История

"Ярослав Мудрый": как киевскому режиссеру предлагали Родину продать

В СССР официальной датой основания Киева было принято считать 482-й год. На грядущее 1500-летие столицы УССР планировались широкомасштабные праздничные мероприятия, которые должны были ознаменовать собой дружбу народов многонационального Советского Союза. Одним из таких мероприятий в Госкино запланировали выход фильма "Ярослав Мудрый"
Подписывайтесь на Ukraina.ru
26 апреля 1982 года в Киеве состоялась премьера фильма "Ярослав Мудрый".
Так как историческое кино подразумевает огромные финансовые и материальные затраты, а в случае с "Ярославом Мудрым" ещё присутствовал контекст – дружба народов – приняли решение поручить эту работу двум киностудиям сразу: "Мосфильму" и Киевской киностудии им. Довженко. Режиссером назначили хорошо зарекомендовавшего себя уроженца львовской области Григория Романовича Кохана.
Кохан изначально, с 1962 года, работал на Киевской киностудии научно-популярных фильмов. Только в 1969 году по приглашению писателя-сценариста Михаила Стельмаха он перешёл на Довженко для съёмок фильма по его одноименному роману "Хлеб и соль" (1970). Но, пожалуй, одной из его самых известных работ является посвящённый советской милиции 10-ти серийный телефильм "Рождённая революцией", съёмки которого начались в 1974 году, а закончились в 77-м. Позже, в 1990 году, он будет участвовать в съёмках другой не менее известной многосерийной киноэпопеи "Война на западном направлении".
Получив задание, Кохан сразу же подключился к работе над сценарием, который писал известный украинский писатель уроженец Полтавской губернии Павел Архипович Загребельный. За основу он взял свой изданный в 1968 году исторический роман "Диво". Когда к работе подключился Кохан, он, как бывший документалист, сразу же внёс свои правки, и в результате сценарий получился лишь по мотивам романа Загребального с использованием материалов из "Повести временных лет". Фильм начинается цитатой из этой первой древнерусской летописи и заканчивается так же цитатой оттуда. Не обошлось и без художественного вымысла.
Утвердив в Госкино сценарий и съёмочную группу, режиссёр приступил к подбору актёров. Уже много лет спустя сам Кохан вспоминал, что:
"На главную роль князя Ярослава пробовали где-то 30 актёров, а нужного типажа всё не было... И вот когда мы почти потеряли надежду, из Брянского драматического театра приехал актёр, который никогда раньше не снимался в кино, Юрий Муравицкий, и я "почувствовал", что это – Ярослав, и не ошибся... Он блестяще сыграл князя".
"Легенда о княгине Ольге": заговорившие по-украински русские князья40 лет назад 27 февраля 1984 года на киноэкраны вышел один из немногих отечественных исторических фильмов, посвящённых древней Руси. Уже по этой причине лента зрителю запомнилась. В наше время она стала одним из средств украинской националистической пропаганды и ярким примером того, как на территории "неньки" привыкли извращать собственную историю
Так как фильм был совместным, то и актёрский состав был смешанный, московско-киевский. Отца Ярослава, великого князя киевского Владимира Святославича сыграл московский актёр Пётр Вельяминов, известный по роли в фильме "Командир счастливой "Щуки" (1972) или по роли капитана сухогруза в фильме Станислава Говорухина "Пираты XX века" (1979), и по массе других прекрасных киноролей, коих великое множество.
Жену Ярослава, Ингигерду, также сыграла дебютантка в кино актриса киевского театра им. И. Франко Людмила Смородина.
Подобрав актерский состав, творческий коллектив двух студий приступили к съёмкам. География расположения студий также повлияла и на географию съёмок. Так княжеский дворец построили в Подмосковье, Киев XI века отстроили под Обуховым, в нескольких десятках километров от Киева, а панораму древнего Новгорода создали в павильоне Довженко. В этой работе отличились художники "Мосфильма" супруги Лариса и Виктор Жилко.
Так же огромный вклад в создание фильма внесли и мастера-бутафоры с "Мосфильма". Для массовых батальных сцен в мастерских московской студии одних только жестяных древнерусских шлемов изготовили 12 000, а ведь были ещё щиты, мечи, кольчуги… всего и не перечислить. Одним словом, работа была проделана колоссальная.
Последняя советская киноэпопея. 30 лет «Войне на западном направлении»17 июня 1990 года на Первом центральном телеканале СССР вышла последняя советская военная киноэпопея. Называлась она просто - «Война на западном направлении», и от предыдущих эпических фильмов-полотен, таких как «Битва за Москву», «Сталинград» и т.п., она отличалась более правдивым отображением хаоса, царившего в первые дни войны в Красной Армии
Однако помимо несомненных выгод в работе над этим историческим полотном сразу двух студий, были и свои оборотные, негативные стороны. Григорий Кохан вспоминал:
"Очень сложно и напряжённо рождался фильм – от сценария и до выхода копии... Буквально каждый эпизод вырастал из споров, в муках, работа шла тяжело и медленно".
Съёмки несколько затянулись, но закончились вовремя – в 1981 году, то есть к запланированному празднику. 26 апреля 1982 года состоялся премьерный показ "Ярослава Мудрого" в Киеве. Особой популярности фильм не приобрёл, за прокатный период его посмотрели всего 17,5 млн. человек, но и это было, даже по советским меркам, весьма неплохо.
На 15-ом Всесоюзном кинофестивале в Таллине (1982) лента получила приз и диплом жюри. Кроме СССР её показывали в ГДР (премьера 25 марта 1983 года), Венгрии (9 июня1983 года), в Финляндии (17 августа 1984 года), а 23 мая 1988 состоялась премьера "Ярослава Мудрого" на телевидении ФРГ.
Уже после премьеры, в 1982 году Кохан с делегацией советских кинематографистов посетил Америку. Там он встретился с продюсером, с которым познакомился на съёмочной площадке "Ярослава Мудрого" еще во время Московской олимпиады 1980 года. Завязался разговор. Режиссёр впоследствии рассказывал о нем так:
Ярослав Мудрый: расцвет Киевской Руси Древнерусские князья в основной своей массе были людьми нерядовыми по своим личным качествам – удержать княжеский, тем более – великокняжеский престол было не так уж просто. Но только двое из них получили признание благодаря большому уму – Ярослав Осмомысл Галицкий и Ярослав Мудрый. 20 февраля исполнилось 970 лет со дня смерти последнего
"Говорит: "Господин Кохан, Вы сказали, что картина Вам обошлась в полтора миллиона, это ложь, никто не верит. Такую картину за полтора миллиона … у нас самая дешёвая картина стоит не менее 6-ти миллионов долларов, а тут – рублей. В связи с тем, что вы ещё молодой и такие вещи снимаете, мы бы хотели, чтобы Вы сняли в Голливуде картину. И более того, вот сейчас… возьмите", - и чек показывает на 20 миллионов долларов, приступай к работе".
Подобное предложение поставило советского режиссёра в невероятно неудобное положение. С одной стороны, за эти деньги можно было снять десяток фильмов уровня "Ярослава Мудрого", с другой – в этом предложении Григорий Романович почувствовал некоторую угрозу. Ему – советскому режиссеру – предлагают 20 миллионов долларов.
"Я говорю: "С великой охотой. Надо помочь Голливуду? Почему бы и нет. Но необходимо обратиться в Верховную Раду, дадут ли, почитать сценарий". Он говорит: "Это само собой, это мы знаем. Но ещё одно такое перед Вами условие – Вы напишите заявление, что Вы просите политическое убежище". А мы сидели так, выпивали, я его ещё водкой угощал, которую привёз с Киева. И знаете, когда мне сказали, что за деньги меня можно купить… Я так немного подумал, открыл двери: "Хлопцы, чтобы я вас больше не видел".
"Вы — в ненависти, а мы — в любви": премьера фильма о Донбассе "Позывной "Пассажир"В четверг, 14 марта, на экраны российских кинотеатров выходит фильм Ильи Казанкова "Позывной "Пассажир". Литературный первоисточник — роман писателя Александра Проханова "Убийство городов", рассказывающий о войне в Донбассе в самом ее начале, когда в Киеве объявили "АТО", а города, поселки и деревни востока Украины оказались под огнем
Кохан вернулся в Москву и в коридоре Мосфильма столкнулся с усмехающимся руководителем вернувшейся из США группы. Тот сказал: "Ну, Григорий Романович, не ожидал от тебя". "Чего именно", – удивился Кохан. "Ну как? Тебе 20 миллионов долларов, а ты его за шкирку и за дверь? Молодец", – засмеялся киночиновник и пошёл. Кто ему рассказал об американской попытке подкупа, для Кохана так навсегда и осталось загадкой.
В общем и целом, фильм не произвёл на публику и критиков большого впечатления. О нем было написано огромное количество статей, но все они сходятся в том мнении, что сыгравшие роли наших давних пращуров актеры не раскрыли своих потенциалов.
Тем не менее, фильм занял своё место в анналах отечественного кино, даже по той простой причине, что в них насчитывается не так много лент, посвящённых первым столетиям существования Руси. Даже с этой точки зрения "Ярослава Мудрого" интересно пересматривать, не говоря уже о том, что в нём сыграла целая плеяда замечательных советских актёров.
Рекомендуем