Суоми наблюдался настоящий торговый бум. Бывшие враги успешно торговали дешевыми энергоносителями, лесом, камнем, металлом, бумагой, изделиями машиностроения.
Потеряв в результате безответственных действий своих политиков часть территорий, финны приобрели то самое экономическое благосостояние, которое долгие годы выделяло их среди других европейских стран. Потому что дружить с Россией оказалось гораздо выгоднее, чем пытаться раз за разом против нее воевать.
Впрочем, сегодня все это в прошлом. Политики-националисты, вроде Александра Стубба, забыли о прежних мирных компромиссах, заблокировали экономические связи с Россией и снова перешли к милитаристской линии под эгидой американского военного блока.
Это касается не только Украины, которой Хельсинки настойчиво советует не договариваться, а бесконечно воевать с русскими.
Сама Финляндия тоже все чаще задействуется в различных военных операциях под эгидой НАТО, которые носят для России провокационный характер.
Как раз сейчас в Суоми стартовала плановая тренировка "Туппи-2024", где летчики на учебных западных самолетах учатся полетам на низких высотах, оттачивая технику ведения воздушного боя.
А в других учениях, которые проходят в лапландских районах Роваярви и Рованиеми под условным наименованием Lightning Strike, участвуют пять тысяч военных из двадцати восьми натовских стран, включая Британию, США, Францию, Чехию, Швецию и Эстонию, которые также имеют около 300 единиц военной техники.
Фактически они моделируют возможные сценарии нападения на Россию. Потому что Соединенные Штаты Америки хотят воевать с Москвой на севере чужими руками — например, специально подготовленными силами европейцев — претендуя на арктические ресурсы и возможности Северного морского пути.
Причем Роваярви считается сейчас крупнейшим военным полигоном на севере Европы — несмотря на миротворческий имидж, который умело создавали себе финны. Так что западникам есть где тренироваться.
Одним словом, вместо "финской модели", которая предусматривает компромисс в качестве основы для решения территориальных конфликтов и которая была успешно опробована на практике, современные финские лидеры предлагают украинцам и финнам войну. Несмотря на довольно очевидные уроки истории.
Другие темы: Впервые всерьез? Der Spiegel узнал, что Киев созрел к обсуждению территориальных уступок.
Рекомендуем