Да, их нужно лечить в госпиталях и давать им льготы. Но не надо делить армию на кадровых военных, мобилизованных, вагнеровцев и добровольцев. Это только ослабляет нас, считает военный эксперт Института стран СНГ Владимир Евсеев.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Владимир Валерьевич, ранее Евгений Пригожин заявил, что в ходе боев за Артемовск погибли 50 тысяч солдат ВСУ и 20 тысяч вагнеровцев. Если эти цифры правдивы, насколько для нас критично такое соотношение потерь?
- Это говорит о том, что число потерь в городских боях составляет 1 к 2,5. Это говорит о высоких потерях "Вагнера". Хотя возможно, что они несколько завышены. Потому что по нашим данным, корпуса "Вагнера" составляет 25 тысяч человек. По западным данным его численность составляет 45-50 тысяч.
В любом случае это говорит о том, какой ценой досталась нам победа. Но я хотел бы уточнить, что среди убитых 50 тысяч солдат ВСУ были бойцы из наиболее боеспособных частей противника. Это 10 полноценных бригад (у них каждая бригада по 5 тысяч).
Фактически корпус "Вагнера" за два месяца полностью уничтожил 10 боеспособных бригад ВСУ. Учитывая, что эти бригады могли быть задействованы на Запорожском направлении, то это во многом исключило возможность широкомасштабного наступления ВСУ.
Более того, на войне на каждого убитого приходятся другие безвозвратные потери и раненые разной степени тяжести. И если ВСУ действительно потеряли убитыми 50 тысяч человек, то они получили еще 50 тысяч безвозвратных потерь и еще 50 тысяч ранеными.
Таким образом, ВСУ фактически потеряли не 50, а 150 тысяч бойцов, из которых 100 тысяч уже точно нельзя использовать на поле боя. То есть противник потерял не 10, а 20 бригад. А еще есть 10 бригад, которым нужно перекомплектование.
Речь идет о том, что на Артемовском направлении за два месяца было разгромлено 30 бригад ВСУ, из которых 20 – это безвозвратные потери, а 10 бригад как минимум небоеспособны. Всего они потеряли 40 бригад.
- А если ВСУ потеряли 40 бригад, с чем они собираются выступать сейчас?
- Конечно, у них что-то есть. Но у них есть и высокая убыль. Битва за Артемовск лишила Украину весеннего наступления и обесценила летнее наступление из-за огромной убыли воинских соединений.
Что касается наших потерь, то я сомневаюсь, что там на самом деле погибли 20 тысяч вагнеровцев. Пригожин и раньше отличался тем, что он преувеличивал собственные потери и сложности.
Дело в том, что если 20 тысяч вагнеровцев были убиты, то на них должны приходиться 20 тысяч раненых.
- Получается, "Вагнер" потерял 40 тысяч бойцов и должен был прекратить существование?
- Да. Если исходить из слов Пригожина, то всего "Вагнер" потерял 60 тысяч человек. "Вагнер" должен был превратиться в ноль, чего не произошло.
Повторюсь, даже западные источники говорят, что их там 45-50 тысяч. По нашим оценкам их еще меньше – 25-30 тысяч. Так что это совершенно нереальные цифры. Возможно, что 20 тысяч – это общее число убитых и раненых. Тогда это было бы логично. Иначе не было бы смысла отводить вагнеровцев на переформирование.
Так что в словах Пригожина есть некое лукавство. Он хочет показать ту степень тяжести, которое несет его подразделение в борьбе с ВСУ. Я это понимаю. Но не надо преувеличивать собственные потери и преуменьшать роль других воинских частей.
Во-первых, они прикрывали фланги. Во-вторых, артиллерию не всегда применяли только вагнеровцы. У них же есть орудия до 150-мм, а все, что свыше – точно не их. В-третьих, авиации у них очень мало. Так что в этой ситуации Пригожин пытается перетянуть одеяло на себя.
Я уже говорил, ЧВК "Вагнер" – это острие копье. Но есть и другая часть копья, без которых копье работать не может. Понятно, что к вагнеровцам нужно относиться как к обычным военнослужащим.
Да, их нужно лечить в госпиталях и давать им льготы. Но не надо делить армию на кадровых военных, мобилизованных, вагнеровцев и добровольцев. Это только ослабляет нас. Я в этом вижу серьезную проблему.
Пригожин своими заявлениями создает внутри армии отсутствие единства. Это недопустимо. Не надо разделять армию на ЧВК и Минобороны.
Еще мне кажется, что Пригожину нужно перестать критиковать Минобороны и заниматься своими делами. Проблемы решать надо, но не надо их выносить в публичное поле. И категорически нельзя способствовать панике, какой бы это ни было вызвано причиной.
- Вы понимаете, почему именно Артемовск стал таким местом для боев?
- Изначально Артемовск был крупным местом формирования и комплектации ВСУ. И Киев воспринимал потерю Артемовска как потерю всего Донбасса.
К тому же, был имиджевый вопрос. Противник хотел показать, что они могут удержать город, поэтому Запад должен был дать им больше оружия. Это был важный внутриполитический вопрос. Хотя с военной точки зрения это было бессмысленно. ВСУ не должны были удерживать его до последнего.
- Учитывая потери обеих сторон, сколько сейчас продлится оперативная пауза?
- Реальной паузы не будет. На отдельных участках фронта будет ослабление, а на других – усиление. Совершенно понятно, что ЧВК "Вагнер" понес серьезные потери, поэтому нужно его переформировать. Но это произойдет в условиях непрекращающихся боевых действий.