Впрочем, любому понимающему человеку было понятно, что вероятность получения каких-то гарантий членства на этом саммите строго нулевая – как минимум потому, что никто в здравом уме и твёрдой памяти (да, мы знаем, что это смелое предположение) не будет принимать в альянс страну, находящуюся в состоянии войны, которая неизвестно чем закончится. Разумеется, Запад демонстрирует дежурный оптимизм, но все отдают себе отчёт, что получится некрасиво, если в НАТО войдёт страна, как минимум, с территориальными потерями, которые она не признаёт.
Тем не менее, именно пресловутый дежурный оптимизм и уже сделанные уступки киевскому режиму подталкивали к тому, чтобы подписать хоть что-нибудь. Это "что-нибудь" получило название "Украинский договор" (Ukraine Compact).
О том, что документ готовился в панике прямо перед саммитом и его тупо не успели согласовать, говорит то, что в его начале приведён список из 21 страны, а подписи поставили 23 страны (не считая Украины и ЕС, причём от последнего в списке главы Евросовета и Еврокомиссии, а подпись от ЕС только одна). Из членов НАТО документ не подписали Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Северная Македония, Румыния, Словакия, Турция, Хорватия, Черногория. Причём Румыния, например, имеет соглашение о безопасности с Украиной, т.е. её просто забыли пригласить.
В самом по себе договоре ничего интересного нет.
Вводная часть в целом соответствует соответствующим фрагментам соглашений о безопасности. В частности, утверждается, что "безопасность Украины является неотъемлемой частью безопасности евроатлантического региона и за его пределами, и что мы намерены поддерживать Украину до тех пор, пока она не одержит победу над агрессией России". "Российская агрессия" – плохо, небо зелёное, вода твердая и т.п.
Особенно мило выглядит констатация намерения "признать приверженность Украины реформам, укрепляющим демократию, верховенство закона, уважение прав человека и свободы СМИ". Хотя придраться не к чему – реформам Украина действительно привержена. В отличие от демократии.
Содержательная часть состоит из трёх пунктов:
1. Подписанты обязуются "поддерживать неотложные потребности Украины в обороне и безопасности, в том числе путем постоянного предоставления помощи в области безопасности и обучения, современной военной техники, а также оборонной промышленности и необходимой экономической поддержки".
2. "Ускорить усилия по созданию будущих украинских сил, которые сохранят надежный потенциал обороны и сдерживания", для чего провести в течение полугода совещание министров обороны, на котором утвердить "дорожные карты" развития ВСУ до 2027 года и позже.
3. "В случае будущего вооружённого нападения России на Украину после завершения текущих боевых действий быстро и коллективно собраться на самых высоких уровнях для определения соответствующих дальнейших шагов в поддержку Украины".
В общем – минимум конкретики, но то же самое можно сказать о соглашениях о безопасности – это рамочные документы, которые только создают базу для более прикладных соглашений.
Кстати, единственная более или менее точная дата касается именно сроков проведения встречи для утверждения этой самой конкретики – т.е., в течение полугода они о чём-то договорятся и предмет договорённостей наверняка будет для нас неприятен.
Вообще же, как представляется, целью данного договора является объединение стран, уже подписавших соглашения о безопасности с Украиной. Как минимум представляется логичным согласование сроков и маршрутов поставок уже обещанной военной техники и снаряжения. Если подходить к "Украинскому договору" именно с этой точки зрения, то понятно и отсутствие конкретики – это зонтичный документ к договорам о безопасности. Хотя есть основания полагать, что первоначально его подписание всё же не предполагалось.
С политической же точки зрения все три содержательных пункта ориентированы не на обеспечение безопасности Украины, а на поддержании её способности воевать с Россией (соглашения о безопасности всё же более широкие и предполагают возможность использования ВСУ по всему миру в качестве ЧВК стран–реципиентов военной помощи киевскому режиму).
По сути это - милитаризация Украины, предотвращение которой – одна из официально провозглашённых целей СВО. Таким образом, любое соглашение между Украиной и Россией должно предполагать расторжение или, хотя бы, отказ Украины от выполнения соглашений о безопасности вообще и "Украинского договора" в частности.
О попытке вступления Украины в НАТО в 1954 году можно прочитать в статье Василия Стоякина "Украина, НАТО и план несостоявшейся ядерной войны"