Намёк на то, что нужно сделать, содержится в публикациях западной прессы.
Например, The Wall Street Journal 22 августа цитирует одного из украинских военных: «По всем канонам военной науки, украинское контрнаступление не надо было и начинать. Для подобной инициативы нам нужно располагать силами, в три раза превышающими соперника, иметь преимущество в артиллерии и контроль в воздухе».
Численность украинских и российских войск известна только оценочно, но в качественном отношении получается, что ВСУ начали наступление на юге, не имея уставного трёхкратного превосходства и преимущества в артиллерии. Отсутствие контроля над воздушным пространством указывается только в третью очередь, и это в общем понятно — несмотря на решительное превосходство ВКС, господства в воздухе они тоже не имеют из-за противодействия украинских средств ПВО.
Соответственно, западные аналитики предлагают провести дополнительную мобилизацию. В частности, американский историк и военные теоретик Эдвард Люттвак опубликовал 23 августа в Die Welt статью, в которой пишет:
«Есть только один путь вперёд: вести войну настолько серьезно, как это подобает национально-освободительной борьбе. Население Украины, правда, сократилось, но составляет по-прежнему более 30 млн человек, так что общая численность вооружённых сил может достигать до 3 млн. Имея такую войсковую мощь, Украина могла бы выигрывать битвы и освободить свою территорию старомодным способом — в войне на истощение, как в большинстве европейских войн за независимость».
На Украине отношение к этой публикации неоднозначное. Официоз пишет об этом глухо, хотя в принципе тема не относится к числу запретных. Например, разошлось заявление известного волонтёра Тараса Чмута о том, что в конечном итоге в армии придётся служить (подразумевается — воевать, он говорит о вялотекущем конфликте на протяжении десятилетий, имея в виду, видимо, пример Израиля) всему мужскому населению страны.
А вот умеренно-оппозиционное издание Klymenko Time отреагировало на эту публикацию крайне нервно. По мнению журналистов, у Украины просто не хватит на это человеческих ресурсов. Население Украины по их представлениям сейчас составляет примерно 20—22 миллиона человек, из которых примерно половина — пенсионеры. Если же принять во внимание женщин и детей, то 3 миллиона мобилизованных могут составить до 60% всего наличного мужского населения.
Кроме того, в стране нет чисто военных ресурсов, чтобы превратить эти три миллиона мобилизованных (кстати, немецкая армия вторжения в 1941 году составляла лишь немного больше 4 млн человек) в армию — речь идёт и об оружии, об амуниции и о подготовленных командирах. «Если все возможности стран НАТО упираются в цифру 100 танков "Леопард 2", переданных Украине, то нелепо создавать на этой базе 10 танковых бригад или дивизий».
В России отношение к этой публикации неоднозначное. Скорее её оценили как пропагандистскую. Мы не склонны к таким выводам просто потому, что Люттвак не относится к числу пропагандистов, это всё же серьёзный аналитик, консультирующий Пентагон.
Нам кажется, что в этой публикации две составляющие.
С чисто военной точки зрения Люттвак просто опирается на имеющийся опыт компенсации качества количеством, что мы видели во врем Второй мировой, Корейской, Вьетнамской войн.
Военкоры из канала «Старше Эдды» пишут: «Расчёт Люттвака строится на том, что Россия не будет проводить дополнительную мобилизацию и Украина сможет обеспечить 4—5- кратное преимущество в живой силе, а потери ВСУ в ходе мясных штурмов высшей категории не достигнут критических, после которых сломается общество».
Правда, вопрос об объёмах техники и вооружения, а главное, о готовности Запада дальше финансировать эту войну, всё равно остаётся нераскрытым. Да и когда именно произойдёт «слом общества» (учитывая данные численности населения, приведённые Klymenko Time)?
Ну и самое главное: если попытка завалить российские войска трупами не удастся и Украина потерпит поражение — ничего страшного не случится, ведь те люди, которые сражаются на противоположной стороне, по сути могли бы с тем же успехом быть в составе российской армии. Т. е. Запад цинично и целенаправленно лишает Россию человеческого ресурса, который ещё может быть получен.
Ну а Зеленский 23 августа сказал, что «военные ко мне обратились, чтобы дать возможность больше мобилизовать», но от детальной информации воздержался.