Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал происходящее «игрой». В свою очередь, представители ряда стран Евросоюза сразу же выставили ряд условий, сообщив, что Киеву без их выполнения не стоит рассчитывать на вступление в ЕС. К примеру, по словам замглавы МИД Польши Павла Яблонского, Украине придётся сначала решить вопрос с эксгумацией останков жертв Волынской резни. В свою очередь, глава венгерского внешнеполитического ведомства Петер Сийярто заявил, что на данный момент начинать переговоры о вступлении Украины в Евросоюз не время из-за проблем со свободой слова и отсутствием выборов.
Стремление добиться своего во взаимоотношениях с соседом, используя в качестве рычага давления возможность перекрыть ему путь ко вступлению в Евросоюз уже давно стало обычной практикой. В частности, Болгария таким образом решала свой исторический спор с Македонией, стремясь заставив её власти признать македонский язык диалектом болгарского, а самих македонцев — болгарами. В итоге в Скопье согласились на предложенный евробюрократией компромисс, заявив о «болгарских корнях» македонского языка и о наличии в стране болгарского нацменьшинства.
Ещё больших успехов в переговорах со Скопье смогла достичь Греция: ради вступления в Евросоюз и НАТО по требованию Афин власти Македонии, ни много ни мало, изменили название страны, переименовав её в Северную Македонию. Причём никаких конкретных дат, касающихся вступления бывшей югославской республики в Евросоюз до сих пор нет, и нельзя утверждать, что когда-нибудь оно непременно случится.
Разумеется, всё это в полной мере коснётся и Украины, которой соседи выставят целый ряд политических, идеологических и экономических условий. Нынешние заявления Польши и Венгрии — это даже не начало. Друзья Киева будут активно перекрывать ему кислород, таким образом стараясь выбить из Брюсселя максимум преференций. И такое положение дел напрямую связано с будущим Евросоюза и его возможной трансформацией.
На расширении ЕС сейчас настаивает Германия. Именно в Берлине считают необходимым принять в состав объединения сначала оставшиеся балканские страны, а затем Украину с Молдавией. Это, помимо прочего, связано и с историческими причинами — «германский мир» ещё со средневековья склонен к реализации различных панъевропейских проектов, часть которых, как известно, привела к гибели десятков миллионов людей.
Франция, напротив, выступает за то, что с интеграцией новых членов нужно как минимум повременить, а как максимум — отказаться от неё на ближайшую перспективу. По словам Эммануэля Макрона, Европейский союз не должен необдуманно расширяться, и для упорядочивания процесса вхождения в его состав новых стран нужна новая методология. Однако дискуссия о том, каким путём должен идти ЕС, тоже продолжается уже многие годы, и тоже без малейших видимых сдвигов.
В 2022 году Европарламент одобрил пакет предложений, связанных с реформированием ЕС. Под таковым традиционно подразумевают отказ от права вето и решения основных вопросов консенсусом. То, что ЕС должен стать куда более централизованным образованием, нежели он является сейчас, считает как брюссельская бюрократия, так и самые крупные из входящих в объединение стран. Но по факту преодолеть имеющуюся инерцию до сих пор не вышло. Суть Евросоюза не изменилась. Последний основополагающий документ ЕС — Лиссабонский договор — был принят ещё в 2009 году, и его принятие было связано с провалом идеи единой европейской Конституции.
Основными противниками отказа от права вето внутри ЕС являются, как известно, Венгрия и Польша. Если положение нынешнего польского режима представляется откровенно шатким, то позиции Виктора Орбана вполне крепки. При этом педалирование темы централизации принятия решений в ЕС в перспективе способно привести к возникновению фронды из других «малых стран» Евросоюза — той же Словакии, которую недавно возглавил строптивый Роберт Фицо. Есть и более серьёзные проблемы — к примеру, та же разница между ведущими экономиками ЕС и европейской экономической периферией.
Германия на данный момент находится в состоянии экономической стагнации, её ВВП снижается. В качестве причин этого можно вспомнить и отказ от дешёвых российских энергоносителей, и авантюру, связанную с тотальным внедрением «зелёной энергетики».
В этой ситуации взваливать на свои плечи такие страны, как Северная Македония, Босния и Герцеговина, Албания и даже отрезанное от Сербии Косово представляется весьма странным решением. Понятно, что германские власти рассчитывают на то, что в ближайшее время национальная экономика перейдёт к росту, однако опасения Макрона явно небеспочвенны — «расширение ради расширения» может убить любой рост. На это наслаивается и бесконечный миграционный кризис, и усугубляющийся конфликт с Россией, и идеологическая необходимость дотировать киевский режим — особенно сейчас, когда с помощью из США возникли перебои.
Как во всё это можно вписать евроинтеграцию Украины — огромной по европейским меркам территории, экономическая деградация которой постепенно становится необратимой — по всей видимости, не понимают и сами западные стратеги. Кроме того, для всех восточноевропейских стран путь в ЕС лежит через НАТО, на что Россия не согласится даже при условии территориальных уступок со стороны Киева, о чём на Западе говорят всё чаще.
Понятно, что в Брюсселе никто не думает о возможности принятия Украины в ЕС в хоть сколько-нибудь обозримом будущем. Однако сам тот факт, что ей был предоставлен статус кандидата и возможность начала переговоров о вступлении — просто для того, чтобы обозначить для неё «европейскую перспективу» и придать бодрости в самоубийственном конфликте с Москвой — лишний раз говорит о тяжелейшем идейном кризисе, поразившем правящие структуры Евросоюза.
В современной политологии постепенно складывается консенсус по поводу того, что нынешний мир действительно становится многополярным. Похоже, Евросоюзу не суждено стать одним из его полюсов.