По словам источника издания, курс установят центробанки двух стран — Резервный банк Индии и Банк России, а для того, чтобы базовая ставка была ставкой транзакции, регуляторам необходимо подписать соглашение.
Издание отмечает, что подобный механизм уже функционирует между Индией и ОАЭ. Благодаря ему экспортеры и импортеры обеих стран могут выставлять счета по сделкам и платить в рупиях или дирхамах.
Напомним, что Россия в 2022 году вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров Индии после Китая, США, ОАЭ и Саудовской Аравии. Для сравнения, в 2021 году Россия в этом списке занимала 20-е место. За период с апреля 2022 года по январь 2023-го товарооборот между странами вырос до 39,8 млрд долларов.
На российский экспорт при этом пришлись 37,28 млрд долларов, или 6,2% общего импорта Индии. Такие цифры были достигнуты в основном благодаря увеличению импорта российской нефти. При этом поставки из Индии в Россию на фоне санкций снизились с 3,25 до 2,5 млрд долларов. Россия у Индии в основном покупала медикаменты, а импорт машин и оборудования сократился почти в три раза.
Уже в 2023 году в торговом обороте России и Индии образовался большой дисбаланс. Из-за валютных ограничений на индийском внутреннем рынке Россия ежемесячно накапливала от экспорта нефти до $ 1 млрд в рупиях, и эти средства невозможно было вывести обратно.
Об этой проблеме в мае прошлого года говорил и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он тогда отметил, что Россия в торговых взаиморасчетах с Индией накопила миллиарды ограниченно конвертируемых рупий на счетах в индийских банках, которые она не может использовать.
Дело в том, что в отличие от юаня, который торгуется на Московской бирже и используется при платежах в обе стороны, конвертация рупии в иностранную валюту осуществляется только внутри Индии — на бирже или в уполномоченных банках. Рупия является ограниченно конвертируемой, а обмен в больших объемах требует разрешения индийского регулятора.
Для расчетов в национальных валютах крупные российские банки открыли в индийских банках счета "востро“, по которым ведутся операции на территории Индии в рупиях и осуществляется конвертация в рубли. Тем не менее банки, работающие с этими счетами, могут получать рубли только от индийских экспортеров, которых не так много. Поэтому российским экспортерам приходится ждать, когда в индийском банке появятся рубли, чтобы получить деньги за поставленную продукцию.
Проблема частично разрешилась, когда между Россией и Индией стал выравниваться баланс между экспортом и импортом, вернее, когда российские предприниматели нашли товары, которые можно экспортировать из Индии в Россию. Однако на счетах российских экспортеров в банках Индии застряло рупий примерно на восемь миллиардов в долларовом эквиваленте.
Устранит ли будущее соглашение о введении базового обменного курса рупии к рублю дисбаланс во взаимной торговле между Россией и Индией, изданию Украина.ру рассказал председатель комиссии по финансовой безопасности Совета Торгово-промышленной палаты России Тимур Аитов.
По его словам, вопрос выбора базового курса рупии непростой, так как речь идет о волатильной и условно конвертируемой валюте.
"Это во многом политический, а не только экономический вопрос. Ясно, что по существу будущие соглашения будут ориентированы не только на взаимовыгодное сотрудничество, но и на уход от расчетов в долларовом эквиваленте в целом", — полагает Аитов.
При этом он подчеркнул, что основная проблема скорее не в механизме расчетов с рупией, а в несбалансированном торговом балансе: товарооборот таков, что 90% в него дает свой вклад Россия. Индия со своей стороны полученные средства рассчитывает (и предлагает) в первую очередь "вкладывать в себя", т.е. инвестировать на родине, рассказал эксперт.
"Хотя обсуждается и поставка товаров - тех же лекарств, или конвертация в другие валюты. Предсказуемо, что повестка во многом определяется тем, что переговорщики (их главные банки) имеют разный статус. Так, Центральный банк Индии национализирован, он в собственности государства, в России же ЦБ до сих пор элемент глобальной финансовой инфраструктуры", - отметил Аитов.
Эксперт считает, что, помимо трансграничных взаиморасчетов в рупиях, в ходе переговоров стороны обсудят и другие возможности для взаиморасчета — например, цифровые финансовые активы или стейблкоины, привязанные к золоту или иным биржевым товарам.
Эксперт подчеркнул, что главное преимущество введения базового курса рупии к рублю в том, что это будет очередной шаг на пути к отказу от расчетов в долларах в целом.
"Движение в этом направлении, безусловно, надо приветствовать. Тем более у Индии уже есть опыт подобных соглашений – похожий механизм Индия использует в сделках с ОАЭ. Россия, которая таким образом дружит со своими партнерами, формирует вокруг себя многополярный мир", — подытожил Тимур Аитов.
О перспективах российско-индийского сотрудничества в материале Ивана Лизана Особо привилегированное стратегическое партнёрство: политэкономия взаимоотношений Индии и России