31 декабря 1982 года на экранах советских телевизоров появилась снятая на Одесской киностудии новая новогодняя сказка-мюзикл для взрослых и детей — "Чародеи".
В 1980 году на экраны вышел снятый на Одесской киностудии детский приключенческо-фантастический фильм "Приключения Электроника" по книге Евгения Велтистова. Братья Стругацкие посвятили ему свою публикацию в "Литературной газете" — "Играют, словно… играют", в которой высоко оценили работу актёров и съёмочной группы. Вскоре в Москве в Центральном доме литераторов общие друзья познакомили старшего из братьев Аркадия с режиссёром фильма харьковчанином Константином Бромбергом. Дело в том, что Стругацкие всерьёз задумались об экранизации повести "Понедельник начинается в субботу" и подыскивали для этой затеи подходящего режиссёра.
Бромберг никакой проблемы в этом не видел, и братья засели за работу. Сначала планировалось, что фильм будет полнометражным. Но знающие люди отговорили Бромберга от этой затеи: "Если вы будете снимать кинофильм, вам его "зарубят". — Почему зарубят?— Из-за Стругацких. — Кто, худсовет?— Нет. Парткомы, министерство кинематографии…"
И тогда режиссёр пошёл на хитрость. Он знал, что Центральному телевидению катастрофически не хватало новогоднего "контента", поэтому надо было делать не просто телевизионную версию повести Стругацких, а новогоднюю историю по её мотивам.
Времени оставалось мало, на дворе стоял февраль 1982 года, а фильм должен был выйти на экраны в ночь на новый 1983-й. И тогда Борис Стругацкий предложил решение, которое устроило бы всех — подвергнуть лёгкой ненавязчивой критике сферу услуг. Для научного института, работающего по этой тематике, Аркадий тут же придумал смешное название.
Через неделю, когда они в третий раз втроём предстали "пред светлы очи" всё того же худсовета, Аркадий, как ни в чём не бывало, начал очередной доклад: "Сценарий будет начинаться не так". И дальше пошёл рассказ о всем нам уже хорошо знакомом НУИНУ — Научно-универсальном институте необыкновенных услуг, в котором весёлые учёные-волшебники увлечённо работают над улучшением условий быта советских людей.
У Бромберга после предыдущей работы сложились очень хорошие отношения с Одесской киностудией, поэтому фильм он решил делать на её базе. Приступили к подбору актёров. Сложности возникли сразу. Худсовет отверг кандидатуру Михаила Боярского и навязывал режиссёру Сергея Проханова ("Усатый нянь"), тот же в роли главного героя видел только Александра Абдулова.
Помрежи тем временем на роль сестры Иванушки собрали со всей Москвы девочек, подходивших по темпераменту и внешним данным. Пробы проводили в помещениях Киностудии им. Горького. Бромбергу сразу приглянулась светловолосая Аня Ашимова. Выяснилось, что у девочки есть проблемы с запоминанием текста. Взрослые помогали ей, как могли, но даже несколько предложений никак не хотели запоминаться. Уже и родители девочки стали её уговаривать перестать грезить ролью, но Аня не сдавалась и добилась своего — её утвердили.
Первой в московском Ботаническом саду сняли известную сцену-клип с русской тройкой, в которой Аня голосом Ларисы Долиной поёт известную песню "Три белых коня". Так как Бромберг понимал, что на главную роль актёр у него ещё не утверждён, он решил пойти на хитрость: крупным планом снимали только девочку, а на общих — лица главного героя, играющего в сцене на трубе, не видно. Кончилось тем, что потом все сцены с Прохановым вырезали, только в одном эпизоде он присутствует в кадре спиной к камере.
24 марта, 16:07История
"Приключения Электроника": наш ответ ихнему "Терминатору"На самом деле нет. Это их "Терминатор", вышедший на экраны 26 октября 1984 года, был ответом на наши "Приключения Электроника", чья премьера состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория "Украина". Причём ответом фигуральным – вряд ли Джеймс Кэмерон настолько хорошо был знаком с творчеством Константина БромбергаНаконец худсовет утвердил Абдулова. Выяснилось, правда, что помимо работы в театре актёр одновременно снимается ещё в четырёх картинах. Он признался, что на площадку может приезжать только ночью. Бромберг был готов на это пойти. Под психофизику Абдулова стали подбирать "Алёнушку".
Актрисе Елене Цыплаковой в кадре не хватало демонизма. Та же проблема была и у Елены Прокловой, и у жены Абдулова — Ирины Алфёровой. Александра Яковлева, чего от неё хочет режиссёр, слушала пять минут, потом жёстко его прервала: "Давайте я это покажу". Ведьму она играла отменно… причём иногда не выходила из роли и на съёмочной площадке. Яковлева часто капризничала, забывала текст. Нередко вся съёмочная группа была вынуждена дожидаться, пока ей сделают грим.
Игравший Сатанеева Валентин Гафт патологически не выносил такого непрофессионализма, и один раз, когда она снова забыла текст, прямо не выходя из образа, стал её душить. Это было настолько неожиданно, что оператор даже не успел выключить камеру. Бромберг потом предложил вставить эту импровизацию в фильм, но натолкнулся на такое раздражение, что решил не настаивать, чтобы не потерять гениального актёра.
После случившегося Гафт категорически отказался находиться вместе с Яковлевой на одной съёмочной площадке. Впоследствии они играли только порознь и даже озвучивали свои роли отдельно. Лишь при записи одного диалога Бромберг рискнул пригласить их в студию звукозаписи вместе. Яковлева радостно бросилась Гафту на шею, после чего конфликт оказался исчерпанным.
А вот с Абдуловым у актрисы контакт на площадке получился сразу, он ей симпатизировал, и дуэт "заиграл". Сцену, когда Абдулов пытается расколдовать Яковлеву, снимали в городе Пущино, где помрежи нашли подходящий "дом Алёны" и двор.
На роль директора НУИНУ рассматривались кандидатуры Натальи Гундаревой, Алисы Фрейндлих, Маргариты Тереховой. У Гундаревой не сложился дуэт с Валерием Золотухиным, Фрейндлих была занята. Бромберг уже склонялся утвердить Терехову, когда на площадке появилась приглашённая на пробы Екатерина Васильева, и он понял, что лучшей Шемаханской ему не сыскать.
21 декабря 2023, 19:23История
«... а то шкварчала ваша папироска!» Как снимали самую знаменитую украинскую кинокомедию21 декабря 1961 года состоялась премьера самой известной и, пожалуй, самой лучшей кинокомедии Киевской киностудии им. Довженко. Съёмки её сопровождались невероятными скандалами, никто из создателей не верил, что из картины «будет толк», поэтому, когда оказалось, что они создали «нетленку», мягко говоря, очень удивились.Гафт на съемках много импровизировал. Однажды в эпизоде, когда Васильева в кадре наклонилась, он созорничал — открыл рот и сделал вид, будто хочет укусить её за шею. Бромберг оставил этот момент в фильме без ведома актёра, за что Гафт потом долго на него обижался.
У Семёна Фарады, сыгравшего гостя с Юга, изначально по сценарию было всего четыре фразы. Но ему очень хотелось раскрасить свою роль, и он выдумал следы, на которые его герой набредает в своих долгих скитаниях по бесконечным коридорам. Крылатую фразу "Ну кто так строит?!" предложил тоже он, когда на самом деле в поисках съёмочной группы заблудился в лабиринтах аппаратно-студийного комплекса (это АСК-2 около Останкинской башни — там действительно легко заблудиться, как, впрочем, и в АСК-1 на Академика Королёва, 12 — Ред.), внутри которой снималось подавляющее большинство интерьеров фильма. Бромберг тоже как-то здесь потерялся и случайно набрёл на восьмипролётную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснилось, в телецентре все давным-давно забыли.
Самым удачным попаданием в образ оказался дуэт Михаила Светина и Эммануила Виторгана. На роли научных сотрудников Брыля и Коврова пробовалось множество самых знаковых советских актёров, но когда режиссёр увидел, как, репетируя текст, Светин смотрит снизу вверх на партнёра, а Виторган вынужден чуть ссутулиться, он понял, что эта пара подходит как нельзя лучше. Фактически именно она и создала всю атмосферу института, на фоне которой разворачивается основное действие. А чего стоит ушедшая в народ фраза: "Главное, чтобы костюмчик сидел".
Кстати, идею самого белого костюмчика Бромберг "подрезал" в американском танцевальном фильме "Лихорадка субботнего вечера", где точь-в-точь в таком же наряде щеголяет герой Джона Траволты.
Финальные сцены фильма сняли в суздальском гостинично-туристическом комплексе "Турцентр". Съёмочная группа приехала сюда в апреле, когда снег лежал лишь местами. Его соскребли чуть ли не со всего города и при съёмках располагали камеру так, чтобы казалось, будто вокруг навалило целые сугробы.
В роли банкетного зала, где по фильму проходит встреча Нового года, сняли Самоварный зал "Турцентра". В качестве крыши НУИНУ с уцепившимся за её конёк Гафтом также фигурирует крыша суздальского комплекса. А вот когда делался пролёт сидящей на метле Алёны, где здание института показано крупным планом, использовали комбинированные съёмки — зданием "Турцентра" с характерной двускатной крышей "нарастили" плоскую крышу московской гостиницы "Союз".
Комбинированные и павильонные съёмки делали в Одессе. Когда Светина снимали в роли Вагонного, по технологии, чтобы потом уменьшить в кадре, его подвесили на стальных тросах, прикреплённых к потолку, да так и оставили болтаться: оператор решил настроить камеру с висящим в кадре актёром, а висеть было ох как неудобно.
Кстати, несмотря на бешеный успех, сам Михаил Семёнович "Чародеев" никогда не любил и считал, что фильм испортил ему карьеру, так как амплуа комика-эпизодника с тех пор прилепилось к нему навсегда.
На роль кота, говорящего в конце ленты "Ур-р-р-ра", перепробовали 18 "соискателей". В итоге остановились на очень домашнем и вежливом экземпляре, которому было достаточно лизнуть сметаны, как он начинал "артикулировать" — облизывать языком рот. Оставалось только его озвучить. Кот заговорил голосом Георгия Вицина. Увы, от всей работы Вицина остались только два слова. После цензурной правки он, расстроенный, позвонил Бромбергу и чуть ли не плакал в трубку.
Во время съёмок Стругацкие ещё раз крупно выручили режиссёра: ему пришла повестка из военкомата явиться на месячные военные сборы. Это была катастрофа. Бромберг обратился к Аркадию Натановичу. Тот усмехнулся, взял одну из книг и протянул Константину Леонидовичу со словами: "Вот тебе наша книга. Подписываю ее. Иди и действуй по обстановке". В военкомате режиссёр объяснил, что к чему, что снимает фильм по Стругацким. Офицер оживился: "А вы, может быть, знакомы со Стругацкими?— Конечно". Военком посмотрел со значением: "Вот если б достать их книгу. — Да тут у меня случайно есть одна. Даже с автографом!" Военком тут же выхватил её у режиссёра из рук: "Значит, так. Вы потеряли свой военный билет. Понятно? Садитесь, пишите заявление". Уже через несколько минут у Бромберга в военнике стояла другая военно-учётная специальность, по которой его больше никогда не призывали на сборы.
Замечательную музыку к фильму на слова Леонида Дербенёва написал композитор Евгений Крылатов, а песни спели: за Аню Ашимову —Долина и Ольга Рождественская, за Елену Яковлеву — Ирина Отиева, за Екатерину Васильеву — Жанна Рождественская (мама Ольги). Мужские партии актёры исполнили сами, за исключением "Серенады" Иванушки, которую за Абдулова спел Золотухин.
Фильм вышел в срок 31 декабря 1982 года и сразу получил народное признание.