Техника НАТО буксует на линии фронта

Американский БТР М113, захваченный российскими военными под Артемовском
Некоторые образцы тяжелой военной техники НАТО при приемлемом бронировании обладают, однако, посредственной подвижностью и излишней сложностью конструкции, не всегда рациональной
Подписывайтесь на Ukraina.ru
К такому выводу приходят специалисты отечественного военно-промышленного комплекса (ВПК), которые тщательно изучают трофейную технику НАТО, захваченную на разных участках линии боевого соприкосновения.
В ходе испытаний трофейной натовской техники получены предварительные результаты, которые в целом соответствуют ожиданиям. В частности, испытания показали, что западные образцы имеют приемлемый уровень бронезащиты, хотя и с наличием большого числа слабых мест из-за не отвечающего требованиям современного боя распределения защиты. С другой стороны, техника НАТО имеет крайне посредственную подвижность и маневренность, особенно на сложных и вязких грунтах, в том числе из-за низкой проходимости.
Другое слабое место западной техники — излишняя сложность конструкции. Специалисты отмечают, что речь не о сложности освоения техники, а о ее ремонтопригодности и техническом обслуживании. Ремонтопригодность у западных образцов крайне низкая, особенно в полевых условиях, а техобслуживание очень ресурсозатратное. И связано это в первую очередь с особенностями конструкции их техники, в отдельных случаях, прямо скажем, нерациональными.
В прошлом году на фоне безуспешных попыток атак российских позиций, особенно на Запорожском направлении, ВСУ начали широко применять образцы западной бронетехники, включая немецкие танки Leopard 2, американские БМП Bradley, французские колесные танки AMX-10RC. А еще с прошлого года украинские войска массово применяют поставляемые странами НАТО гаубицы, бронемашины и РСЗО.
На Купянском направлении и в прифронтовой полосеЛиния боевого соприкосновения на этом направлении в последнее время часто попадает в сводки официальных представителей МО РФ. И пусть на некоторых участках фронта идут бои, которые не носят масштабного характера, но значение оперативно-тактического характера возрастает с каждым днем
К примеру, Leopard и Challenger поступили на Украину ранее и были задействованы в украинском контрнаступлении. Однако для этих танков, а также различных бронемашин возник ряд проблем при столкновении с расширенной и тщательно выстроенной обороной российских сил, в рамках которой были подготовлены в том числе прикрываемые артиллерией минные поля, противотанковые рвы и «зубы дракона», из-за чего бойцы ВСУ были вынуждены нередко продвигаться в пешем порядке.
Стоит отметить, что основные базы для ремонта натовской техники расположены в Польше и Румынии. Один из центров, где восстанавливают подбитые бронемашины, находится также в Литве. И работы у западных специалистов немало — российская армия то и дело подбивает танки ВСУ в ходе спецоперации.
Любой вид вооружения от стран НАТО в Киеве представляли, как супероружие, которое изменит ход боевых действий. Но на деле оказалось, что западные танки и артиллерийские орудия не так хороши, как в рекламных роликах. Страны НАТО поставили Киеву порядка 200 танков Leopard различных поколений и модификаций. По сути, немецкая бронемашина стала основным танком ВСУ, который националисты бросают в бой. Российские бойцы методично поражают технику из противотанковых комплексов и при помощи дронов-камикадзе.
Пока немецкие танки горят на фронте, британские Challenger украинцы прячут в глубоком тылу. Из 14 поставленных машин ВСУ пока потеряли три. По данным западных СМИ, Лондон запретил Киеву применять танки на опасных направлениях. ВСУ даже не пытаются эвакуировать разбитые Challenger — они остаются ржаветь на поле боя. Танки весят больше 60 тонн. И чтобы оттащить их в тыл, нужно как минимум две эвакуационные машины, которые у ВСУ в дефиците.
Чрезмерный вес — основной недостаток всех западных машин. Чернозем и распутица стали главным врагом натовской техники, которая вязнет в грязи. Маневрировать и наступать в таких условиях — самоубийство.
Эксперты уверены: по той же причине на фронте до сих пор себя не смогли проявить и американские Abrams. Погодные условия показали, что тяжелый танк Abrams невозможно использовать в условиях распутицы. Также поступала первая версия танка Abrams, у которой достаточно слабая броня, и против наших «Корнетов» она тоже неэффективна. Abrams, вероятнее всего, ВСУ приберегут до весны. Правда, выяснилось, что американские танки боятся даже пыли. Все дело в двигателе: фильтры необходимо очищать дважды в день, чтобы силовая установка не засорялась, иначе мотор быстро выйдет из строя.
Американский Abrams считали самым привередливым танком НАТО еще до СВО. Прожорливый газотурбинный двигатель хоть и заводится даже в крепкий мороз, но ездит только на авиационном керосине, поэтому танки всюду сопровождают топливозаправщики. По существу, этот танк расходует топливо так же, как реактивный самолет. Это не рентабельно, конечно, использовать такой танк. Причем если горючий керосин, значит он хорошо горит. Они очень требовательны к погодным условиям, поверхности. И самое главное, они легкобронированные: то есть 152-миллиметровый снаряд, который разрывается рядом с машиной, даже не попадая в эту машину, насквозь пробивает броню.
Еще один удар, теперь уже по французскому самолюбию, нанесли украинские артиллеристы. Они жалуются на колесные гаубицы CAESAR. Боец ВСУ признался в интервью иностранным журналистам, что из-за больших габаритов самоходку быстро засекают российские операторы беспилотников, после чего САУ становится легкой мишенью. Кроме того, гаубица оказалась очень хрупкой, за ней нужен постоянный уход, который сложно обеспечить в условиях интенсивных боев. Поэтому французские орудия используют редко.
Окопы и блиндажи в зоне спецоперацииТак или иначе можно констатировать факт, что наша страна вновь решает вопросы национальной безопасности вооруженным путем. Не важно, как называется вооруженный конфликт: локальный, региональный или полномасштабный
Другая проблема, с которой столкнулись ВСУ, — это быстрый износ натовских пушек. Так, боеприпас взорвался прямо внутри польской гаубицы Krab. У натовских самоходных артиллерийских установок одна проблема — они не могут вести интенсивный огонь. То есть после выстрела стволу надо отдохнуть 2–3 минуты, а в условиях специальной военной операции это просто невозможно.
Немецкие гаубицы PzH 2000 чаще находятся в мастерских, чем на поле боя. Самоходке требуется капитальный ремонт уже через месяц использования. А электроника, которой так гордятся в Германии, быстро выходит из строя из-за влажности и грязи. Внутри самоходки должно быть чисто, как в операционной.
С одной стороны, американцы отправляют на Украину не самое новое оружие, то есть то, которое уже использовалось. С другой, оружие не твое, и украинцы пользуются им спустя рукава, без особого уважения. Поэтому оно ломается, тем более что используется в боях, а в них не до белых перчаток. Выстрел всегда потрясение для орудия. Такую тенденцию подметили военные эксперты. Они подчеркивают, что на вооружение, возможно, могут влиять климатические условия, поэтому в поломках гаубиц нет ничего удивительного. При этом добавляют, что в принципе само по себе оружие нельзя назвать некачественным.
При этом точно неизвестно, какое еще оружие американцы могли поставить Украине. Могли много чего поставить, и тогда, конечно, у нас были бы дополнительные проблемы на поле боя. Это правда. Чем больше в зоне специальной военной операции западного оружия, тем труднее воевать российской армии. Тем более на Западе объявлена новая программа массированной помощи Украине для подготовки контрнаступа-2. Вот в чем складывается сегодня стратегический смысл ситуации.
У стран североатлантического альянса есть в запасе достаточно серьезные массивы вооружений. И зайти это может достаточно далеко. Ведь в случае с Украиной все начиналось с обычных снарядов, автоматов, снайперских винтовок, переносных зенитных ракетных комплексов, с «Джавелинов», а сейчас категория такого оружия все повышается и повышается — не только со стороны Соединенных Штатов.
Украинцы уже открыто говорят о том, что неплохо бы им иметь тактическое оружие, более мощное, чем обычное... У Соединенных Штатов есть крылатые ракеты «Томагавк», есть гиперзвуковые ракеты, есть новейшие самолеты и системы противовоздушной обороны, неисчерпаемое количество артиллерийских систем и систем радиоэлектронной борьбы, стратегические ракеты в неядерном исполнении, управляемые бомбы и снаряды.
Геннадий Алехин: Кто онБывший харьковчанин, боевой офицер, руководитель информационной службы группировки федеральных войск во время Второй чеченской войны, ныне военный обозреватель
Вооруженный конфликт на Украине превратился в эпический поединок между западным и российским военно-промышленными комплексами. Противник с удовольствием использует всевозможное вооружение НАТО, за исключением, пожалуй, истребителей F-16, которые все же только на подходе. Безусловно, на первый взгляд, наблюдая за характеристиками техники и ее сравнением, кажется, что зрелище подобно схватке между китом и слоном. Но отталкиваться от эмоций и анализировать поле боя является наиболее точным показателем эффективности и качества оружия и военной техники.
На протяжении почти двух лет конфликта американцы поставляли тактические ракетные комплексы HIMARS. Изначально считалось, что данные системы залпового огня кардинальным образом изменят ход боевых действий, позволив нивелировать российское численное превосходство в артиллерии и боеприпасах, а также нарушить нашу прифронтовую военную логистику.
Еще в августе 2022 года подобный взгляд на работу систем HIMARS был более чем справедлив, однако по прошествии без малого года боевых действий обстановка полностью изменилась.
В чем состояла суть идеи предоставления Украине HIMARS? Речь шла о сочетании действий ударных бригад легкой пехоты вкупе с высокоточными ударами по ключевым объектам, обеспечивающим функционирование частей ВС РФ. Если говорить проще, массированные и точные ракетные удары «разжижают» прифронтовую военную инфраструктуру, уничтожая узлы связи, системы разведки, радиолокации и радиоэлектронной борьбы, командные пункты, узлы снабжения, дезорганизуя и подрывая боеспособность российских подразделений. Одновременно с тем, используя возникший хаос, безостановочно действуют ротно-​тактические группы высокомобильной легкой пехоты, использующей превосходство в маневре и разведывательной информации.
Что особенно важно, ракетные системы HIMARS послужили для российских войск не столько угрозой, сколько удобным средством для адаптации к условиям ведения боевых действий с активным воздействием высокоточного оружия — ракеты GMRLS обладают относительно небольшой дальностью (85 км), что позволило российской военной логистике перестроить систему снабжения, не впав в коллапс или же структурный кризис.
В контрасте с этим российские танки продемонстрировали себя наилучшим образом. Т-90, особенно после всех проведенных модернизаций, является без преувеличения лучшей в своем классе по всему миру. Артиллерийские системы, крылатые и баллистические ракеты, боевая авиация и стрелковое оружие — всё отечественного производства — прошли успешные испытания. Даже с учетом всех проблем наши военно-промышленные комплексы способны произвести продукцию значительно лучше, чем у наших оппонентов.
Российский военно-промышленный комплекс готовит новую волну качественного развития. И он, возможно, станет одним из основных двигателей развития реального сектора экономики. Более того, наше оружие будет востребовано повсеместно, поскольку оно не только имеет «красивые» характеристики, но и проверено в реальных боевых условиях. Оно успешно прошло огонь, воду и испытание реальными вооруженными силами, современными системами ПВО, РЭБ, дальнобойной артиллерией и прочими атрибутами профессиональных армий.
Другими словами, нашему ВПК есть чем ответить, если натовская техника будет продолжать поступать на линию фронта.
Рекомендуем