За решение объявить иранцам экономическую войну проголосовали 328 украинских депутатов – то есть практически все, кто находился в этот момент в сессионном зале. Потому что все подобные резолюции поддерживаются сегодня единогласно.
Полувековые украинские санкции предусматривают полное прекращение любых торговых операций с Исламской Республикой, запрет на полеты и перевозки, а также блокирование передачи технологий и прав на интеллектуальную собственность, которую больше нельзя будет продавать Тегерану.
Инвестиции в иранскую экономику тоже строго запрещены, а иранские бизнесмены не смогут вывести с Украины свои капиталы.
Однако эксперты убеждены, что данное решение Киева в основном носит символический характер.
Отношения между двумя странами в течение последних лет были откровенно недружественными, межгосударственное сотрудничество на всех уровнях давно прекратилось, деловые контакты тоже оказались сведены к минимуму, а транспортное сообщение полностью остановлено.
Украина не может наказать Иран экономическим путем, потому что у нее нет для этого никаких рычагов.
Как написала сегодня иранская пресса, Зеленский может продлить свои санкции сразу на пятьсот или на пять тысяч лет – но эти цифры только подчеркнут тот факт, что украинские власти не в состоянии нанести с их помощью существенный ущерб Исламской Республике.
Вдобавок, Иран десятилетиями живет в условиях действительно серьезных рестрикций со стороны США и Евросоюза, и неплохо научился преодолевать их последствия – что уже неоднократно констатировали западные эксперты.
В чем же заключается практический смысл украинских санкций?
По мнению иранцев, это, прежде всего, пиар. Киев принимает участие в пропагандистской кампании против Тегерана, которую направляют из Вашингтона, отрабатывая военную, политическую и экономическую поддержку со стороны Запада.
"Повторение ложных претензий президента Украины против Исламской Республики Иран гармонирует с пропагандистской и медийной войной антииранской оси против правительства и народа Ирана и делается с целью привлечь как можно больше оружия и финансовой помощи от западных стран", – заявил об этом пресс-секретарь Министерства иностранных дел Исламской Республики Насер Канани.
Накануне голосования в Верховной Раде украинские СМИ активно распространяли недостоверную информацию, согласно которой Иран якобы открыл боевые действия против Афганистана.
Как выяснилось, ее первоисточником являлись пропагандистские западные телеканалы Afghanistan International и Iran International, которые базируются на территории США. А в Тегеране и Кабуле опровергли сообщения о конфликте, заявляя о том, что пограничные споры будут разрешаться мирным путем.
"В настоящее время у нас с афганцами нет никаких проблем. Пограничные пункты открыты для движения, обстановка спокойная", – сказал в понедельник министр внутренних дел Ирана Ахмад Вахиди.
Иранские блогеры обратили внимание, что слухи о пограничной войне с Афганистаном активно разгонялись на Украине, которой вроде бы не должно быть дела до отношений между двумя азиатскими государствами. И эта провокаторская позиция явно не добавила симпатий к украинским политикам.
Помимо этого, у антииранских санкций Киева могла быть еще одна политическая причина.
Зеленский надеется, что новый санкционный пакет благосклонно встретят в Израиле, который занимает осторожную поддержку в отношении украинского конфликта.
С начала 2022 года в Израиле уже сменилось правительство, но никто из израильских политиков не передал Украине ничего из основной номенклатуры современных летальных вооружений – несмотря на настойчивые требования и постоянные упреки, звучащие со стороны украинского президента.
Действительно, израильский посол в Киеве сразу же поприветствовал новые рестрикции. Но эта реакция тоже является символическим жестом.
В Тель-Авиве хорошо знают, что украинские санкционные ограничения не нанесут иранцам серьезного ущерба. А израильское правительство занимает прагматичную позицию, не торопится выполнять просьбы Банковой – опасаясь, что Иран может получить в этом случае новые современные вооружения и военные технологии от Москвы.
В то же время санкционная война против Ирана нанесет Украине большой репутационный ущерб в глазах жителей исламского мира и у остальных неприсоединившихся государств, которые стараются занимать нейтральную позицию по отношению к украинскому конфликту.
Исламская Республика только что наладила отношения с основными суннитскими странами, восстановив дипломатические отношения с Саудовской Аравией. А сейчас Тегеран готовится обменяться послами с Египтом – впервые с 1980 года, когда Каир предоставил убежище свергнутому иранскому шаху Мохаммаду Резе Пехлеви, после чего его контакты с иранцами оказались разорванными на сорок три года.
Таким образом, Иран во многом преодолел изоляцию, в которую его надеялись загнать путем дипломатического давления и экономических санкций. Ближний Восток активно консолидируется, демонстрируя растущую политическую самостоятельность, которую не могут подавить в Вашингтоне. А это значит, что враждебность в отношении Тегерана сыграет сейчас против Киева, который проигнорировал эти важные тренды.
Жители огромного, богатого и стратегически важного региона, простирающегося от Сахары до Гималаев, убедились, что Украина отказалась от защиты национальных интересов в пользу продвижения интересов США.
А украинское правительство выступает политическим орудием Вашингтона, которое направлено то против России, то против Ирана, или против другой страны – в зависимости от задач и целей американской администрации.
Это также соответствующим образом оценят в Китае, где в последнее время активно укрепляют экономические и политические контакты с Исламской Республикой. Тем более что Зеленский сделал сегодня выпад в адрес Пекина, заявляя, что КНР "не поддерживает напрямую позицию Украины".
Пятидесятилетние санкции против Тегерана закрепляют за Киевом репутацию зависимого государства.
И жесткая антииранская риторика украинских политиков будет рассматриваться в неприсоединившихся государствах как вызов исламскому Востоку и глобальному Югу, которые пытался агитировать в свою пользу президент Украины.