Артёмовск: феномен "медийной битвы". Как и когда оценить результат

Если обратиться к такому ценному историческому источнику, как перестроечная публицистика, то можно легко заметить, что ключевая идея её — "так жить нельзя"
Подписывайтесь на Ukraina.ru
В СССР, дескать, «экономика абсурдов и парадоксов», обусловленная политическим курсом, при власти находится геронтократия, а войскам даются приказы взять город к 7 ноября невзирая на потери...
Собственно, последующие исторические исследования доказательств политически обусловленных штурмов нашли не так уж много.
С места можно вспомнить два: пресловутый отчёт красноармейцев ЛенинуДорогой Владимир Ильич! Взятие Вашего родного города — это ответ на одну Вашу рану, а за вторую будет Самара»), ну и январское наступление 1945 года, когда Сталин откликнулся на слёзные просьбы Черчилля спасти союзников, терпящих поражение в Арденнах.
В общем случае, разумеется, какой-то успех к очередному пролетарскому празднику или революционной годовщине приветствовался, но при военном планировании учитывался постольку, поскольку это в принципе было возможно.
С перестройки прошло треть века, и мы убедились, что рыночная экономика подвержена политическим влияниям ничуть не в меньшей степени, чем плановая, что мы ещё мало знаем за геронтократию при власти и что военные операции могут, в принципе, не преследовать собственно военных целей.
Явление, когда сказки перестроечных публицистов вдруг оборачиваются реальностью, но уже со знаком плюс (потому что во имя демократии, рыночной экономики и прав человека) я называю «позитивной рекоммунизацией».
А теперь вернёмся, собственно, к Артёмовску.
Бахмут взят, слава Артемовску. Что дальше?Окончательное освобождение Артёмовска (ещё вчера называвшегося Бахмутом) можно отнести к весомому успеху российских сил на этом направлении. Накануне основатель частной военной компании (ЧВК) "Вагнер" Евгений Пригожин сообщил, что российским войскам удалось установить полный контроль над городом. По его словам, операция продлилась 224 дня.
Что больше всего поражает в этой эпической битве за городок с населением менее 100 тысяч человек, так это полнейшая военная бессмысленность операции с обеих сторон.
Артёмовск не является «воротами Донбасса» — это просто часть оборонительного узла, созданного ВСУ в захваченной части Донецкой области. После его взятия придётся штурмовать Часов Яр, Краматорск, Славянск... Тоже в лоб? С такими же потерями?
Извините, это не Сталинград, это Верден и Сомма в одном флаконе. Никаким стратегическим переломом тут даже близко не пахнет. Просто перемалывание живой силы.
Относительно «перемалывания». Украинская сторона понесла бо́льшие потери, чем «Вагнер». Во всяком случае так говорит Пригожин, а мы ему, при отсутствии официальных оценок, верим.
Хотя сомневаемся: в ходе боевых действий статистика всех армий мира со времён Ашшурбанапала строится на принципе занижения своих потерь и завышения вражеских. Причём связано это только с пропагандистскими, но и с чисто методическими проблемами: свои потери определяются по документации, а вот вражеские — по оценке (все тела не пересчитаешь).
Но нанесло ли это существенный ущерб ВСУ?
С одной стороны, как бы да: 50 тысяч (если верна оценка Пригожина) даже для почти миллионной украинской группировки — довольно болезненная потеря.
С другой стороны, мы знаем, что украинская сторона не использовала в районе Артёмовска стратегические резервы — подготовленные для наступления корпуса находятся в районах постоянной дислокации. Передвижения войск замечены в других регионах.
Потеря времени и отсрочка украинского наступления? По моему мнению, отсрочка была связана вовсе не ситуацией на фронте, а с внешнеполитическими задачами режима Зеленского — ему важно сохранять внимание к украинскому кризису с целью получения военно-экономической помощи и сохранения своего международного авторитета как лидера «мировой антипутинской коалиции».
Между тем после наступления (независимо от его результативности) внимание к украинскому кризису ослабнет, а давление на Киев с целью достижения какого-то соглашения усилится.
Что после Бахмута? Прогнозы российских и украинских экспертовПрезидент России Владимир Путин поздравил штурмовиков группы "Вагнера" и военнослужащих российской армии с освобождением Артемовска (Бахмута) в ДНР. Об этом, ссылаясь на пресс-службу Кремля, сообщили российские СМИ. Событие произошло 20 мая. Что дальше? Анализ от экспертов
В общем, потеря Артёмовска не влияет на способность ВСУ ни к обороне, ни к наступлению.
В этом отношении операция по его взятию сродни операции по взятию Мариуполя. Но там хоть какой-то смысл был — в условиях недостатка сил на фронте (почему она возникла – другой вопрос), просто осаждать Мариуполь было некогда.
С другой стороны, от его штурма мы ничего не выиграли, кроме понимания, что война будет очень тяжёлой. И то сказать: судя по заявлениям Пескова, понимание это возникло далеко не у всех: некоторые до сих пор пребывают в парадигме «спецоперации», которая идёт по плану и цели которой обязательно будут достигнуты (мнение Пригожина по этому поводу известно, я о неадекватности провозглашённых целей и средств их достижения писал ещё в апреле).
Но не может же быть такого, чтобы столь масштабная битва вообще не имела целей? Нет, конечно. Цели у неё были, но чисто политико-идеологические.
С украинской стороны оборона Артёмовска (кстати, в фантазиях украинской пропаганды она до сих пор продолжается) была обусловлена тезисом о том, что Украина перешла в наступление, и теперь-то уж ни один город сдан не будет (сам Зеленский этого не говорил — передоверил Арестовичу*).
Теперь предпринимаются усилия для того, чтобы отвлечь внимание общества от артёмовского провала — тут и рейд в Белгородскую область, и заявления о том, что наступление уже идёт (оно, кстати, действительно идёт, но реальность его перехода к массовым прорывам неочевидна).
С российской стороны штурм Артёмовска на протяжении нескольких месяцев был, с моей точки зрения, демонстрацией того, что российские войска хоть где-то, но наступают. Тут задача тоже политико-идеологическая — находясь в обороне, нельзя ни перехватить инициативу у противника, ни достичь цели спецоперации (в чём бы они не состояли).
Евгений Пригожин и ЧВК "Вагнер". Как Бахмут стал ловушкой для КиеваБиография знаменитого руководителя ЧВК "Вагнер", Героя Российской федерации, Героя ДНР и ЛНР Евгения Пригожина - пример удивительных зигзагов судьбы. И впереди у него наверняка - новые, не менее удивительные повороты.
Получается, что с обеих сторон бои за Бахмут-Артемовск имели не столько стратегическое или даже тактическое значение, сколько чисто политическое. Плохо это или хорошо — покажет время.
Та же Сталинградская битва имела как стратегическое значение (не пустить немецкие армии далее на юг, к нефтеносным месторождениям Каспия), но еще большее политическое: победа в ней оказалась и психологическим ударом по немецкой армии, и подтолкнула тогдашних союзников к открытию второго фронта.
Но в целом эту оценку Сталинградская битва получила уже значительно после самого события, далеко не сразу.
Возможно, мы сейчас тоже не в полном смысле может оценить битву за Артёмовск. Может быть, позже, по результатам всей военной кампании мы поймем, что это была стратегически важная победа, а может быть, оценим её как бессмысленную трату сил и ресурсов.
Как уже было сказано, война всегда предполагает медийную составляющую. Поэтому эффект может быть по-настоящему исследован не в момент принятия решения, победы и прочее, а по результатам, которые в таком деле проявляются не сразу.
Уже по ходу событий проявились частные цели, на появление которых никто не рассчитывал:
— усиление политических позиций Пригожина, который до Артёмовска самостоятельной политической фигурой не был;
— публичное обсуждение проблем российской армии и ВПК — опять же, благодаря Пригожину.
Честно говоря, мы не думаем, что этих целей в принципе стоило достигать. Лучше бы проблемы военного ведомства решались в рабочем порядке, без привлечения внимания общественности (хотя, если быть честным, МО не демонстрирует способности к самореформированию).
Но в заключение стоит, конечно, добавить в эту бочку дёгтя ложку мёда. Нынешняя война, как мы уже поняли, идёт прежде всего в информационном пространстве.
Потому телодвижения чисто медийного характера, вроде набегов на приграничные районы Белгородской области и бессмысленного в военном плане налёта на Кремль, будут продолжаться. А la guerre comme à la guerre.
* Алексей Арестович включен в перечень террористов и экстремистов.
Рекомендуем