Украинское наступление и уроки Прохоровки. Залужного, конечно, не расстреляют, но карьеру испортят

Командующего 5-й гвардейской танковой армии Павла Ротмистрова, по его собственным воспоминаниям, Сталин хотел расстрелять за... Прохоровку. Да-да, за то самое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, которое считается решительной победой и переломным моментом Курской битвы
Подписывайтесь на Ukraina.ru
К 11 июля II танковый корпус СС обергруппенфюрера Пауля Хауссера прорвал оборону войск Воронежского фронта Николая Ватутина на всю глубину и вышел на оперативный простор в районе Прохоровки. Чтобы купировать кризис, навстречу ему были брошены войска стратегического резерва ставки — Степной фронт в составе 5-й гвардейской танковой армии и 5-й гвардейской армии Алексея Жадова.
Контрудар происходил в лучших традициях 1941 года (выражаясь языком современных игр, «ололо-свет» и «зерграш») — без доразведки, при весьма неопределённом представлении о поле боя. В результате вместо выхода во фланг одной из немецких группировок, удар был нанесён в лоб по изготовившимся к обороне в узком дефиле между заболоченной поймой реки Псёл и железнодорожной насыпью главным силам немцев.
Советские танковые бригады упёрлись в старый советский же противотанковый ров и началась бойня — советские потери оцениваются более чем в 300 танков только уничтоженными, немцы потеряли порядка 70 танков повреждёнными (большая часть их потом была восстановлена). Число уничтоженных немецких танков было не более 5 штук.
5-я гвардейская танковая армия, предназначенная для развития успеха после прорыва немецкого фронта с целью выхода к Харькову, была обескровлена и не сыграла роли, предписанной советскими планами.
Самое интересное, что особого смысла в прорыве советской обороны у немцев не было, как и не было особого смысла в том, чтобы пытаться залатать эту прореху: ну вырвался Хауссер к Прохоровке — и что бы он там стал делать? Пытаться окружить своим корпусом (около 70 тыс. человек при 300 танках) почти миллионную советскую группировку на курском выступе? Серьёзно? С тем же успехом он мог направиться штурмовать Москву...
Юрий Кнутов: Если Россия выдержит наступление ВСУ до осени, она побьет их дистанционно и выйдет к ДнепруОсновная наша задача — не двигаться вперед. Мы уже вышли на демилитаризацию НАТО. Наша задача — обескровить противника, чтобы освободить Донбасс, а потом двигаться к левому берегу Днепра. Это нам по силам
Впрочем, легко критиковать советских военачальников, которые принимали решения 80 лет назад исходя из тех сведений, которые были у них тогда, а не из тех, которые есть у нас сейчас...
Впрочем, вернёмся к нынешним реалиям.
Считающий себя министром обороны Алексей Резников прокомментировал ход украинского контрнаступления следующим образом: «Для нас главной ценностью является жизнь и здоровье наших защитников и защитниц. Поэтому мы не используем тактику мясорубки. Наши офицеры, наши командиры маневрируют, ищут возможности, аккуратно двигаются». В переводе на человеческий язык это означает официальное признание того, что украинское наступление забуксовало — о необходимости ценить жизни солдат вспоминают обычно именно в таких случаях.
Не то чтобы ситуация была особенно трагичной для ВСУ.
С одной стороны, время ещё есть. По прогнозу американской консалтинговой компании EURASIA GROUP, опубликованному накануне начала наступления, ВСУ должны с вероятностью 50–60%, взять Мелитополь к сентябрю 2023 года. Сейчас ещё июнь не закончился.
С другой стороны, большая часть резервов ВСУ ещё в бою не была. В частности, не были замечены в поле британские танки Chаllenger, с которыми по неизвестной науке причине связываются какие-то «надежды» (причины известны: у них лучшая защита, чем у Leopard'ов, но эффективность применения танков не от этого зависит).
Автор не является военным экспертом, академиев не кончал, но подозревает, что при планировании стратегической наступательной операции войска делятся на три эшелона — прорыва, развития успеха и закрепления.
Сейчас забуксовал первый эшелон, не преодолев даже предполья «линии Суровикина» (да-да, к главной линии обороны украинские войска даже не подошли!). Надо отметить, что выглядел он довольно странно. Обилие в первом эшелоне иностранной военной техники противоречит военному опыту, по которому в ударных соединениях должно быть больше пехоты и артиллерии.
Скорее всего, замысел Залужного состоял в том, чтобы раздёргать российские войска ударами по неглавным направлениям («цирк Буданова» в Белгородской области) и создать угрозу левому флангу российского построения, подорвав дамбу Каховской ГЭС. А после этого — «психические атаки» с массовым использованием западной техники на главном направлении, в расчёте на то, что русские побегут. А они почему-то не побежали.
Самая позорная военная операция: в Турции предрекли печальный исход наступления ВСУОбозреватель турецкой газеты dikGAZETE Ильбер Васфи Сель считает, что наступление ВСУ закончится для Украины плохо. Об этом он написал в своей статье
Во время Великой Отечественной войны в такой ситуации силы второго эшелона вводились не в чистый прорыв (если мы не ошибаемся, таких случаев, предписанных теорией, в принципе не было), а когда темпы наступления первого эшелона критически снижались. Так, например, было в ноябре 1943 года, когда 3-я гвардейская танковая армия была брошена на непрорванную линию обороны вермахта перед Лютежским плацдармом.
В общем, сейчас перед командованием ВСУ стоит вопрос, что делать дальше.
Можно направить удар второго эшелона на главное оперативное направление и возможно даже прорвать «линию Суровикина». Однако, судя по потерям первого эшелона, эти войска будут обескровлены и развить наступление не смогут. Третий эшелон состоит в основном из пехоты и предназначен для обороны на новых позициях, эффективность его наступления будет сомнительна. В общем, перспектива взятия Мелитополя и перехвата «сухопутного моста» в Крым теряет определённость. Даже на уровне американского прогноза в 50% — то ли да, то ли нет.
Второй вариант, о котором пишет Олег Царёв, предполагает наступление по дну бывшего Каховского моря. Российские войска на этом направлении ориентированы на отражение возможного десанта, а не наступления в варианте «по морю, яко посуху». Тут, правда, есть несколько проблем.
Во-первых, начать его нужно не раньше второй половины июля — дно моря должно сначала высохнуть.
Во-вторых, основная группировка украинских резервов находится в Днепропетровской области. Скрыть их переброску на другое направление в принципе невозможно.
В-третьих, даже если наступление с этого направления будет успешным, можно выйти к крымским перешейкам. Можно, но не нужно — это значит подставить левый фланг войскам, которые обороняются на Ореховском направлении. Ну и вопрос о Мелитополе и Бердянске не стоит.
Украинское наступление: почему у ВСУ всё пошло так плохоУже неделю идет пресловутое украинское наступление, но кроме как овладением десятком давно оставленных сел на стыке Запорожской области и ДНР украинскому командованию похвастаться нечем
Третий вариант предполагает наступление на Донецк или Северодонецко-Лисичанскую агломерацию. Каких-то успехов тут вряд ли можно достичь. Даже взятие Северодонецка не будет иметь такого эффекта, как выход к Азовскому морю, уже объявленному внутреннем российским.
В общем, когда Залужный в последнем ролике (допустим, ролик современный, а не скомпилированный из старой нарезки) говорит о том, что всё развивается по плану, скорее всего, врёт.
Понятно, что Зеленский не Сталин, а Залужный не Ротмистров. Расстрелять Залужного не расстреляют (так ведь и Ротмистров уцелел), но виноватым в провале наступления сделают. И — прости-прощай политическая карьера (не факт, что сам Залужный на неё настроен, но он рассматривается как перспективный кандидат на выборах 2024 года).
Рекомендуем