В январе 1918 года Киевская ячейка Российской социал-демократической рабочей партии большевиков РСДРП(б) готовилась к смене в столице Украины власти. Центром подготовки к вооруженному выступлению стал завод "Арсенал".
Однако, предвидя такое развитие событий, отряды верного УНР Свободного казачества 18 января изъяли с "Арсенала" имевшееся там оружие, а также провели обыски и изъятия на других крупных предприятиях города. Также власти произвели аресты ряда большевистских деятелей и закрыли принадлежавшую Киевскому комитету РСДРП(б) газету "Голос социал-демократа".
Последним штрихом в ликвидации угрозы большевистского восстания должен был стать вывоз с "Арсенала" запасов угля, что привело бы к остановке производства и закрытию завода. Узнав об этом, рабочие 28 января провели митинг, на котором приняли решение оказать властям сопротивление.
При содействии солдат Шевченковского полка, которые охраняли склад с конфискованным оружием, его вернули на завод. В тот же день в помещении коммерческого института состоялось совместное заседание Киевского комитета РСДРП(б) и городского совета рабочих и солдатских депутатов. "Арсенальцы" предложили немедленно начать восстание, делегаты от двух украинских полков пообещали его поддержать. Тут же был избран ревком в составе Яна Гамарника, Александра Горвица, Андрея Иванова, Исаака Крейсберга и других. Штаб восстания решили разместить в доме на Большой Васильковской, 47.
Боевые действия начались в ночь с 28-го на 29-е января, когда часть сочувствовавших рабочим бойцов полка им. Сагайдачного захватила арсенал на Печерске. К ним присоединились рабочие других предприятий города, часть солдат украинских полков: Богдановского, Шевченковского и полка имени Сагайдачного. Главная цель восстания сводилась к тому, чтобы окружить дом Педагогического музея, где находилась Центральная Рада, свергнуть ее и провозгласить в Киеве власть Советов.
13 апреля 2023, 17:56История
"Украинская трилогия" Александра Довженко: прорыв в мировой кинематографУтром 29 января представители Киевского совета рабочих и солдатских депутатов вручили украинской Центральной Раде ультиматум: передать власть Советам и разоружить украинские воинские части. Рада его отклонила, и в свою очередь потребовала безоговорочной капитуляции восставших.
Вечером в городе поднялась пальба. Главные силы восставших сосредоточились на Печерске в районе завода "Арсенал". Отдельные очаги восстания возникли также в рабочих поселках на Шулявке, Демеевке и Подоле. Рабочим и поддержавшим их солдатам удалось занять железнодорожную станцию Киев-товарный, откуда они повели наступление к центру города. Особенно опасными для УНР стали действия большевистских отрядов на Подоле – на Софийской площади они смогли захватить Старокиевский полицейский участок, а на Владимирской улице – гостиницу "Прага". До Центральной Рады оттуда оставалось совсем немного. 30 января в городе началась всеобщая забастовка, перестали работать водопровод, электростанция и городской транспорт.
Украинские власти оказались неспособны сразу навести в столице порядок – у них для этого просто не хватало войск. Против мятежников воевали лишь отдельные подразделения Богдановского, Полуботковского и Богунского полков, Галицко-Буковинский курень Сечевых Стрельцов и Вольное казачество. Часть распропагандированных большевиками солдат украинских полков выступила на их стороне, другие держали нейтралитет.
Единое командование какое-то время отсутствовало у обеих сторон. Украинскими войсками руководили два штаба: при коменданте города Михаиле Ковенко и при командующем Киевским военным округом Николае Трактирщике.
Помимо сцепившихся в противостоянии сторон в Киеве ещё находилось до 20 000 аполитичных солдат и офицеров старой российской армии, которые сохраняли нейтралитет и за бушевавшими вокруг них событиями только наблюдали.
Одновременно с этим с 28 января по 7 февраля 1918 года в Киеве проходило VIII общее собрание Центральной Рады. 1 февраля она обратилась к киевлянам с воззванием, в котором сообщала, что правительственные силы контролируют все ключевые учреждения города; призвала рабочих прекратить забастовку, от которой больше всего страдало население города; обещала в ближайшее время решить первостепенные потребности рабочих и провести широкие социально-экономические реформы.
Чаша весов склонилась в сторону УНР после 1 февраля, когда в Киев прибыли подкрепления. Симон Петлюра привел Гайдамацкий кош Слободской Украины, отступавший под ударами войск Михаила Муравьёва с востока. Гордиенковский полк Всеволода Петроваприбыл с Северного фронта. Также решающую роль в подавлении мятежа сыграли сформированные из бывших военнопленных австро-венгерской армии галицкие Сечевые стрельцы, возглавляемые будущим главой ОУН Евгением Коновальцем. 2 февраля восстание в Киеве, которое впоследствии стали называть Январским, было подавлено, несломленным оставался лишь его главный оплот — завод "Арсенал". Утром 4 февраля после кровопролитного штурма он был захвачен войсками Симона Петлюры.
Январское восстание длилось семь дней, и привело к многочисленным жертвам, как среди восставших, так и солдат УНР и мирных жителей. В ходе уличных боев пострадал и Киев. Но свою задачу Киевский комитет большевиков выполнил: оттянул на себя с Полтавщины и Черниговщины основную часть немногочисленной украинской армии, что облегчило продвижение большевистских отрядов. Украинские силы, измотанные уличными боями, были не в состоянии противостоять основным силам большевиков во главе с Михаилом Муравьевым, которые уже 4 февраля заняли Дарницу и мосты через Днепр и начали обстрел Киева из тяжелой артиллерии. После четырёхдневного штурма 8 февраля они заняли Киев.
17 февраля 1918 года порядка 750 погибших восставших похоронили в братской могиле в Мариинском парке. До 2023 года на этом месте находился памятник, которые идейные последователи петлюровцев и бандеровцев уже в наше время со свистом и улюлюканием снесли.
В 1925 году события Январского восстания были экранизированы первый раз. На Одесской киностудии революционный театральный режиссер Лесь Курбас поставил фильм, получивший называние "Арсенальцы". Через два года там же, в Одессе, на кинофабрике Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) приступили к работе над новой киноверсией тех событий. Режиссёром фильма с рабочим названием "Январское восстание в Киеве 1918 года" стал Александр Довженко – человек, который во время описываемых событий служил рядовым в курене Чёрных гайдамаков армии УНР и лично штурмовал "Арсенал". По воспоминаниям его земляка, инженера Петра Шоха, позже эмигрировавшего, Довженко в 1918 году вместе с ним был солдатом 3-го Сердюцкого полка Украинской армии. Это же подтверждала и сестра первой жены Довженко, вспоминая, как он заходил к ним в серой шапке со шлыком зимой 1917/18 годов.
11 сентября 2023, 08:00История
Довженко: к политической биографии гениального режиссёраВ советские времена говорили, что фильмы бывают хорошие, плохие и студии Довженко. Ну, во-первых, это не так – даже на киевской киностудии рождались и просто хорошие фильмы и даже подлинные шедевры. А во-вторых к самому Довженко это точно не относится – он-то был кинематографистом мирового уровня, признанным в том числе и за пределами СССРСценарий фильма написал другой участник событий, воевавший с противоположной стороны, некий Николай Патлах. Довженко, однако, его рукопись кардинально переработал, и посчитал это достаточным поводом, чтобы автора в титрах не указывать. За это Патлах обижался на Довженко до конца своих дней и не раз высказывал ему свои претензии.
Съёмки начались в 1928 году при участии кинооператора Даниила Демуцкого в декорациях, созданных Владимиром Мюллером. Главную роль солдата из рабочих, большевика Тимоша сыграл уроженец Харьковской губернии Семён Свашенко. Любопытно, что он сыграл и в "Арсенальцах" (1925), ему там досталась эпизодическая роль прапорщика. В принципе, в его участии нет ничего удивительного, так как на то время он был актёром харьковского театра "Березиль", которым руководил режиссер фильма Лесь Курбас. У Довженко же он сыграл главную роль не только в "Арсенале" – втором фильме прославленной трилогии режиссёра, но и в двух других фильмах: "Звенигора" (1927) и "Земля" (1930).
Искалеченного газами солдата сыграл один из основателей украинской актёрской школы Амвросий Бучма.
Когда лента Довженко вышла в прокат, у неё уже было более лаконичное название "Арсенал". Она по форме до сих пор признается одной из самых сложных из всего кинотворчества Довженко.
После распада СССР новые власти и стремительно ставшей националистической украинская интеллигенция попытались сделать из Довженко пламенного националиста. Это стало щедро оплачиваемым государством генеральным трендом. Произошло переосмысление его творчества вообще, и "Арсенала" в частности.
Так, например, согласно профессору Киево-Могилянской академии Вере Агеевой, в финальной сцене фильма, когда гайдамаки расстреливают Тимоша, усматривается символическое самоубийство самого Довженко, который, как Тимош, выходец из среды украинских националистов, умирает и таким образом исцеляется, воскресая уже как большевик. Какие вещества привели данную профессорку к подобным выводам, остается только догадываться. Она, и ей подобные, не хотят учесть того непреложного факта, что Довженко в украинском национализме разочаровался ещё в 1919 году.
24 февраля, 15:51История
Лесь Курбас: украинский Мейерхольд родом с ГаличиныКогда мы говорим о 20-30 годах прошлого века, то обычно вспоминаем необычайную продуктивность творческих людей того времени, необычайное количество экспериментов (не всегда удачных). И с грустью констатируем, что сейчас и близко ничего такого не наблюдаетсяСам режиссёр об "Арсенале" писал так:
"Я поставил себе две цели: я в "Арсенале" буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию".
Этот замысел Довженко полностью удался. Лента буквально пропитана поэтической патетикой любви к родной земле и трудовому народу. В связи с этим в 20-е и 30-е годы прошлого века "Арсенал" было принято назвать не фильмом, а кинопоэмой. Он справедливо считается одни из первых украинских фильмов, вошедших в классику мирового немого кино и до сих пор является источником для вдохновения новых поколений режиссёров.