Фраза эта стала мемом, символизирующим и зависимость, и трудновыполнимость требований. Отношения Украины и НАТО накануне июльского саммита очень похожи на представленные в мультфильме.
Авторы издания Politico советских мультфильмов не смотрели, да и вряд ли у них в принципе появились бы такие аналогии — они-то наверняка считают, что это Украина зависит от Запада, а не наоборот.
Однако содержание опубликованной 9 июля статьи «Западные державы спешат выполнить обязательства по безопасности Украины» свидетельствует скорее о том, что слуги, не имея возможности буквально выполнить волю хозяина, ищут какой-то заменитель.
Воля «хозяина» понятна, как понятна и неспособность НАТО её выполнить: «Киев хочет как можно скорее вступить в НАТО, получив доступ к хвалёному пункту статьи 5 альянса: нападение на одного — нападение на всех. Но многие союзники по альянсу в целом согласны с тем, что Украина может присоединиться к нему только после окончания войны».
Тут, в общем, понятно: немедленное принятие Украины в НАТО требует от организации применения 5-й статьи. Статья эта — вещь в себе. Она никаких определённых действий не предполагает, но вариантов всего два: либо взять на себя ответственность за восстановления территориальной целостности Украины и вступить в войну с почти стопроцентной вероятностью обмена ядерными ударами, либо публично продемонстрировать, что пятая статья никаких гарантий не даёт.
То и другое для НАТО — способ коллективного самоубийства. По этой же причине не может быть разумной альтернативой «Киевский договор по безопасности».
Зеленский, при всей своей неадекватности, должен это понимать и логично предположить, что он ждёт более или менее реалистичных шагов НАТО навстречу Украине.
По контексту получается, что Украина, несомненно, будет членом НАТО в неопределённой перспективе, а сейчас обсуждаются только временные меры, до того как желание Киева будет удовлетворено. И выглядят они как «дань за 12 лет» (точнее, за 32 года, но не суть).
Предлагаемая программа в самом кратком изложении выглядит так:
Во-первых, НАТО будет «в течение очень долгого времени оснащать их вооружённые силы, мы будем их финансировать, мы будем их консультировать, мы будем обучать их, чтобы у них была сила сдерживания против любой будущей агрессии».
Во-вторых, при разности подходов к предоставлению помощи отдельных стран предполагается «зонтичная» структура (как мы поняли, речь идёт о механизме возмещения потерь техники и снаряжения стран, которые решили передать своё имущество Украине — сейчас загвоздка в основном в этом).
В-третьих, «Киев вряд ли получит твёрдое обещание о членстве в НАТО».
Таким образом, продолжается политика «широко открытых дверей, в которые нельзя зайти». Украине будут намекать на неизбежность членства в альянсе, но только после выполнения некоторых предварительных условий.
Сейчас главное условие — прекращение боевых действий, но важный момент состоит в том, что программа помощи рассчитывается на «очень долгое время».
Понятие расплывчатое, но скорее всего речь идёт о среднесрочной перспективе — в течение 3–5 лет, а может даже больше. То есть фактически признаётся, что потом появятся новые требования вроде восстановления контроля над Крымом невоенным путём (что, как мы понимаем, в настоящий момент выглядит задачей практически нерешаемой).
А вот на протяжении этого неопределённого переходного периода НАТО обязуется финансировать существование украинского государства. Не то чтобы Зеленскому вообще не будет о чём беспокоиться, но по крайней мере военные расходы Украины НАТО обещает взять на себя.
И это действительно «дань за 12 лет». Фактически НАТО признаёт свою зависимость от страны, не входящей в альянс, и платит ей за то, что она ещё не является членом альянса (в самом-то НАТО всё наоборот: члены сами несут свои обязательства, в том числе финансовые).
Помимо вопросов финансовых, есть вопросы чисто технические, а именно временная неспособность НАТО удовлетворить хотелки своих «союзников».
Вспомним мотивацию Байдена в связи с поставкой кассетных боеприпасов: «Это война, связанная с боеприпасами. И у них заканчиваются эти боеприпасы, а у нас их мало». Однако это вызов только в краткосрочной перспективе — вообще украинский конфликт сейчас используется правительствами НАТО для развёртывания гонки вооружений, нужной для противостояния с Китаем.
Так вот ты какая, Золотая Орда.