История

"Военно-полевой роман", или Как у Тодоровского "Оскар" "украли"

40 лет назад, 7 ноября 1983 года, в городе Жданове, УССР (ныне Мариуполь, Россия), на Украинском республиканском кинофестивале, состоялась премьера культового во времена Перестройки фильма Петра Ефимовича Тодоровского "Военно-полевой роман". Всесоюзная же премьера фильма произошла в феврале 1984 года
Подписывайтесь на Ukraina.ru
За 30 лет до выхода фильма, ещё будучи студентом ВГИКа, Петр Ефимович проходил мимо московского ЦУМа. Стоял промозглый зимний день. И вдруг он услышал женский смех и до боли знакомый голос с хрипотцой. Он обернулся и обомлел, увидев возле магазина бывшую возлюбленную своего командира, который погиб на фронте. Рядом с ней на каком-то ящике сидела замерзшая девчушка. Женщина, бывшая "фронтовая королева", была одета в телогрейку, а на руках у неё были перчатки без пальцев – она работала продавщицей пирожков. Ребёнок же весь был укутан какими-то платками. Тогда будущий режиссер не решился к ней подойти, но эта встреча не давала ему покоя 30 лет. Тодоровский задавался вопросами о её судьбе: что с ней было, и что стало. В результате эти размышления и вылились в сценарий к фильму "Военно-полевой роман".
Уже с готовым сценарием Тодоровский стал обращаться на киностудии, но везде ему говорили одно и то же: "опять эта бытовая неустроенность, коммуналки и эхо войны". В результате запустить фильм в производство согласились только на Одесской киностудии, но на съёмки выделили только 380 тысяч рублей.
Ещё при написании сценария Тодоровский планировал, что исполнительницей главной женской роли – продавщицы пирожков Любови Ивановны Антиповой – будет Наталья Андрейченко. Однако из-за того, что она совсем недавно стала мамой, ее муж, Максим Дунаевский, отказался отпустить актрису на съёмки. Режиссер занялся поиском замены. Но никто из претендентов не прошел кинопробы, хотя среди соискательниц роли были и талантливая Татьяна Догилева, и неотразимая Анастасия Вертинская. В отчаянии режиссёр решил еще раз позвонить Андрейченко, просто так, на удачу. Уж неизвестно как, но в результате ей все-таки удалось уговорить мужа, и Андрейченко приехала на съемки.
Война Петра Тодоровского. Как фронтовой опыт выковал классика советского кинематографа"Когда строят дом, у него есть "нулевой цикл". Фундамент. Важно, чтобы у тебя был хороший "нулевой цикл", который закладывается в детстве. У меня не было хорошего" – 26 августа 1925 года в городе Бобринец под Елисаветградом (годом ранее переименованном в Зиновьевск) родился человек, чьё творчество оставило неизгладимый след в отечественном кино
Главную мужскую роль – киномеханика Александра Нетужилина – Тодоровский изначально писал под себя. Но так как действия картины разворачивались во время войны и через несколько лет после неё, то возраст режиссера, родившегося в 1925 году, и которому уже светил седьмой десяток, для исполнителя главной роли совершенно не подходил. Тодоровский начал поиски актёра на роль главного героя. Одним из основных претендентов был Виктор Проскурин, хорошо известный зрителю по фильму "Выйти замуж за капитана" (1986). Однако, пока шел подбор кандидатов, сценарий попал в руки к Николаю Бурляеву. По его собственным воспоминаниям:
"Я читал сценарий и плакал. Я понимаю, что это мое, что впервые мне жизнь предлагает мою роль. Герой Петра Тодоровского – это я. В то же время это и сам Петр Тодоровский. Образ Александра Нетужилина замкнул два наших сердца…"
На утро Бурляев пришел на кинопробы и, встретив в коридоре Тодоровского, обнял его и сказал: "Кончайте пробы! Эту роль я никому не отдам".
И пробы, действительно, закончились. В результате Виктор Проскурин исполнил в фильме только роль Новикова, заместителя председателя исполкома.
Снялся в фильме и друг Тодоровского Зиновий Ефимович Гердт. Он любил повторять Тодоровскому: "В любом твоём фильме я сыграю что угодно. Скажешь сыграть лошадь — сыграю. Только учти — она будет хромать на левую заднюю" (Зиновий Ефимович хромал на левую ногу после полученного на фронте тяжелого ранения). В результате режиссер создал для друга небольшую роль администратора кинотеатра.
На еще одну маленькую роль, дяди Гриши, бывшего ухажера Любы, буквально напросился Всеволод Шиловский. Потом он вспоминал свой разговор с Тодоровским:
"Он дико удивился моему желанию, говорит: "Это же всего два съёмочных дня!" Я говорю: "Петь, мне один лейтенант рассказывал, что это целое поколение погибшее: пришли ребята с фронта, иконостас, им по 22—23 года, никому не нужны…" — "Какой тебе лейтенант рассказывал?" Я говорю: "Лейтенант Тодоровский".
Сериалу "Ликвидация" 15 лет: Одесса, Чёрное море, "советский империализм"В 2008 году, когда на экраны вышел сериал "Ликвидация" Сергея Урсуляка, раскол в украинском обществе стал таким же наглядным и очевидным, как во время Оранжевой революции 2004, а быть может – и ярче
Музыку к фильму написал сам Тодоровский в соавторстве с композитором Игорем Васильевичем Кантюковым. Кроме того, в картине использовались многие мелодии довоенных лет и периода ВОВ. Примечательно, что песню "Рио-Рита" на стихи Геннадия Шпаликова написал сам режиссёр, вдохновлённый одноимённым пасадоблем 30-х годов, который был очень популярен в канун Великой Отечественной войны.
Натурные съемки проводили в Одессе, сцены на фронте снимали на Одесских лиманах, а павильонные съемки проводили в Москве.
Когда картину полностью смонтировали, режиссёр привез её на сдачу в Москву на худсовет "Мосфильма". После просмотра первоначального варианта фильма цензоры выдвинули несколько требований. Так их не устроило, что в фильме говорилось репрессиях относительно родителей одной из героинь, Веры, которую блистательно сыграла Инна Чурикова. Кроме того не устроил эпизод в котором сосед Саши и Веры, сотрудник НКВД, подслушивает и подсматривает за ними. Режиссёру пришлось исполнить указания комиссии, и эти сцены из фильма убрали.
В финальной сцене герой Бурляева стучит ногой по водосточной трубе, и оттуда с грохотом выпадают глыбы льда. Эту сцену критики и зрители восприняли как некий метафорический образ приближавшейся хрущёвской оттепели. Однако советский киновед Юрий Богомолов объяснял эту сцену значительно проще:
"У него лично всё позади. Лучшее, что он мог сделать в своей жизни, — придумать прекрасную Незнакомку и вдохнуть в неё свою душу — он уже сделал. Оттого и тоска, по-видимому".
К счастью цензоры в этой сцене также ничего крамольного не усмотрели.
За прокатный период фильм посмотрели 14,7 млн. человек. Не самая большая касса для фильмов той эпохи, но, если учесть, насколько мизерным был выделенный бюджет, то лента себя окупила целиком и полностью.
«Сталинским десантникам от власовцев привет!». Война классика советского кино Григория Чухрая100 лет назад, 23 мая 1921 года, в городе Мелитополе Екатеринославской губернии появился на свет человек, которому предстояло пройти через всю войну, выжить в «мясорубке» Днепровского десанта и стать одним из самых известных в мире советских режиссёров. Зовут этого человека - Григорий Чухрай.
Фильм очень хорошо приняли не только в Советском Союзе, но и в мире. В 1983 году на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде "Военно-полевой роман" принес Петру Тодоровскому специальный приз, через год на Берлинском кинофестивале "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль получила Инна Чурикова, Тодоровского номинировали на "Золотого медведя" за режиссуру. Затем были главный приз и Диплом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве.
В 1985 году в США лента выдвигалась на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", на церемонию вручения из Союза выпустили только Тодоровского. Только вот, несмотря на то, что все киноакадемики предсказывали фильму победу, из-за вмешательства политики в голосовании победил французский антисоветский фильм "Диагональ слона", посвященный гроссмейстеру Виктору Корчному, который летом 1976 года не вернулся в СССР с турнира в Амстердаме.
И, тем не менее, "Военно-полевой роман" навсегда вошёл в историю отечественного киноискусства, так как был создан по удивительной не надуманной, а бывшей в реальной жизни истории, которая, фактически, это уже можно утверждать совершенно уверенно, его и обессмертила. Жаль только, что подрастающие поколения очень далеки и от эпохи Великой Отечественной войны, и от фильмов, которые о ней рассказывают.
Рекомендуем