Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Малек, как вы считаете, будут ли США повышать уровень госдолга, какие настроения сейчас в парламенте?
— Нам, конечно, не стоит обольщаться и надеяться на то, что американцы сами себе устроят дефолт. Скорее всего, этого не будет.
Хотя, конечно, то, как они до последнего момента тянут, — это тоже вызывает некоторую обеспокоенность на Западе в целом, потому что, как мы с вами отлично понимаем, если дефолт случится, то все держатели американского госдолга окажутся под ударом. Это Япония, Евросоюз, Британия — отчасти монархии Персидского залива.
И отчасти Китай, который сейчас постепенно избавляется от госдолга США, но не успел полностью избавиться, на руках у Китая американских облигаций примерно на 800 миллиардов долларов, Китай это тоже заденет.
Для России значимых рисков это не несет, потому что, как мы знаем, у нас уже все заморожено на Западе, и поэтому мы уже ничего не теряем.
Другое дело, если дефолт все-таки случится, это вполне может привести к рецессии в США и в мире, и это может ударить по ценам на энергоносители, по касательной нас может все-таки задеть, но это уже в среднесрочной перспективе, не прямо сейчас.
Прямо сейчас, если дефолт будет — это приведет к обвалу на фондовых биржах, это приведет к обвалу курса доллара, к росту безработицы в США, ну и в целом к значимым проблемам в американской экономике, а потом уже, конечно, по касательной это ударит по всем остальным странам.
Ну все-таки я думаю, пока что этот сценарий маловероятен. То, как они сейчас тянут до последнего, оно может технически привести к ситуации, когда времени не хватит вовремя согласовать. И на пару дней такой скоротечный дефолт может все-таки произойти, поэтому я полностью не исключаю такой сценарий.
Но я думаю, что все-таки в самый последний момент, в начале июня, обе партии договорятся. Поэтому для нас это базовый сценарий. Нам не стоит надеяться на то, что они сами себе испортят жизнь. Скорее всего, не испортят.
— Есть некий след внешней политики для того, чтобы разыграть некую драматургию.
— Конечно. Безусловно, у них там это внутривашингтонское противостояние республиканцев и демократов — это вечная история. Но самоубийц в Вашингтоне нет. И тех, кто готов привести свою экономику к краху дефолтом, — тоже нет.
Плюс мы отлично понимаем, что это будет грандиозный репутационный удар для США. И все процессы, связанные с дедолларизацией, резко ускорятся. Какое может быть доверие к стране, которая так объявляет свой дефолт просто потому, что у вас, извините, политическая система нормально не функционирует, и вы не можете договориться о такой базовой вещи, как новый бюджет.
Понятно, что доверие будет утеряно навсегда к Америке. Поэтому последствия будут самые масштабные для США, если это случится. На мой взгляд, наверное, все-таки этого не случится.
Но будем наблюдать, осталось недолго. Я думаю, это будет очень интересно, и чем ближе дедлайн — тем интереснее это все будет.