Станислав Стремидловский: Переезд ЧВК "Вагнер" в Белоруссию заставил польскую элиту поиграть мускулами

На протяжении многих лет правящая польская партия всегда говорила о том, что хочет больше Польши в НАТО и в Европейском союзе, считает эксперт-полонист ИА Regnum Станислав Стремидловский
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Собственный корреспондент издания Украина.ру в Восточной Европе Олег Хавич утверждает, что под предлогом противостояния военным группы «Вагнер», отправившимся в Белоруссию, Польша настаивает на вводе своих войск на Западную Украину.
— Станислав, действительно несколько тысяч бойцов ЧВК «Вагнер» в Белоруссии станут той соломинкой, которая сломает хребет и без того хрупкому равновесию сил в регионе?
— Не думаю, что это так. Прибытие «Вагнера» в Белоруссию только повод для правящей партии «Право и справедливость», ее лидера Ярослава Качиньского, для президента Анджея Дуды, премьер-министра Матеуша Моравецкого поиграть мускулами. Есть определённый спекулятивный момент. Он заключается в том, что ситуацию с «Вагнером» Варшава пытается использовать накануне саммита НАТО в Вильнюсе 11–12 июля. То есть использовать это как дополнительный аргумент для укрепления всего восточного фланга НАТО.
Хотя при этом некоторые польские политики считают, что раскручивание темы «Вагнера» в Белоруссии может сыграть против Варшавы, поскольку НАТО подумает-подумает и решит, что лучше иметь дело с Путиным, чем с непредсказуемым Пригожиным.
Станислав Стремидловский: кто онСтанислав Стремидловский — шеф-редактор церковно-политической редакции ИА REGNUM, эксперт по вопросам территориального и регионального планирования и развития
— В прошлом интервью вы говорили, что сообщение в британской прессе о том, что в Польше готовятся боевики для свержения власти в Белоруссии — это месседж Лондона Варшаве, чтобы не зарывалась. Получается, месседж не срабатывает, раз Качиньский делает такие заявления?
— А почему не срабатывает? Качиньский играет на внутреннюю аудиторию. Его заявления о том, что мы укрепим границу, подтянем военных. Еще сильнее будем укреплять этот несчастный забор для внутреннего пользования. Поэтому в проправительственных изданиях будет раскручиваться тема беженцев. Пограничники будут сообщать о задержании и выдворении очередной группы беженцев в 200–300 человек. То есть границы на замке.
То есть внешний фактор играет на избирательную программу «Право и справедливости», которой нужно показать полякам, что все нормально, граница на замке. Мигранты из Азии, Африки, подозрительных с точки зрения польского человека стран, в Польшу не попадут. А вот если придет «Гражданская платформа» — и забор сломают, и ворота откроют, и Польшу затопят орды псевдобеженцев с востока.
— А как вам тезис автора статьи о том, что для того, чтобы «перебить» усиление Польши другие страны Альянса могут ускорить передачу Украине истребителей и дальнобойных ракет, то есть НАТО усилит свое военное присутствие на Украине?
— Не думаю, что если страны Запада будут принимать решение о передаче ракет и F-16, они будут руководствоваться желанием насолить Польше. Здесь мой друг Олег Хавич оказался еще большим поляком, чем сами поляки.
— А чего конкретно Польша добивается от НАТО?
— На протяжении многих лет правящая польская партия всегда говорила о том, что хочет больше Польши в НАТО и в Европейском союзе. Иногда желания сбываются, но не так, как мы хотели. Я с большим интересом ознакомился со статьей бывшего министра обороны Польши Яна Париса в проправительственном польском издании wPolityce.
Польская армия готовится к возвращению на Волынь. И при чём тут группа "Вагнер"Под предлогом противостояния военным группы "Вагнер", отправившимся в Белоруссию, Польша настаивает на введении своих войск на Западную Украину. Речь идёт об участке белорусско-украинской границы на Волыни
Парис проповедует очень крамольные тезисы для нынешнего польского политикума. Он предлагает задуматься: а так ли уж надо Польше активно лоббировать Украину в Евросоюзе и НАТО. Потому что если ее за уши насильно тащить в ЕС, то это может вызвать взрыв антиукраинских фобий у европейцев. А еще более интересный тезис: оружие вряд ли поможет Украине в войне с Россией. Украине нужно думать о переговорах, и это подразумевает определённые уступки со стороны Украины, в том числе то, что она согласится на внеблоковый статус. Как это было в Будапештском меморандуме 1994 года.
Я не буду преувеличивать значение одной этой публикации, но раз она появилась в издании, которое активно поддерживает «ПиС» и делало это еще когда «Право и Справедливость» была в оппозиции, определённые дискуссии в польских кругах относительно пересмотра прежней концепции по Украине наблюдаются.
Есть еще один интересный момент. Вроде бы сбылась мечта «Права и Справедливости» и они заставили немцев открыто называть Россию врагом в своей первой в нынешней истории Германии стратегической концепции по безопасности. Киевскому режиму передали танки, но мы видим дальше, что Германия на этом не останавливается и начинает продвигаться на восток. Я имею в виду заявление немецкого министра обороны Бориса Писториуса о постоянном присутствии в Литве на уровне бригады бундесвера численностью 4 тысячи человек.
Она должна быть развернута в течение 2–3 лет, но сам факт этого заявления кое о чем говорит. На месте Польши я вспомнил бы историю Брестского мира 1918 года, когда аналитики имперского генштаба Германии прописывали концепцию пробуждения государственности частей Российской империи в виде Белоруссии, Литвы, Украины. Германия стояла за решением о создании литовского государства в 1918 году, гетман Скоропадский просто управлялся из Берлина и Вены. Да и такая странная формация, как Белорусская народная республика в том же 1918 году появилась с подачи Берлина.
"Давайте не дразнить Россию". Запад ищет формат "победы Украины"Судя по всему, в Киеве не настроены на поиски компромиссных решений для завершения или приостановки конфликта. По крайней мере, на официальном уровне продолжают говорить о войне "до победного конца"
А теперь представьте, если пробужденная злая Германия снова решит, что ей нужно присутствовать на постсоветском пространстве более активно и притом не в качестве мягкой силы в виде Института Гете, а в виде армии, в виде hard power. В таком случае получится, что «ПиС» собственными руками загоняет Польшу в окружение, где на Западе будут немцы, а с востока будут окружать немецкие сателлиты. И эта та самая Германия, которую «Право и Справедливость» склоняет на каждом шагу, обвиняя ее в попытке добиться доминирования в Европе.
— Таким образом Германия строит Четвёртый рейх?
— Вы сейчас повторили тезисы, которые встречаются на страницах польских газет.
— А американские «Абрамсы», первую партию которых недавно получила Польша, это дровишки, которые американцы подбрасывают в очередной европейский костер?
— Вряд ли, для американцев это просто бизнес. Они взяли Берлин под свой контроль, а Польша… когда она серьезно заботила американцев? Украина сейчас в американской политике более серьезный фактор, чем Польша. Байден вынужден реагировать на чихи Зеленского. До поляков дела нет.
Рекомендуем