Третий прыжок на грабли: как израильская агрессия создала "Хезболлу"

На Ближнем Востоке обостряется военно-политический кризис. Эта фраза звучит как что-то банальное, еще с давнишних советских времен. Но сейчас обстановка действительно искрит напряженностью.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Последние дни Израиль постоянно бомбит Ливан. В результате ударов, которые наносит по территории страны израильская авиация, используя для этого сверхмощные американские бомбы, погибли по меньшей мере 569 человек, а более 1800 получили ранения.
Но это официальные данные, а медицинские организации уже говорят, что счет жертв идет на тысячи – и это только в столице.
Разрушаются целые районы Бейрута. И хотя медиа в основном пишет о жертвах в рядах "Хезболлы", большинство погибших традиционно приходится на мирное население, в кого бы оно ни верило.
Тем не менее, США, а также зависимые от них квазидемократические страны, вроде Германии, постфактум поддерживают абсолютно все, что делает Тель-Авив. Да и оружие, которым разрушают Ливан, конечно же, является именно американским.
"Израиль не смог бы действовать настолько нагло и наплевательски по отношению к международному праву, если бы не чувствовал себя под безусловной и всепогодной защитой США. Весьма символично, что команду на ликвидацию лидера "Хезболлы" и начало опаснейшего витка региональной эскалации Израильский премьер дал именно из Нью-Йорка, предварительно выступив с подчеркнуто милитаристской речью с трибуны Генассамблеи ООН. Вот с каким спевшимся дуэтом, уважаемые коллеги, мы с вами на самом деле имеем дело. И вопрос, разумеется, не только в моральной и политической поддержке, но и в многомиллиардных поставках оружия, которые в Вашингтоне как ни в чем ни бывало продолжают отгружать Израилю", – заявил по этому поводу в ООН Постпред России Василий Небензя.
Представитель США в ООН Линда Томас-Гринфилд объявила, что США "безоговорочно поддерживают Израиль в его борьбе за самозащиту".
А Израиль официально объявил персоной нон грата Генсекретаря ООН Антониу Гутерриша – за то, что он в максимально осторожных и обтекаемых формулировках призывал к прекращению конфликта. Хотя Гутерриш, в общем-то, выполнял то, что ему положено по должности.
"Это неслыханное и в высшей степени хамское решение. Это пощечина не только ООН, но и всем нам", – высказался по этому поводу Василий Небензя
Сухопутная операция Израиля развивается по сценарию, который мы предсказывали в своих публикациях еще летом. Израильские войска вторглись на ливанскую территорию, стараясь продвинуться к устью реки Литани. Сделать это непросто, и израильтяне завязли у первой же деревушки. Танковые соединения уязвимы на равнине, а господствующие высоты контролирует "Хезболла".
Тем не менее, Тель-Авив не скрывает намерений оккупировать южную часть Ливана – как минимум до берегов Литани, используя стратегию постоянных тотальных бомбардировок – как это было в секторе Газа.
Этому способствует уже упомянутая неограниченная поддержка США. Американский министр обороны Ллойд Остин после разговора со своим израильским коллегой Галантом официально высказался в поддержку сухопутного наступления – то есть, поддержал агрессию Израиля против соседнего государства – объясняя это необходимостью защиты израильских границ.
Однако, по иронии судьбы, Израиль занимается сейчас ровно тем же, что он делал в начале восьмидесятых годов, и с очень неоднозначными результатами.
В 1982 году израильская армия впервые вошла в Ливан под предлогом борьбы с Организацией освобождения Палестины – и без особого труда захватила даже Бейрут.
Елена Супонина: Израиль и Иран перешли все "красные линии", кроме ядернойПолитолог-международник, востоковед Елена Супонина считает, что Западу выгодно выставлять Иран в невыгодном свете в конфликте с Израилем. Однако происходящее в регионе может привести к ядерной войне
Лидеры ООП практически без боя уплыли в Тунис. А ливанцы – представители очень разнообразных и многочисленных этноконфессиональных групп – поначалу относились к Тель-Авиву по-разному.
В некоторых районах действовали произраильские ливанские прокси-отряды, а на государственных постах Ливана хватало произраильских и прозападных политиков – например, из очень влиятельной в то время правой партии "Катаиб". Их забытые имена каждый вечер гремели в новостях начала восьмидесятых.
А вот никакой "Хезболлы" на момент первого израильского вторжения вообще не существовало.
Но Первая ливанская война, которая продолжалась с 1982 по 2000 год, изменила буквально все.
Действия израильской армии и ее сторонников – например, уничтожение мирных лагерей палестинских беженцев, постоянный террор против мирного населения и прочие прелести оккупации, серьезным образом изменили отношение ливанцев к Израилю.
Прозападные политики постепенно стали маргиналами, перешли на малозначительные позиции или уехали из страны. А "Хезболла", добровольческая организация шиитского ополчения, опиравшаяся не на такую уж мощную поддержку Ирана, который сам воевал в те годы с Ираком, наоборот, получила популярность – как главный противник израильской военной агрессии.
Жители юга Ливана, где когда-то действовала произраильская марионеточная "Армия Южного Ливана" – причем большую часть этих вспомогательных частей израильской армии составляли именно шииты – превратились в активных сторонников той самой "Хезболлы".
И не будет преувеличением сказать, что израильские власти создали своего врага собственными руками.
Подобный эффект наблюдается и теперь, когда от взрывов заминированной израильтянами электронной техники одновременно пострадали и шииты, и сунниты, и восточные христиане-марониты, и друзы, вместе с представителями других ливанских конфессий.
Американские бомбы из израильских самолетов уничтожают в Бейруте людей из разных общин. И все это усиливает нелюбовь к Тель-Авиву сильнее, чем любая пропаганда из Тегерана – распространяя ее на новое поколение.
Далеко не все ливанцы являются поклонниками "Хезболлы". Но они живут с шиитами в одном квартале, торгуют на одном рынке, их дети учатся в одной школе. "Хезболла" не пыталась монопольно захватить власть в Ливане – просто потому, что сильной централизованной власти в этой стране по факту не существует. Скорее, она предпочитает доминировать внутри шиитской общины.
А бежавшие когда-то в Ливан палестинцы по факту ассимилировались в арабоязычной ливанской среде.
Сегодня они видят, что Запад позволил жестоко разбомбить их страну – Ливан. И в обозримом будущем, бомбардировки способны только усилить общее сопротивление Израилю.
Ещё о происходящем в регионе: Ближний Восток еще не прошел точку невозврата. Что ждёт Израиль в Южном Ливане?
Рекомендуем